14.12.2021 15:18

Из Санкт-Петербурга в первый рабочий рейс отправился траулер-процессор «Норвежское море»

В Петербурге слишком холодно для пламенных речей и поднятия флага на открытом воздухе
Фото Владимира Дроздина

Хотя самому виновнику торжества – серийному крупнотоннажному траулеру «Норвежское море» – петербургские минус 21°C и сковавшие Неву льды не страшны. Пожелания семи футов под килем звучат в этот раз не на палубе, как предписывает традиция, а на капитанском мостике. 

Алексей Алсуфьев, председатель правительства Архангельской области, в прошлом профессиональный судостроитель, сказал так:

– На каждом корабле день поднятия флага становится памятной датой и корабельным праздником. Поэтому главные поздравления и благодарность капитану и экипажу траулера за их самоотверженный труд во время строительства и во время испытаний. И, конечно, низкий поклон Архангельскому траловому флоту и группе компаний СЗРК за верность традициям – ведь Архангельский траловый флот работает в нашем регионе уже более столетия. Это уже второй уникальный траулер, который уходит с Английской набережной в Баренцево море. Первый работает чуть меньше года, но показывает фантастические результаты. Уверен, что и второй, и третий, и последующий траулеры, которые строятся сегодня на Выборгском заводе, будут бить рекорды по промыслу.

Алексей АлсуфьевАлексей Алсуфьев

«Норвежское море» – это второе промысловое судно, построенное в рамках госпрограммы инвестиционных квот на российских верфях. Первое, головное судно серии из четырёх траулеров-процессоров, строящихся на Выборгском судостроительном заводе для АО «Архангельский траловый флот», на промысле уже девять месяцев. Всё это время «Баренцево море» успешно работает в Северном рыбохозяйственном бассейне и добыло уже более 5,7 тысячи тонн рыбы. Кстати, рыбаки между собой прозвали его пылесосом, потому что после этого траулера в море – чистота, вся рыба собрана.

Судно высотой с девятиэтажный дом – по сути огромная плавучая фабрика по добыче и непрерывному производству рыбы. Десятки камер следят за автоматизированным траловым комплексом и ледовыми дугами корабля – по сути, гигантскими удочками с сетями для рыбалки в неспокойных северных морях. Траулер полностью автоматизирован, в пути вести его может автопилот: задал нужный курс, нажал на кнопку – и вперёд. Но для выполнения некоторых операций моряки переходят к ручному управлению: при швартовке, скажем, или выборке трала.

Внутри, между бортами высотой в десять метров – фабрика полного цикла по переработке и заморозке рыбы. Донные породы – это в основном треска, палтус, окунь. За одну минуту обрабатывается 90 рыбин. В сутки это порядка 160 тонн. Процесс практически полностью автоматизирован, готовая продукция упаковывается без участия человека. Здесь же, внутри траулера, установлено оборудование для изготовления консервов.

Денис ШарашкинДенис Шарашкин

– Работа вахтовая: шесть часов работаешь, шесть – отдыхаешь. Иногда случаются авралы. Это при больших уловах – когда приходится работать сверхурочно. Важно успеть обработать весь улов, при большом объёме важно не потерять качество обработки рыбы, – рассказал Денис Шарашкин, помощник капитана по производству.

– На судах этого проекта впервые применена так называемая система «плавающей чистоты». Это практически десятипроцентная экономия топлива во время работы. В сутки оно экономит порядка одной тонны при суточном расходе 10–11 тонн. Величина существенная. Если умножить на срок службы судна в 25–30 лет, можно посчитать – не менее пяти, шести, а то и семи миллионов евро можно сэкономить на этом, – объясняет Николай Назаренко, заместитель директора Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.

Николай НазаренкоНиколай Назаренко

– Движение обеспечивает двигатель мощностью больше восьми тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость – 15 узлов, но при промысле она снижается в три раза. Ходовые испытания прошли успешно, в этом судне исправлены недостатки первого траулера. Если на «Баренцевом море» ещё были какие‑то недочёты, то здесь они устранены практически, – отмечает Игорь Трунин, капитан траулера-процессора «Норвежское море».

Игорь ТрунинИгорь Трунин

Игорь Трунин знает, что говорит. Последние пару лет он почти не покидал выборгскую верфь, давая рекомендации и помогая строить для компании «Архангельский траловый флот» (входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум – СЗРК) такие траулеры.

Именно Игорь Трунин выводил на испытания и «Баренцево море» – судно было отмечено международными экспертами и признано лучшим в своей категории в 2020 году. Во время первого похода капитан Игорь Трунин подготовил к роли кормчего своего коллегу и тёзку Игоря Вирачева. А сам ушёл за штурвал «Норвежского моря» – вот такой капитан-тренер.

В среднем для моряков автономное плавание длится 50 суток. При изнуряющем режиме работы важны условия для отдыха. Но «Норвежское море» – это не только плавучий завод, это вполне комфортабельный отель для команды, где две кают-компании, столовая, больше похожая на кафе. Кроме того, моряки смогут заниматься в тренажёрном зале, отдыхать в сауне и принимать солнечные ванны в солярии. У моряков есть и особая территория чистоты – современные стиральные и сушильные машины. Вообще, всё на этом «рыбаке» предусмотрено до мелочей, начиная с новейшей судовой фабрики полного цикла переработки сырья и заканчивая комфортными помещениями для 49 членов экипажа: каждая удобная каюта оборудована санузлом.

Небольшие недочёты, выявленные на флагманском траулере, были устранены на первом серийном судне. За этот год, который разделил рождение двух кораблей, прогресс успел шагнуть дальше. А потому второе «Море» по сравнению с первым получило ещё больше технических отличий.

– Раньше в шторм шесть-семь баллов приходилось пережидать, убрав снасти, – рассказывает капитан. – А когда штормило ещё сильнее – прятались в норвежских фьордах. На новых траулерах можно работать и при шквалистом ветре, и в шторм.

Работая в одном из северных морей, Норвежском или Баренцевом, такие траулеры будут переходить при необходимости с одного промысла на другой. Приборы-гидролокаторы и оборудование позволяют это делать.

Всего благодаря программе инвестквот СЗРК получит четыре крупнотоннажных судна проекта КМТ-01. Последний из них, «Карское море», выборгские корабелы спустили на воду несколько дней назад.

В норвежском порту Олесунн специалисты довооружат новый траулер-процессор по контракту, настроят всё фабричное оборудование и траловый комплекс. После этого «Норвежское море», приписанное к архангельскому порту, отправится на промысловые испытания в акваторию настоящего Норвежского моря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.