11.11.2021 07:30

В Северном музее в «Ночь искусств» рассказали об истории ветерана речного флота — «Коммунаре»

И судно, и собственный причал у Северного морского появились совсем недавно (причал — буквально в этом году), в чём заслуга нынешнего директора музея Евгения Тенетова
«Коммунар», фото 1984 года из коллекции Б. В. Лемачко.
Капитаны «Коммунара» в 1950–1960-х годах, ветераны Архангельского речфлота Альберт Васильевич Орсичев и Виктор Иванович Коровин. Фото Валерии Лебедевой
Экскурсия начинается в стенах Северного морского музея, экскурсовод – Василий Абрамовский

Неприметный на фоне плавучего ресторана размером с вокзал теплоход-труженик с табличкой «Судно на ремонте» отдыхает на речной воде рядом с музеем. Вот к нему‑то и водят первые экскурсии.

Как рассказал Василий Абрамовский, заведующий отделом научно-исследовательской и просветительной работы Северного морского музея, судно передали музею из Архангельского речного порта после 80 лет эксплуатации. Вероятно, почти все архангелогородцы с ним знакомы: со дня рождения в 1940 году «Коммунар» работал в дельте Северной Двины на пассажирских линиях до Кегострова, Хабарки, Конвейера.

Поезд на Архангельск-пристань

А кто приезжал в Архангельск до 1964 года, когда ещё не было железнодорожного моста через Северную Двину, первым делом, сойдя с поезда, попадал прямо на «Коммунар». Старожилы помнят вокзал «Архангельск-пристань» на левом берегу, здание которого стоит до сих пор. Словом, «Коммунар» является символом речной истории Архангельска.

Василий Абрамовский

По подсчётам Василия Абрамовского, за годы службы пароход-теплоход перевёз не менее 11 миллионов человек, и счастье, что среди экскурсантов находятся бывшие пассажиры и бывшие работники «Коммунара», которые вспоминают подробности из жизни судна разных лет. Например, хотя теплоход должен был принимать на борт до 270 человек, но в часы пик или с приходом поезда «набивалось» до 400.

Одна посетительница музея вспомнила, что, приехав юной девушкой в 1950‑х годах в Архангельск из Онеги, первое, что увидела, сойдя с поезда, — билетёршу на «Коммунаре», тогда курсировавшего с левого берега на правый.

Однако первая модификация «Коммунара» (паровую машину и котлы потом переставили в металлический сварной корпус) известна в Архангельске гораздо раньше. И именно тот «Коммунар» вместе с пароходом «Москва» появился в газете «Правда Севера» в 1930‑х годах на рисунке-зарисовке известного архангельского художника Виктора Постникова, друга и однокашника Бориса Шергина (его образ известен по рассказу «Виктор-горожанин»).

– Сейчас у нас стоит первоочередная задача — ремонт «Коммунара», — говорит Василий Николаевич. — По предварительным оценкам, речь идёт о более чем трёх миллионах рублей. А что касается отделки внутренних помещений судна, палубы, вопросов безопасности посетителей, приспособления судна под музей, насыщения его историческими материалами — это дело более отдалённого времени. Так что для посетителей судно откроется нескоро, но откроется обязательно…

Осиновка, карбас, теплоход

Надо сказать, что сотрудники музея занимаются исследовательской работой, которая должна пролить свет на историю не только судна, которое стоит у музейного причала, но и его предшественников. На экскурсиях посетителям расскажут предысторию «Коммунара», начало которой — в 1896 году. А также какое отношение имеют архангельские речные пароходы, прозванные «макарками» по имени купца Макарова, к «Коммунару», и откуда на теплоходе двигатель от танка Т-34.

– Поскольку мы теперь имеем собственный музейный причал, то в планах — создание собственного музейного флота, — говорит Василий Абрамовский. — Директор музея Евгений Тенетов считает, что морской музей без «живой истории» — своих местных речных и морских судов-экспонатов разных эпох — не музей, с чем я согласен. У нас, в Северном морском музее, уже есть поморский карбас, осиновка (лодка-долблёнка), теперь — теплоход «Коммунар»…

Также напомним, что нынешним летом успешно прошла карбасная регата, стартовавшая от музейного причала. Конечно, горожане могут спросить, а не постигнет ли будущий музейный флот участь шхуны «Запад», которая существует ныне только в виртуальном пространстве (zapad.sps29.ru)?

Шхуна угасала долго, на глазах у всех, и вины Северного морского музея в том нет: она была исключена из списка музейных экспонатов приказом Михаила Швыдкого, в те годы — руководителя Агентства по культуре и кинематографии России. По мнению Евгения Тенетова, шхуна «Запад» разделила общую судьбу нашей тогдашней страны.

Для того с таким трудом ныне и собираются сотрудниками Северного морского музея исторические суда, которые ещё можно спасти и сохранить для будущих поколений архангелогородцев –посетителей Северного морского музея.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА