16.12.2021 11:00

Оставили как есть: федеральный законодатель сохранил возможность «договорных отношений» между Архангельской областью и НАО

Схема организационных и бюджетных взаимоотношений области и округа теперь может оставаться неизменной
Илл.: Официальная страница правового департамента администрации Губернатора и Правительства Архангельской области в социальной сети «ВКонтакте»

В ходе голосования во втором чтении по законопроекту «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» депутаты Госдумы поддержали предложения Архангельской области по сохранению ныне действующей модели организационных и бюджетных взаимоотношений областей и входящих в их состав автономных округов. 14 декабря законопроект прошел третье чтение, теперь очередь за Советом Федерации, после чего закон поступит на подпись президенту страны.

Как пояснили в правовом департаменте администрации губернатора и правительства Архангельской области, по инициативе главы Поморья депутаты Госдумы от Архангельской области и НАО внесли ко второму чтению ряд поправок, которые, кстати говоря, были поддержаны и Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого округа.

Согласно поправкам, схема организационных и бюджетных взаимоотношений Архангельской области и Ненецкого автономного округа не изменилась по сравнению с действующей редакцией федерального закона.

В законопроекте предусмотрено осуществление региональных полномочий органами государственной власти области на всей ее территории, включая территорию входящего в нее автономного округа, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти области и автономного округа и (или) договором между ними.

Перечень данных полномочий — всего 41 пункт — в целом совпадает с аналогичным перечнем полномочий, закрепленным в пока действующей редакции федерального закона.

Также сохранен договорной подход к зачислению в бюджет области федеральных и региональных налогов, собираемых на территории автономного округа:

— Доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, входящего в состав области, подлежат зачислению в бюджет автономного округа, если иное не предусмотрено договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

— Доходы от федеральных налогов и сборов, поступающие от плательщиков на территории автономного округа, подлежат зачислению в бюджет области, в состав которой входит автономный округ, по установленным Бюджетным кодексом России для субъектов Федерации нормативам, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Стоит напомнить, что в принятом в первом чтении в ноябре этого года законопроекте «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», отсутствовало положение о возможности «договорных отношений» внутри сложноустроенных субъектах федерации — Архангельской и Тюменской областях.

После принятия проекта в первом чтении ряд экспертов высказали предположения, что таким образом Госдума сделала первый шаг к ликвидации автономных округов — Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского. Впрочем, практически сразу же один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что действующая модель отношений «область-округ» будет сохранена — текст законопроекта будет откорректирован во втором чтении.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.