08.07.2020 16:26

Рыболовецкая удача Поморья

Фото Артёма Келарева
Генеральный директор АТФ Алексей Заплатин

Она длится целый век благодаря Архангельскому траловому флоту

Повод для встречи с Алексеем Заплатиным, директором этого поистине легендарного предприятия, как раз самый радостный – столетний юбилей

История Архангельского тралового флота началась 29 июня 1920 года, когда первый траулер Т-30 вышел из Архангельска на промысел в Баренцево море. За столетнюю историю у Архангельского тралфлота было много ярких трудовых страниц, но он пережил и тяжёлые времена. В частности, для АТФ кризис девяностых затянулся и продолжился в двухтысячных, когда почти все суда были превращены в металлолом, разрушена береговая инфраструктура, распался трудовой коллектив.

В самое тяжёлое время для предприятия его возглавил Алексей Заплатин, а произошло это в 2014 году.

Генеральный директор АТФ Алексей Заплатин– Алексей Павлович, для начала вспомним то время. С чего вы тогда начинали, что посчитали самым важным предпринять в первую очередь?

– Я и команда, которая пришла в то время в АТФ, понимали, какая у него история. И она нас ко многому обязывала. Я начал с того, что встретился с ветеранами. Ведь в Архангельске нет ни одной семьи, которая не была бы связана с тралфлотом – за столетнюю его историю кто‑то непременно здесь работал. Ветеранская организация в то время уже еле существовала, но сами ветераны держались вместе – на флоте так принято. Тогда собралось их человек десять в небольшой комнатке. Я зашёл, увидел их, и у меня мороз по коже пробежал. Это люди-глыбы! Они – подлинная история тралфлота, они за него переживают, как никто другой. И когда ветераны поняли, что цель у нас одна – сохранение флота, – я получил от них полную поддержку. И сейчас они самая главная моя опора – говорят в лоб всё, что думают, критикуют без оглядки, если считают нужным, но и дружбой дорожат. И я, конечно, очень дорожу их дружбой – мы, когда ещё была возможность, собирались, общались неформально, отмечали праздники…

– Жаль, что столетний юбилей из‑за пандемии не удалось отметить по‑настоящему…

– Мы тоже об этом сожалеем, конечно, поздравим ветеранов, сделаем им подарки. А сейчас ждём поддержки от руководства области и Архангельска в том, чтобы на следующий год отметить 101‑ю годовщину Архангельского тралового флота. Город должен знать, что рыбный промысел жив и будет жить. Потому что здесь есть традиции и есть кому их продолжать.

– В современных условиях что означает продолжение этих традиций?

– К примеру, мы первыми в современной России стали строить тралы. Раньше строили за рубежом. У одного нашего судна, построенного в ГДР, крёстной мамой даже стала тогда ещё начинающий политик Ангела Меркель.

– Сейчас в России суда стали строить из‑за санкционных ограничений на Западе?

– Нет, это условие инвестиционного проекта – чтобы получить квоты на вылов рыбы, надо построить судно на отечественной верфи. В обиходе это называется «квоты под киль». Мы свой первенец, траулер «Баренцево море», строим в Выборге.

– И таким образом государство пытается поддержать отечественное судостроение. С вашей точки зрения, такая политика оправдана?

– Оправдана, конечно. Хотя есть несколько но… На иностранных верфях пока строят быстрее, дешевле и качественнее – мы и сейчас там строим свои суда, в частности в Хорватии и Турции. На верфи в Выборге у нас заложено ещё три траулера. Мы понимаем, что строительство следующих судов пойдёт легче, ведь появился опыт. Лиха беда начало! А вообще, на разных верфях страны у нас заложено порядка сорока траулеров, мы даже до Карелии дошли. Все верфи заняты нашими заказами. В Нижнем Новгороде, на заводе «Красное Сормово» строим три краболова. У нас большая программа обновления флота, а заодно поднимаем с колен судостроительную отрасль России.

– Пандемия коронавируса сказалась на работе тралфлота? Или же люди потребляют вашу продукцию во все времена?

– Три месяца наш флот работал, нёс большие затраты, а за это время мы ни хвоста не продали. Ведь рынки были закрыты, а сети использовали прежние запасы, но главное, был закрыт Китай – основной рынок переработки продукции для всего мира.

– А Архангельск? Ведь он для вас всегда открыт…

– Если посмотреть потребность Архангельской области, то, чтобы накормить всех до младенца, требуется около двух тысяч тонн рыбы в год. Мы доставляем полторы – это треска и пикша. Плюс сельдь, камбала, палтус. А всего за год мы осваиваем сорок тысяч тонн.

– Значит, ваша продукция в основном идёт на зарубежный рынок?

– Так было всегда – ведь рыба, как лес, нефть и газ – источник пополнения валютозапасных резервов страны. Но мы, конечно, осваиваем и внутренний рынок – наша продукция уже продаётся в Санкт-Петербурге, Москве, сейчас выбираем транспортную логистику, как её быстрее доставить в среднюю полосу. Что касается Архангельска, основное место лова находится от него далеко, доставлять сюда продукцию неудобно и дорого…

– Вы это делаете из‑за соглашения с областным правительством? Читателям напомним, что в 2014 году Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, который приобрёл АТФ, и правительство Архангельской области заключили акционерное соглашение, согласно которому тралфлот должен ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысячи тонн рыбной продукции.

– Да, в 2014 году правительство области, которому досталась одна акция нашего предприятия, нас обязало заключить такое соглашение, но срок его действия закончился в 2018 году. Продлевать его нас уже никто не обязывал, мы это сделали добровольно – нам важно, чтобы в Архангельске всегда была наша продукция.

– Ваша продукция, действительно, очень качественная. По-настоящему натуральный продукт. Хочется спросить про секрет. Ведь у других так почему‑то не получается…

– Просто у нас есть специалисты, которые владеют старыми технологиями. Признаюсь честно, в Мурманске таких специалистов уже не осталось. Когда я впервые попробовал продукцию нашего рыбзавода, я сказал, что такой вкусной рыбы никогда не ел. Без преувеличения скажу, наш завод единственный в России, который выпускает рыбу без химии – по старым рецептам.

– Вы стали открывать свои магазины, хотя и торговых сетей сейчас много. С чем это связано?

– Не все торговые сети охотно берут нашу продукцию – ведь она дороже. Мне говорят – снизь цену до такой же, как … И называют одну известную фирму. Но она у нас закупает рыбу, и я знаю, что из килограмма, делает полтора. За счёт чего? За счёт добавки воды и химии. Или, к примеру, мы палтус коптим по всем правилам, на опилках. А у этой компании его просто поливают жидким дымом. У нас продукция премиум-класса, она не может стоить, как та, которая напичкана химией. Мы не гонимся за сверхприбылью, нам важно сохранить бренд и чтобы люди не забыли вкус настоящей рыбы. И неслучайно у нас много авторитетных наград именно за качество продукции.

– В прошлом году я была на международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге. О вашей продукции там отзывались с восхищением. В этом году форум отменили. Это серьёзная потеря для вас и рыболовецкого сообщества?

– Конечно, такие форумы важны. В год столетия мы намеревались по‑особому представить наше предприятие. Надеемся, что это получится сделать в следующем году. Форум важен для продвижения продукции, для обмена опытом. Именно там мы узнаём о новом оборудовании, там его можно заказать, заключить договоры, другие различные соглашения…

– Вы строите новые суда, закупаете современное оборудование. А на нём есть кому работать? Ведь многие предприятия жалуются на недостаток качественных кадров, да и в море ещё недавно молодёжь шла неохотно…

– Сейчас молодёжь в море пошла. Был период нашего становления, когда мы приглашали к себе на работу ребят из глубинки, а не только из поморских сёл, где есть традиции мореходства и рыболовства. За это время они выросли. Смотришь, вчерашний деревенский паренёк уже важно идёт под руку с женой, садится в хорошую машину, он также успел купить квартиру, теперь ни от кого не зависит.

– Но и работа в море тяжёлая…

– Конечно, море есть море. И всё же сейчас на новых современных траулерах и условия для жизни очень комфортные, и работа автоматизирована. А матрос у нас получает в среднем 200–300 тысяч в месяц. К тому же у нас полный социальный пакет, страховка ДМС, мы оплачиваем проезд к месту отдыха раз в два года и для нашего работника, и для членов его семьи.

– И можно предположить, что текучки у вас нет…

– Совсем нет. Конечно, люди уходят по каким‑то своим обстоятельствам, в том числе на пенсию. Желающих попасть к нам на работу очень много. Сейчас у нас практику проходят десять курсантов из нашей «рыбки», присматриваемся к ним…

– Есть такая пословица – рыбак дважды моряк. Она соответствует действительности?

– Вот смотрите, капитан торгового судна должен проложить маршрут и идти по нему. То же самое делает и наш капитан. Но также он ещё должен найти косяк рыбы, поставить трал, поднять его, проконтролировать технолога при переработке продукции. И во главе всего – капитан. Да он четырежды моряк! И вообще, на нём ответственность огромная, он официальный представитель компании за рубежом. А поскольку наш флот работает 24 часа в сутки, то и я работаю так же – капитаны со мной могут связаться в любое время, если есть в этом необходимость, например, если идёт речь о смене места лова.

– Алексей Павлович, рыбаки-любители верят в рыбацкое счастье и удачу. Бывает, что к одному рыба идёт, а к другому – нет. Понятно, что в промышленных масштабах в поиске рыбы задействована современная техника. И всё же, море ведь большое, здесь тоже удача играет свою роль? Вы в неё верите?

– Да, я верю в некий фарт. Есть пример – капитан грамотный, опытный, дисциплинированный, а рыбу не ловит, и всё тут! А буквально борт в борт с ним работает судно с другим капитаном – и у него она прекрасно идёт. Как говорится, рыба – дело водяное, где‑то стоит пересидеть, чтобы хватило терпения. А ещё ведь надо выдержать ассортимент – сколько и какой рыбы поймать. Это тоже непросто. У каждого капитана есть свой талмуд, где записано каждое траление и все его особенности. И вот это уже только его опыт, он своими записями ни с кем не поделится, разве что сыну по наследству передаст. Так что, кроме технических возможностей, нужны ещё опыт, наблюдательность и она – удача.

– Сейчас произошла смена руководства области. Обычно мы сетуем на то, что у нас нет преемственности власти. Когда уходит одна команда, то многое, что при ней начиналось, остаётся в подвешенном состоянии, а то и затухает. Как сейчас у вас складываются отношения с новым областным руководством?

– Наверное, впервые в новой истории мы видим, что передача власти в нашей области произошла по‑доброму. Да и в России такое случается редко. Для нас это очень важно. Новый руководитель области Александр Цыбульский ещё входит в курс дел, у него много забот, поездок. И всё же первым, с кем он встретился, приступив к исполнению своих обязанностей, это был я.

– Наверное, он тоже понимает, что у нас не хлеб всему голова, а – рыба…

– Да, к тому же у области «золотая» акция, значит, они наши акционеры, поэтому мы активно сотрудничаем. У нас сложились очень хорошие деловые отношения с министром агропромышленного комплекса и торговли Ириной Бажановой, которая работала в прежней команде и досконально знает все тонкости наших взаимоотношений. Так что никаких встрясок при смене руководства, к счастью, на этот раз не произошло.

– Помнится, вы мечтали построить в Архангельске большой рыбоперерабатывающий комплекс. Но, судя по всему, пока это дело откладывается…

– Да, такая мечта у меня была. Но изменились правила игры. Теперь квоты на вылов краба выдаются не по прежнему, так называемому историческому принципу, а через аукционы. Это сказалось на компаниях, которые выступают у нас поручителями по кредитам, и они были вынуждены снизить суммы поддержки. И мы поняли, что пока такой завод нам не потянуть. Смена областной власти здесь ни при чём.

– Своего первенца, построенного в Выборге, вы когда отправляете на промысел и откуда?

– Траулер «Баренцево море» мы надеемся включить в состав флота в сентябре нынешнего года. Конечно, мы приведём его сюда, в Архангельск. Очень серьёзно сейчас к этому событию готовимся. Фарватер у нас здесь сложный – восемь метров, а у нового траулера такая же осадка, значит, пойдём по грани. Но это очень знаково – поднять флаг на судне, построенном на отечественной судоверфи, и отправить его на промысел. Важно, что это событие произойдёт именно в Архангельске. Мы его посвятим столетию Архангельского тралового флота, а затем шагнём в 101‑й год. И наша история продолжится спуском на воду новых судов и новыми промыслами. Архангельск может быть уверен – он всегда будет с рыбой! Это наша общая большая удача.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО