02.08.2018 16:12

Свадьба в музее: от венца до мальца

Главный экспонат.
Создательницы шенкурского костюма – мастера московской студии «Русские начала» Сусанна Савинюхова, Татьяна Валькова, Оксана Степанова.
«Конференция по грудному вскармливанию».

В конце июля Шенкурский краеведческий музей устроил «свадьбу». Всё, как полагается: гостей сто человек со всех концов, гуляли два дня – с песнями, танцами под гармошку и ночными разговорами у костра.

Это было открытие выставки «Шенкурский венец», посвящённой свадебным традициям района, но гости двухдневного мероприятия упорно твердят, что побывали на свадьбе. А история эта началась больше десяти лет назад.

Дорогой подарок

Евдокия Александровна Кожевникова, знаменитая на всю страну мастерица, ткала в Шенкурске половики так, что её пригласили в Русский музей – вместе с ткацким станком! В 2008 году был её столетний юбилей. Он и стал поводом первого фестиваля ткачества и традиционных ремёсел «Евдокиевские дни».

С этого времени в музее жила мечта – показать всем, как выглядела шенкурская невеста 100 лет назад. А выглядела она замечательно: крестьянский свадебный костюм с огромным количеством золотного шитья – и на рубахе, и на сарафане, и на головном уборе. Такого в России больше нигде не было. По одной из версий, прообразом служит дворянский костюм Московии XV века. Борису Годунову Вага была отдана в кормление, и он отправлял сюда своих людей дворянского сословия. Они приходили семьями и принесли в Важский край этот костюм.

Три года назад мастерицы из Москвы привезли на очередные «Евдокиевские дни» свадебный девичий костюм Шенкурского уезда. Три дня работа художников по историческому костюму гостила в городе. Но своего-то у музея не было! И вот, на прошлогоднем фестивале, наконец, звёзды сошлись – группа творческих людей решила подарить Татьяна Валькова перед заключительным этапом сборки сарафана.краеведческому музею шенкурский венец.

Руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова взяла на себя задачу по исследованию костюма и созданию реплики. Вера Ярилина с командой московских менеджеров культуры запустили сбор средств на создание венца. Лариса Евгеньевна Князева, директор музея, охнула, но мужественно села писать заявку на грант. За год удалось сделать даже не один, а два венца и два девичьих костюма. Один для музейной экспозиции, другой для фотосессий. Говорят, пуговицы на выставочном настоящие, XVIII века, покупались у антикваров.

Второй день «свадьбы»

Свадебный костюм Татьяны Вальковой, Сусанны Савинюховой и Оксаны Степановой и стал главным экспонатом выставки «Шенкурский венец».

– Тема «семейного счастья» так или иначе касается каждого. На выставке много личных историй, фотографий и вещей из повседневного быта. Мы вспоминаем о том, как менялся институт брака, когда был разработан современный свадебный протокол. Надеемся, что для всех посетителей это исследование послужит поводом лучше узнать близких и задуматься, как на нашу жизнь влияют семейные истории, – рассуждает Вера Ярилина.

На открытие выставки приехало много друзей проекта, которые поддерживали его материально и информационно.

– Они фотографировались для проекта «Портрет в традиции», переводили тексты, шили одеяла для лотов или пили шенкурский иван-чай. Свадебные воспоминания сменяли выступления ансамбля «Кореннушка», песни и танцы под гармошку. Гости в итоге не пожелали расходиться и пошли жечь костёр на берегу Ваги, так родился новый формат мероприятия «Ночь после музея», – рассказывает Вера. – А второй день «свадьбы» мы отмечали в Верхопаденьге, в семидесяти километрах от Шенкурска. Говорили о национальном колорите в современном дизайне, придумывали сувениры для «Шенкурского венца», катались на деревенских «качулях», ткали, набивали и расписывали, а вечером плясали кадрили и устраивали экспресс-дефиле «Наряди невесту».

Мастера, работающие с традиционными техниками рукоделия, общались с профессиональными дизайнерами, сотрудники музея получили порцию вдохновения для создания линейки сувениров, деревенские жители танцевали с горожанами, весь день шла фотосессия в костюме шенкурской невесты.

– Главной задачей этого деревенского пленэра было склонить к влюблённости в Русский Север тех, кто впервые сюда приехал, впервые увидел поля иван-чая, впервые отражал атаку слепней и комаров и первый раз в жизни спал на печке. И судя по всему, мы ещё не раз вернёмся в Верхопаденьгу, – считают кураторы проекта Вера Ярилина, Юлия Терехова и Яна Соловьёва.

Всё логично

Один из местных организаторов выставки и пленэра, мастер по росписи Михаил Бронский рассказал удивительную историю.

– Читал я книжку одного из путешественников о том, как он в 1914 году оказался на Пасхальной неделе в Шенкурске. И вот пишет, что двести незамужних девиц съехалось со всего уезда на смотрины, и все были в венцах и водили хороводы. Двести венцов! А год назад, на «Евдокиевских днях», мы это обсуждали. И наши девушки-организаторы были без маленьких детей и вроде как не планировали. И вдруг на пленэр приехали с младенцами! Как соберутся все вместе – целая конференция по грудному вскармливанию, – смеётся Михаил. – Поэтому, конечно, темой следующего фестиваля будет детская одежда. Ну раз детей нарожали! Всё логично – венцы надели, свадьбы сыграли, дети пошли.

Официально новая тема фестиваля называется «Шенкурский малец. Детская традиционная одежда и одежда для кормления».

– В конце февраля состоятся очередные «Евдокиевские дни». Мы приглашаем на это событие не только интересующихся традиционным искусством, но и всех мам и пап, которым хочется сменить обстановку и получить порцию вдохновения. Русский Север – территория душевного общения. Ищем спикеров и моделей. Есть девять месяцев, чтобы подготовиться, – улыбаясь, завершила разговор Вера Ярилина.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Ирина ЖУРАВЛЁВА. Фото Татьяны Нестеровой и Ирины Бутыриной предоставлено организаторами