01.04.2015 07:36

Гораздо больше, чем библиотека

Над центральным входом в университетскую библиотеку значится: «Интеллектуальный центр САФУ – научная библиотека имени Е. И. Овсянкина». Такое звание ко многому обязывает.

Помощник первого проректора САФУ Александр Гильдебрант ведет нас по новым коридорам и залам, которые наполняются жизнью. Просторный холл, удобные лифты, в том числе предусмотренные для инвалидов, современная отделка...

– Если понимать библиотеку в ее традиционном смысле, столько помещений и площадей вовсе не нужно, – говорит наш экскурсовод. – Но уже сегодня здесь проходит очень много мероприятий совсем не библиотечного уровня. Форумы, методические сессии, конгрессы с большим числом участников – от университетского до областного и российского масштаба.

У нас есть возможность не только предоставить место для проведения таких мероприятий, но и подобрать для них информацию и поучаствовать содержательно. А через неделю мы принимаем заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике. Непростая процедура – 250 юных программистов посадить в одинаковые условия, дать каждому доступ к сетевым ресурсам, к серверу, который будет проверять решения. Прямо сейчас в этом здании идут занятия областной школы одаренных детей. Но все это лишь одна сторона нашей работы как интеллектуального центра...

Отвернись от компьютера!

И Александр Егорович показывает другую, задача которой – создать новую модель взаимодействия с системой общего образования. Для этого в Интеллектуальном центре САФУ создан музей занимательных наук. Уникальное явление для нашей области – здесь в отличие от традиционных музеев все можно и нужно трогать руками. Здесь можно поднять себя с помощью блоков, почувствовать силу и скорость звука и увидеть еще много удивительных явлений.

Занятие в музее – это образовательная программа, цель которой – не развлечь ребенка, а сделать так, чтобы он понял, как устроены те или иные вещи, как действуют законы физики. Не секрет, что сегодня многие мальчишки не знают, что такое, например, шестеренки, подшипники, трансмиссия – то, что понимал каждый подросток лет 20–30 назад. Здесь же все показывают в действии, дают подержать в руках, и дети, живущие в Интернете, возвращаются в реальный мир и начинают интересоваться наукой и техникой.

С начала года в музее уже побывали полторы тысячи школьников, получили знания по физике, биологии, физиологии – словом, приобщились к естественным наукам. А еще при музее работают кружки по робототехнике, выполняя ту же задачу: отвернись от компьютера, сделай что-то интересное своими руками.

– Вот собрал ребенок «живую», работающую модель, – рассказывает Александр Гильдебрант. – Первое, что он делает, – фотографирует ее на мобильный телефон и выкладывает в соцсети. И это хорошо. Потому что ценность того, что он сделал своими руками, одинаково признается по обе стороны экрана – и родителями, учителями, и его сообществом в Сети. И мир ребенка, расколотый Интернетом пополам, сходится воедино.

Не заблудиться в залах Русского музея

Виртуальный филиал Русского музея позволяет получить добротный ликбез. Особенно тем, кто все-таки планирует посетить Русский музей в Санкт-Петербурге. Чтобы не растеряться там от большого количества залов и экспонатов и экономно расходовать время, заранее решив, что именно хочется посмотреть, так сказать, в натуре. Но и тем, кто в Питер не собирается, тоже будет здесь интересно.

Почему выбран именно Русский музей? Все просто: Русский музей реализует специальную программу по организации сети виртуальных филиалов. И Интеллектуальный центр САФУ сумел войти в эту программу, показав свои возможности – по оформлению, оснащению техникой, подготовке специалистов.

От дошколят до студентов

А еще на базе Интеллектуального центра сформировался центр развития ребенка, где готовы работать с дошколятами.

Задача у него – реализация программ опережающего и, если надо, корректирующего развития. То есть забота о развитии интеллекта ребенка в раннем возрасте. Для занятий с малышами оборудовано специальное помещение, где развивающее буквально все – мебель, игрушки, стены и полы. Наличие такого центра, по словам сотрудников САФУ, очень помогает и в реализации федеральной программы льготной подготовки молодых мам-абитуриентов: здесь можно оставить ребенка, пока мама на занятиях. А есть и студенческие семьи, которым тоже важно иметь возможность занять малыша на часок-другой...

Кстати, о самом главном – о студентах. Можно сказать, Интеллектуальный центр стал для них постоянным местом дислокации: здесь размещается центр студенческих объединений, дающих возможность молодым людям заниматься общественной, социально значимой, научной работой.

– Сегодня молодежь не привыкла чем-то заниматься в течение длительного времени, – говорит Александр Гильдебрант. – И мы можем дать ей опыт участия в чемто протяженном. Суть: ты каждую неделю занимаешься таким-то делом и через годдва получаешь результат. И не потому что должен, а потому что принял для себя такой вектор развития. Студенческие объединения – это еще и самоорганизация, важный опыт, который больше негде получить. И мы предоставляем для них условия.

Электроника не ради фишки

Первый абонемент, который начал работу в новом здании университетской научной библиотеки, – это литература об Арктике, или Арктикфонд. Но здесь не только бумажная литература. Собрана информация, которая в привычном понимании изданиями и книгами не считается: отчеты научных арктических экспедиций, данные проводившихся экспериментов, фотографии, личные впечатления. И студенты, которые интересуется арктической темой, могут получить здесь немало информации, а заодно консультацию, как использовать эти данные.

В Арктик-фонде уже действует «умная» электронная система доступа и контроля, которая будет внедрена в каждом абонементе библиотеки. На книгу клеится радиометка, и если читатель просто взял ее с полки и понес к выходу, система его остановит. «Узаконить» действие, записав книгу на себя, можно у библиотекаря, а можно – в зале самообслуживания. Кладешь ее на считыватель, прикладываешь свой читательский билет, получаешь чек и можешь спокойно идти через ворота. Книги можно заказать и через Интернет, а потом забрать на специальной полке, воспользовавшись читательским билетом как ключом. И сдать обратно – проще простого: на первом этаже, прямо у входа, есть станции самостоятельной сдачи. Нужно положить книгу на ленту, аппарат ее заберет, подмигнет читателю лампочкой и выдаст чек. Все, книга списана.

– Электронику приходится применять не ради фишки, а чтобы в открытый доступ выставить полмиллиона книг, – рассказывает Александр Егорович. – Чтобы человек мог между стеллажами ходить, без того чтобы за ним постоянно приглядывали, как бы чего не вынес. Чтобы обеспечить комфорт и убрать лишние барьеры. Есть люди, которые не хотят разговаривать с библиотекарем. Особенно актуально это для молодежи, которая привыкла общаться в Интернете. А тут нужно сказать, что ты хочешь, на чем-то настоять, причем сделать это интеллигентно... Не у всех получается. А без такого барьера молодежи будет проще пользоваться библиотекой.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ЦВЕТКОВА. Фото пресс-службы САФУ.