Уже после первого года жизни ребенок способен к творчеству, конечно, вместе с родителями, считает Анастасия Коротина, педагог студии «Пчелка» Архангельского музея изобразительных искусств. Анастасия более шести лет занимается в музейной студии с дошколятами лепкой, конструированием, аппликацией.
Анастасия Коротина занимается с дошколятами лепкой, конструированием и аппликацией– У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития, – говорит Анастасия. – Ребенок после года уже может провести линию карандашом по бумаге. А в два-три года – работать с пластилином и соленым тестом для лепки.
Анастасия Владимировна предпочитает соленое тесто для творческих занятий с малышами, поскольку даже если малыш его полижет или откусит, вреда не будет, а вот про пластилин или массу для лепки, которая продается в магазинах, такого сказать никто не может. Рецепт соленого теста, как и окрашивание его в разные цвета, нетрудно найти в Интернете.
К слову, поначалу заниматься с детьми такого малого возраста Анастасия не собиралась: она штатный научный сотрудник музея, экскурсовод и к рукоделию не особенно тяготела. Однако, когда руководитель «Пчелки» стала привлекать ее к занятиям с детьми, втянулась и увлеклась. Училась у других, просто-напросто смотрела, как работают другие, например Екатерина Владимировна Бистерфельд, воспитатель детского сада со стажем.
Ныне дети бегут на занятия к Анастасии с превеликим удовольствием: лепка для них – целый мир, который они творят своими руками и в котором существуют такие интересные вещи, как «пощипывание», «похлопывание», «катание», «размазывание» и «тыкание». В результате «пчелки» трех-четырех лет учатся отрывать кусочки от большого куска, скатывать шарики, размазывать пластилин на картоне, сплющивать шарики между ладоней, раскатывать бруски, объединять детали в один предмет и прочее. А если все это еще украсить «блестяшками», то цены сотворенному нет – не иначе только как повесить дома на стенку и получать заслуженные ахи всей семьи каждый раз, когда они проходят мимо этого лепного чуда.
– Конечно, у нас есть программа, по которой мы, педагоги «Пчелки», работаем, – рассказывает Анастасия. – И действительно, мы не с нуля начинали – советовались с педагогами и воспитателями, использовали опыт работы студий в музеях России. Но у нас уже столько собственных наработок и наблюдений, что впору выпускать методичку опыта работы именно в нашей музейной студии.
Темы мини-уроков по лепке связаны с общепринятыми в стране праздниками, Новым годом например, но часто занятие посвящено и музейной теме. В экспозиции музея есть раздел христианского искусства, в котором представлена коллекция икон. Если занятие по лепке посвящено ангелу, его детям нужно найти на иконах, предварительно выслушав рассказ педагога о том, кто же это такой – ангел – и почему у него есть крылья.
Много занятий в течение «учебного года» посвящено народным календарным праздникам. В таком случае занятие дополняют песенки, потешки, сказки, пальчиковые игры и другое.
И поскольку занятия в семейной студии «Пчелка» проводятся совместно с родителями, то не беда, если родители будут помогать своим детям придавать форму задуманному, вот только раздражаться родителям не нужно: у ребенка и не должно с ходу безукоризненно все получаться. Правда, иногда родители настолько увлекаются, что отстраняют ребенка от творения, взяв дело в свои руки. Тоже не беда, считает Анастасия, пусть ребенок посмотрит на маму, папу, бабушку, дедушку и поймет, насколько это интересно – творчество. Очень может быть, что дома они занятие продолжат.
Правда, бывает, что ребенок проявляет свою индивидуальность: все лепят гусеницу, а я не буду, я полянку хочу. В таком случае Анастасия идет навстречу – хорошо, лепи что хочешь. «Не получается!» – рев. Ничего, успокаивает педагог, возьми кусочек теста, бусинки, пайетки – попробуй не торопясь сделать полянку дома...
Правда, подобные случаи нечасты, однако Анастасия и родителям в таком случае советует оставить все как есть, пусть ребенок творит сам, криво-косо, но сам. Но уж если позволяет помочь – помогите, пусть занятие выльется в совместное творчество.
– В последнее время на занятия в «Пчелку» чаще стали приходить папы с детьми, – заметила Анастасия. – А раньше были исключительно мамы и бабушки. Меня это явление очень радует, папы стали чаще проводить выходные со своими детьми, малышам такое внимание на пользу, они и занимаются лучше, и слушают внимательнее.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение ребенка, – это общеизвестно. Но один из важных моментов в проведении занятия – оценка деятельности детей. – Все дети любят похвалу, – говорит Анастасия Коротина. – И моя задача – вызывать радостное настроение и поддерживать у детей желание лепить. Я не оцениваю – хуже-лучше, главное, чтобы ребенок почувствовал себя маленьким волшебником...