16.10.2022 15:00

Архангельские «Люди и Лица» дают «Рассказы Шукшина»

Режиссёр любительского театра-студии – это человек-оркестр, он должен уметь всё или почти всё
«Охота жить». Никитич – Даниил Семаков, парень – Кирилл Абрамовский
«Раскас». Артисты – Мария Белякова, Марк Лопаткин
«Охота жить»
«Микроскоп». Артисты – Денис Давыдов, Денис Приходько

В прошлом профессиональный актёр государственного театра Александр Дунаев ведёт в Ломоносовском дворце культуры две театральные студии — детско-юношескую «Дебют» и взрослую «Люди и Лица».

Надо сказать, любительские коллективы Дунаева открыли новый сезон в октябре наравне с профессиональными театрами. «Дебют» — спектаклем по Достоевскому «Белые ночи», а «Люди и Лица» в прошлые выходные — спектаклем «Шукшин. Рассказы».

Однако, в отличие от профессиональных артистов, руководителю коллектива актёров-любителей нужно учить их актёрскому мастерству, сценическому движению, сценической речи на ходу — здесь и сейчас. А ещё режиссёру приходится самому следить за всеми вспомогательными службами, так что «дайте свет!», «звук тише!», «громче!» звучит на репетиции практически постоянно.

Кроме того, на репетиции «Рассказов Шукшина» раза четыре к режиссёру подбегала новая артистка, которая вводится на роль в уже сложившемся спектакле. И каждый раз — в новых туфлях и разных платьях — спрашивала у режиссёра, какой образ лучше. Костюмерная в Дворце культуры есть, но реквизит, бывает, ищется и в домашних кладовках, и дачных закромах.

По словам Александра Антоновича, труппа в «Людях и Лицах» у него немаленькая — более 25 человек от 18 до 66 лет, все — без актёрского образования. «В артистах» у Дунаева имеются бухгалтер, студенты, работник прокуратуры, госслужащие, учителя, рабочие разных специальностей, официантка — словом, люди, для которых театр — это хобби, благодаря чему они отдыхают душой после работы.

Ну, как сказать «отдыхают»? «Домашнее задание» немаленькое — на репетиции режиссёр требует приходить с выученной ролью. К слову, артисты проживают во всех районах города, а не только в округе Варавино-Фактория, и поздние вечерние репетиции по будням, и спектакли в законные выходные их нисколько не смущают.

К слову, одна из молодых артисток «Дебюта» Юлия Прокопенко в нынешнем году поступила в Саратовский театральный институт, двое других «дебютантов» поступали в Российский институт театрального искусства (ГИТИС) и даже дошли до финала, но не прошли дальше. Однако Александр Дунаев считает их одарёнными и уверен, что они обязательно поступят на следующий год, а пока снова выходят на сцену Ломоносовского ДК.

– На предстоящий сезон у нас планы большие, — находит время сказать в перерыве репетиции Александр Дунаев. — 21 октября у нас премьера — «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова. Пока не определились по срокам, но уже репетируем одноактные пьесы моего любимого Чехова — «Предложение» и «Медведь».

И в начале декабря у нас намечен гвоздь сезона — музыкальный спектакль «Поморская сага» по бывальщине Бориса Шергина «Ваня Датский». На него Ломоносовский ДК и мы выиграли гранты Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры и областного конкурса «Любо-дорого». Ставить буду не я, а главный режиссёр Северодвинского театра драмы Анастас Кичик.

Музыку к спектаклю пишет Людмила Зыкова, слова — поэтесса Жанна Беликова, это наши, архангельские авторы. Кроме того, мы объявили для этого спектакля кастинг исполнителей и планируем в нём участие профессиональных артистов, которые сотрудничают с театром «Люди и Лица».

— И в конце сезона мы намерены вплотную заняться комедией древнегреческого автора Аристофана «Женщины в народном собрании», которая, на мой взгляд, звучит злободневно, не в обиду современным феминисткам будет сказано. Художником-постановщиком спектакля, как и «Поморской саги», выступит Владимир Боер, главный художник театра Романа Виктюка, — заключил режиссёр.

Дунаев относит себя к сторонникам классического русского театра, который, как он считает, ныне самый востребованный зрителями, подуставшими от исканий и метаний режиссёров.

Спектакль «Шукшин. Рассказы» составлен из сцен по пяти рассказам Шукшина, но режиссёр напрочь отказался от слов «инсценировка» (переложение для театра):

– Я в спектаклях стараюсь идти от автора, не перекраиваю сюжет, не добавляю «от себя» с неизменным «я так вижу», — говорит Дунаев. — Для меня нет такой цели — самовыражаться, игнорируя автора произведения. Мне кажется, нужно ставить произведения не «перелопачивая» их, но при этом, тем не менее, пропуская через призму своего сегодняшнего восприятия. А что будет вообще с русским драматическим театром — тема, которая требует отдельного серьёзного разговора…

…Актёры театра-студии «Люди и Лица» репетировали вечером уже больше трёх часов, но не показывали усталости. Некоторым актёрам режиссёр вообще не делал замечаний, одобрительно покачивая головой, других поправлял и заставлял снова и снова проходить реплику, выход, поворот головы. Назавтра театральная студия «Люди и Лица» давала спектакль «Шукшин. Рассказы» на публику.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА