02.12.2021 15:00

«Михаил Сомов» завершил очередной арктический рейс — научное судно вернулось в Архангельск

Вчера поздним вечером научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» вернулось из рейса в дальнюю Арктику. В навигацию 2021 это был третий снабженческий рейс «научника», который длился около 80 суток
Фото автора

Из порта приписки Архангельска он вышел 14 сентября, приняв на борт более 800 тонн генеральных грузов, большой запас дизельного топлива и 52 человека из числа экспедиции и полярников. Кроме того, на кормовой площадке приземлился вертолет «МИ-8» второго авиаотряда — «рабочая лошадка» Крайнего Севера.

В рейс-задании было указано — обеспечение всем необходимым метеостанций Баренцева, Карского морей, моря Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. Конечная восточная точка рейса — остров Врангеля. Кстати, рейсы в Восточный сектор Арктики НЭС «Михаил Сомов» делает уже десять лет подряд, помогая выполнить программу снабжения метеорологам Якутского и Чукотского Управлений гидрометслужбы. Работа по специальности у судна-снабженца началась уже на следующие сутки — настройка комплекса автоматической метеостанции (АМК) на мысе Абрамовский, что в Белом море. И еще через сутки — передача запчастей на метеостанцию и настройка АМК на мысе Канин Нос, затем тоже самое — на мысе Константиновский Печорской губы.

Так, совмещая ночные переходы морем с дневным десантированием на метеостанции «Михаил Сомов» двигался на восток.

Через неделю судно-снабженец прибыл в порт Диксон, однако стоянка была короткой — всего несколько часов. Перегрузка с помощью вертолета снабжения, продуктов, проверка оборудования специалистами СУГМС, и снова в путь; к островам Карского моря — Известий ЦИК, Визе, Голомянный. Надо сказать, что грузчиков-докеров в Арктике нет, подготовку груза для очередной станции готовит судовой экипаж, выгружают на берег тоже они. 1 октября у острова Андрея в море Лаптевых моряки с «Михаила Сомова» встретились первым снегом, с первой метелью. Но темпы выгрузки не снизили — привычны для них и снегопады, и морозы, и соседство с белыми медведями.

До середины октября НЭС «Михаил Сомов» обслуживал полярные станции Якутского УГМС, расположенные на Новосибирских островах, в устьях рек Лена, Амбарчик, Индигирка. До конца октября — Чукотского УГМС — поселка Айон, мыса Валькаркай. 22 октября судно-снабженец достиг крайней точки рейса — острова Врангеля. Здесь уже царствовала зима — берег покрыт снежным покровом, в прибрежной полосе полярной станции стоит пока еще тонкий лед, на термометре — минус 15. С обеспечением полярной станции и Врангелевского заповедника всем необходимым экипаж и экспедиция справились за четверо суток, и 27 октября отправились в обратный путь.

Ледовая обстановка к тому времени в морях Восточного сектора Арктики усложнялась с каждым днем. По тактико-техническим данным НЭС «Михаил Сомов» — судно усиленного ледового класса, может ходить самостоятельно во льдах толщиной до метра. 31 октября у его экипажа появилась возможность показать всю мощь дизелей землякам: под проводку попросился теплоход «Механик Пустошный», следовавший в Тикси. А через неделю обращаться за помощью пришлось и ему — арктическому богатырю. В сплошных льдах при сжатии торосами судовых шести тысяч лошадиных сил было мало. На выручку приходили более мощные, совсем юные по возрасту суда-газовозы. На чистую воду «Михаил Сомов» вышел, когда почти пересек Карское море. Рейс закончен, выполнена работа на более тридцати полярных станций.

Впереди у судна-ветерана зимний отстой в базовом порту…и новая арктическая навигация 2022 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ