20.01.2022 13:27

В Архангельском театре драмы покажут пьесу «Сердцебиение рака»

Четыре из пяти главных героев этой пьесы — широкопалые речные раки Петя, Марк, Семён и Дамир. Они живут в аквариумах и разговаривают белым стихом
Pixabay ©

А единственный человек Коля работает в научно-исследовательском Центре экологической безопасности и следит за их состоянием. Пьеса основана на разработке петербургских учёных — системе биомониторинга воды с помощью этих речных обитателей. Но, как предупреждает читателя автор в самом начале, все события и персонажи вымышлены, а любые совпадения с реальными людьми случайны.

Автор этой абсурдистской, но при этом наполненной деталями повседневности пьесы — петербурженка Ирина Уманская. Окончила СПбГИКиТ, специальность: кинодраматург, затем — магистратуру РГИСИ, мастерская Скороход Н. С. Публиковалась в антологии современной русскоязычной малоформатной драматургии.

Андрей ГогунАндрей Гогун

О чём пьеса «Сердцебиение рака» и почему она попала в «Мужскую тему», рассказывает автор проекта Андрей Гогун:

«Однажды, в середине нулевых, я лежал в больнице. Ничего серьезного, плановое обследование. И ничем бы это моё лежание не было примечательным, если бы не соседи по палате — трое мужчин. Они тоже проходили плановое обследование, но совсем по другим обстоятельствам — это были ликвидаторы чернобыльской аварии. Водитель, тракторист и, кажется, пожарный. Обычные такие мужчины — немного погрузневшие, усатые, весёлые, не дураки выпить (иногда прямо в палате), перекусить и регулярно бегающие на перекур. В общем — ничего особенного. Обычные. Обычнее не бывает.

Я попытался у них расспросить о том, что там и как было? Они общались охотно и обаятельно — делать-то в больнице особо нечего, надо себя как-то занимать. Но каких-то шокирующих и горячих подробностей я от них не узнал. Рассказывали всё примерно одинаково: „Ну, мобилизовали нас, приехали, делали то-то и то-то (какие-то вполне стандартные строительно-земляные работы), потом уехали. С тех пор каждые несколько лет проходим профилактические осмотры“. И всё. Ничего интересного — вообще. Ноль. Никакого драматизма и романтики. Я ещё тогда подумал — вот если про них спектакль ставить, то как? За что цепляться?

Но одна мысль всё-таки тогда мелькнула, потому что на вопрос: „Поехали бы вы туда снова, уже зная про то, как действует на человеческий организм радиация?“, — все трое ответили: „Конечно. Какой вопрос. О чём разговор“.

С тем мы и расстались.

А в 2019 году, подыскивая материал для новой постановки, я наткнулся на пьесу Ирины Уманской „Сердцебиение рака“. Прочитал её и тотчас же понял, что написана она специально по моему запросу, отправленному в космос полторы дюжины лет назад. Пусть и обстоятельства другие, и персонажи внешне очень далеки от „моих“ прототипов, но эта пьеса про них — про ликвидаторов чернобыльской катастрофы.

А чуть позже я подумал — а почему меня так „зацепила“ эта тема? Почему не отпускала столько времени? И как мне кажется, недавно я нашёл ответ. Художник (актёр, режиссёр, музыкант) тоже в каком-то смысле обнаружитель и ликвидатор аварий — социальных, культурных, политических, психологических. Его работа (если он настоящий художник) — своим организмом обнаруживать и озвучивать для окружающих те места, где „век вывихнут“, и первым идти на устранение этих вывихов, зачастую без должного снаряжения, пользуясь исключительно подручными средствами. Уже потом следом за ним придут социологи, психологи, культурологи, экономисты и политики. Но первыми на место будущей или уже происходящей социальной или культурной катастрофы — прибывают художники. Потому что они подключены к невидимому пространству культуры непосредственно своими организмами и реагируют на его изменения и возмущения так-же непосредственно — тревожностью, дыханием, сердцебиением».

Пресс-служба Архдрамы сообщает, что читка пьесы «Сердцебиение рака» состоится 30 января в 18600 на камерной сцене театра. Стоимость билета — 100 рублей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.