21.05.2021 14:15

Танкер «Алана» завершил сверхранний рейс на Диксон

Танкер «Алана». Фото автора
Полярная экзотика - шашлыки на льдине
Прокладка шланголинии в припае

24 марта танкер «Алана», взяв полный груз Арктического дизельного топлива, отправился в свой первый рейс в 2021 году. На Диксон! 

В Архангельске тогда ещё было все в снегу, был легкий морозец, но уже ощутимо приближалась весна. Белое море встретило нас толстым покровом льда, в сопровождении ледокола мы шли в поисках разводий под Мурманским берегом. Уже на подходе к границе из Белого моря заходе в Баренцево началась небольшая качка, экипаж принялся проверять - надежно ли все закреплено. На четвертый день рейса шторм стал усиливаться, шел снег, по палубе «гуляла» вода, выходить туда уже было небезопасно. На седьмые сутки мы добрались до самой верхней точки Новой Земли - Мыса Желания, где мы встретили непроходимый лед - нужно было ожидать ледокол, который сопроводил бы нас через Карское море до точки выгрузки. Когда мы находились примерно в 20 милях от берега, к нам пожаловал белый мишка.

В ожидании ледокола мы провели 17 суток, течение нас сносило на запад, поэтому  приходилось каждый день возвращаться снова к западной кромке льда. Кстати, короткий путь в Арктику в этот период через Карские ворота очень сильно затруднен из-за ледовой обстановки. 17 апреля к нам пришел долгожданный ДЛК «Адмирал Макаров», и мы двинулись в ледовую пустыню. Лед был местами толщиной до трех метров, двое суток движения наш пароход трещал и дергался. Изредка под винт попадали огромные льдины и дважды из-за этого останавливался главный двигатель. 19 апреля мы прибыли в назначенную точку, что расположена в 60 километрах к югу от поселка Диксон. Тем не менее, к нам прибыл пограничный контроль для оформления всех документов по стоянке и выгрузке.

Боцман с матросами начали выгрузку палубного груза, в который входили несколько кубов вешек для разметки и прокладки дорог. Машинная команда принялась за техническое обслуживание двигателя – требовалось поменять все фильтра после длительного перехода. До берега примерно было три километра. Экипажем на снегоходах мы начали растягивать шланги до берега, а навстречу нам работники подрядной организации так же начали тянуть свой шланг. К вечеру все было готово и первое топливо пошло в надувные береговые емкости, каждая из которых 250 м.куб.. Ответственные лица на снегоходах, как с нашей стороны так и со стороны берега, контролировали, чтобы шланг не вмерз в лед и не было никаких протечек. Выгрузка шла в обычном режиме, погода часто и быстро менялась, от ясного солнца до сильной метели могло пройти всего 15 минут.

Дни шли, выгрузка подходила к завершению, настроение у экипажа поднималось и радовала мысль, что возможно в скором времени нас заберет ледокол и проводит обратно до западной кромки льдов. 28 апреля мы выдали последний куб топлива, теперь нам предстояло сматывать около 2500 метров шланга. «Кулибины» из числа машинной команды изготовили специальное приспособление – катушки для шлангов, их установили на место трапа. Получалось, что один человек на снегоходе подвозил шланги по 200 метров, другой направлял шланги внизу со льда, а 2-3 человека на палубе крутили катушки. На общее удивление - операция по погрузке шлангов прошла достаточно быстро; у нас появилось много свободного времени в ожидании ледокола.

Мы несколько раз ездили в поселок, расположенный в восьми километрах от танкера, чтобы подключиться к местному очень слабенькому спутниковому интернету, отправить пару-тройку сообщений родным и друзьям. Надо сказать, что мобильной связи у нас не было с самого начала рейса, появилась только по возвращению в Архангельск. В поселке от работников мы узнали - как добывается уголь: в этих заполярных краях его взрывают аммиачной селитрой, и уже потом применяют технику. Вся техника, применяемая в карьере, на гусеницах, люди работают вахтами. Так же строятся до поселка Диксон дороги, и,  возможно, в скором времени будет построен новый порт. По пути до поселка и обратно мы встречали зайцев, песцов, поблизости от поселка паслась целая стая оленей. Удалось увидеть арктических волков, они, как ни странно, бегают в одиночку. Наблюдали и за тюленями – они наделали много лунок вокруг парохода, часто вылезали на лед погреться.

Из-за затянувшегося ожидания ледокола начали экономить пресную воду для мытья, известно, что пополнить её запасы в этих краях негде. 13 мая к нам подошел дизельный полярный ледокол «Красин», который получил задание - сопровождать нас в обратный путь. На наше место прибыл сухогруз «Юрий Аршеневский», на котором нам из Архангельска прислали снабжение, моторное масло, пресную воду и продукты. Теперь мы были готовы к обратному рейсу; в тот же день после полудня «Красин», взяв нас «на усы» т.е.  короткий буксир, двинулся на север, в обход Новой Земли.

Карское море заметно потеплело за время нашего пребывания на точке выгрузки. Там где раньше был сплошной лед, появились разводья чистой воды, но самый толстый лед мы все же встретили на самом севере - у мыса Желания. Преодолели это препятствие с помощью ледокола и попрощались… и с ледоколом, и со льдом, и с Арктикой. Мы обогнули Новую землю и двинулись на юг, прямиком в Архангельск. В Баренцевом море встречались еще небольшие айсберги и отколовшийся от берега лед, но это уже не влияло на скорость судна.  Обратный путь был достаточно быстрым, от Диксона до Архангельска мы дошли всего за семь суток - погода радовала легким свежим ветерком и качки практически не было. Настроение экипажа улучшалось, все делились фотографиями, сделанными в рейсе, строили планы на стоянку в Архангельске.

В порту нас не было практически два месяца. Был очень удивлен, когда на подходе к приемному бую увидел зеленый лес; ведь в начале плавания здесь были высокие сугробы, и потому в каюте лежали наготове зимний пуховик и шапка. Здесь, дома, нас ждала жаркая погода и самое настоящее лето. Ошвартовались у причала в Соломбале - а дальше все как всегда; частичная смена экипажа и подготовка к следующему рейсу. Подводя итог - можно только добавить, что танкер «Алана» и его команда вполне выдержали сложный и долгий рейс.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алексей ВОРОПАЕВ, третий механик танкера «Алана»