17.12.2014 07:39

О том, что получит в итоге студент

В современной библиотеке вовсю используются современные технологии
Ректор университета Елена Кудряшова

В преддверии праздников ректор САФУ им. М.В. Ломоносова Елена Кудряшова, как уже повелось, пригласила к себе журналистов – пообщаться за чашкой чая и обсудить университетские тенденции.

Сначала журналистам представили новую библиотеку со всеми разно- образными возможностями, которые она дает студентам и преподавателям. Вот огромный актовый зал – и вдруг с кабинетным роялем. Или музей занимательных наук по типу столичных интерактивных музеев.

Как сказала Елена Кудряшова, это стремление к междисциплинарности – общемировая тенденция, и она касается не только организации образовательного пространства. В ходе встречи ректор отметила, что все больше внимания уделяется именно междисциплинарным образовательным программам, а студентов нацеливают «на индивидуальные траектории обучения».

– Если раньше говорили, что миром правит тот, кто владеет информацией, то теперь этот тезис надо изменить. Теперь правит тот, кто может найти нужную информацию быстрее других. Поэтому наша задача сейчас не в том, чтобы вдолбить знание, как это было в эпоху Средневековья, когда учитель был главным его носителем, а в том, чтобы научить ориентироваться в новой информационной среде, – пояснила Елена Владимировна.

Уходящий год, по ее словам, выдался для университета очень насыщенным. Весной САФУ успешно прошел государственную аккредитацию, до этого пять раз общественно-профессиональную аккредитацию – оценила комиссия, в составе которой были представители потенциальных работодателей будущих выпускников, а также международные эксперты.

Кроме того, вуз в ноябре добровольно прошел проверку соответствия критериям модели Европейского фонда по управлению качеством EFQM. Внешние эксперты выставили университету максимальную оценку – пять звезд.

А недавно стало известно, что САФУ заслужил еще и главную общественную награду области – «Достояние Севера».

– САФУ действительно меняет облик региона, и не только интеллектуальный, – сказала ректор, благодаря за это общественное признание. – Сегодня федеральный университет – это и самое крупное предприятие региона, и самый крупный работодатель, и самый крупный налогоплательщик. Кроме того, признанием заслуг сотрудников САФУ в научно-исследовательской сфере стали четыре Ломоносовские премии, которыми наградили ученых университета.

По словам ректора, в уходящем году университет активно сотрудничал с федеральными министерствами и ведомствами, деятельность которых связана с вопросами освоения Арктики, прежде всего – с Министерством природных ресурсов и Росгидрометом.

По ее словам, вуз следует арктическому вектору во всех сферах – образовательной, научной, социальной, международной. Летом 2014 года состоялись две экспедиции в рамках проекта «Арктический плавучий университет», а сводный отряд «Гандвик», в составе которого трудились студенты САФУ, во второй раз ездил на уборку Арктики от техногенного мусора.

Расширяются связи и с промышленными предприятиями региона. В этом году, к примеру, началась интенсивная работа с алмазодобывающими предприятиями области – «Севералмазом» и «Архгеолдобычей».

Отвечая на вопрос о том, как университет взаимодействует с подобными предприятиями – потенциальными работодателями выпускников, Елена Владимировна привела в пример уникальную систему «завод – втуз», реализуемую Институтом судостроения и морской арктической техники САФУ (бывшим Севмашвтузом) совместно с северодвинскими предприятиями, входящими в объединенную судостроительную корпорацию.

Кстати, когда заговорили о поддержке самых талантливых студентов, в том числе финансовой и как раз со стороны таких крупных предприятий-работодателей, Елена Владимировна снова подчеркнула:

– «Разовые» стипендии от организаций и предприятий – это тоже очень здорово, но система работы с северо- двинскими предприятиями – одна из самых эффективных. Севмаш, «Звездочка» и «Арктика», поскольку они включены в программу «завод–втуз», оказывают колоссальную помощь нашим студентам, потому что все студенты, поступающие на эту программу, кроме того, что учатся, еще и работают. То есть получают рабочее место и плюсом к стипендии зарплату от предприятия. А в ближайшей перспективе – гарантию трудоустройства. И вот это, я считаю, наиболее эффективная модель сотрудничества и наиболее значимый вклад. Кстати, о науке в стенах университета. Как водится, людей «непосвященных», то есть нас, интересовала наука не вообще, а в практическом применении.

Ректор привела в пример работу, которая ведется в центре коллективного пользования «Арктика».

– Получен диацетат целлюлозы, который может применяться при производстве синтетических волокон и пластмасс, а тринитрат целлюлозы – для приготовления порохов. Сейчас какое бы вы направление ни взяли, везде есть практический результат, – отметила Елена Владимировна. – А не так давно химики получили экстракт семян рапса, который можно применять в косметологии и пищевой промышленности, а также для производства биодизеля – возобновляемой альтернативы углеводородному топливу для двигателей внутреннего сгорания. Это, подчеркнула ректор, лишь некоторые из многочисленных примеров проводимой в университете исследовательской работы, имеющей прикладной характер.

– Ну а как сегодня с преподавательским составом? Испытывает ли университет нехватку кадров и существуют ли сложности с привлечением? – поинтересовались мы.

Елена Кудряшова отметила, что преподавателей в САФУ достаточно. Причем есть много молодых кадров, готовых обучать студентов в рамках новой парадигмы, которая предполагает междисциплинарность и межсубъектность.

– Сегодня университет испытывает даже переизбыток кадров. При этом радует то, что в профессорско-преподавательском составе очень много молодежи – креативной, инициативной, которая прошла хорошие стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах, обучение в московской школе управления «Сколково».

Что касается общих дисциплин и дисциплин по арктической тематике, у нас есть свои преподаватели. Но мы также стремимся привлекать специалистов извне. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было как можно больше так называемых визит-профессоров, когда люди приезжают, читают лекции, проводят семинарские занятия, а потом уезжают, и таких у нас очень много. Мы еще не подводили итоги года, но, думаю, показатели будут не ниже, чем в прошлом году. В прошлом было 57 таких преподавателей.

Кстати, получают сегодня преподаватели, по словам ректора, от 20 до 350 тысяч рублей.

– Надбавки у каждого определяются в зависимости от того, каков результат работы, поэтому все зависит от человека, – рассказала Елена Кудряшова. – Если хочешь быть конкурентоспособным, ты должен защитить кандидатскую, овладеть как минимум одним иностранным языком, уметь быстро находить информацию, быть в курсе событий. Поэтому я всегда говорю, что в университете, как в армии: приходишь лейтенантом, а дальше нужно «звездочки» зарабатывать.

– Все потому, что сегодня уже возникает вопрос: а почему студент должен идти учиться именно в тот или этот вуз? Чем тот или иной преподаватель может его привлечь? – пояснила Елена Кудряшова. – И, я уверена, скоро наступит время, когда люди будут идти не просто в университет и не просто на курс, а к тем конкретным преподавателям, которые могут дать своим студентам чтото уникальное. Ведь обычную информацию можно будет получить где угодно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА. Фото автора.