23.05.2021 11:15

В Архангельском музее ИЗО открылась выставка лоскутной мозаики

Фото автора
Валерий Саков

Экспозиция под названием «Встреча» северодвинского художника и монументалиста Валерия Сакова открылась в «Ночь музеев»

Валерий Викторович в Архангельске нечастый гость. Хотя его работы архангелогородцам известны. Например, мозаика «Михаил Ломоносов» на фасаде кинотеатра «Русь», созданная в 1986 году из цветной смальты. Старожилы помнят, сколь невзрачен был серый фасад «Руси» без этого панно.

В Северодвинске мозаичные работы Сакова украшают здания главпочтамта, железнодорожного вокзала и фасад кинотеатра «Прибой». В Архангельске в Выставочном зале Союза художников несколько лет назад к юбилею художника состоялась большая выставка его живописи, графики и фотографий его монументальных работ. Но в Архангельском музее изобразительных искусств новая выставка – первая в творческой биографии художника. Видимо, потому она и называется «Встреча».

На ней представлены большие панно из кусочков цветной ткани, полиэтиленовой плёнки, металлических вставочек. Художник уверен, что картины можно создавать из любого материала – камушков, дерева, кожи – чего угодно. Все 15 картин художника, показанных на выставке, созданы буквально за последнее время.

– Я занимался ими на самоизоляции во время карантина, – говорит Валерий Викторович. – Надо же было что‑то делать… Где брал материал? Из собственной одежды – шерстяных носков, перчаток, рубашек, а также старых покрывал и подушек. Ну не выбрасывать же… В основе – картонные коробки из‑под телевизоров и холодильников. Ткань приклеивал, а потом для прочности прошивал нитками.

Когда‑то Анна Ахматова написала всем известные строчки – «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Искусство тоже может создаваться из простого подручного материала, но тем не менее, оставаться весьма интересным произведением. С этим мнением согласна и искусствовед Зоя Кулешова:

– Выставка Валерия Сакова получилась, на мой взгляд, весьма любопытной и выглядит по‑современному свежо. Художник мыслит зрительными образами, а материал для творчества может быть любым, для творческого человека это не имеет значения. Тем более, что лоскутные картины Сакова отсылают к традиционному для Севера промыслу – лоскутному шитью.

Сюжеты «лоскутных» картин Валерия Сакова соответствуют названиям: «Лукошко», «Вратарь», «Ожидание зимы», «Девочка Вера», «Золотистая ракушка», «Дерево любви», «Земля в иллюминаторе», «Добрый бык».

Центральная картина выставки – «Дерево любви» – вариация на тему грехопадения в раю: дерево, яблоко, современные мужчина и женщина. Но картина какая‑то очень мирная и гармоничная. Маленькая девочка, впервые посетившая «Ночь музеев» и не умеющая читать этикетки, прищурившись, долго смотрела на картину, потом изрекла: «По-моему, они любят друга друга…»

На вопрос, а не забросил ли Валерий Викторович живопись, художник ответил, что нет. Просто сейчас копит деньги на холст и краски, цена на которые поднялась в несколько раз. «Искусство тоже подорожало», – философски заметил художник.

В фондах музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» имеются графические работы Сакова 1970‑х годов, посвящённые современникам.

А в «Ночь музеев» на выставке Валерия Сакова состоялся мастер-класс «Чудо-дерево». Дети и взрослые создавали открытку в технике коллажа из кусочков ткани, который провела Анастасия Коротина, куратор выставки «Встреча».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА