28.05.2019 11:32

Дмитрий Пахомов: «Важно не наломать дров»

Фото автора

Директор Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме – о многолетнем опыте сотрудничества с муниципалитетами юга региона в обеспечении запаса топлива

Древесина, которую местная власть получает по льготным программам для строительства и ремонта домов, социальных объектов, обеспечения топливом населения и объектов местного теплоснабжения, по большей части попадает на частные пилорамы, а затем продаётся на сторону. Но в последнее время этой проблеме региональные власти стали уделять повышенное внимание. 

Дмитрий ПахомовТак, при комитете областного Собрания депутатов по природопользованию и лесопромышленному комплексу была создана рабочая группа. Она внесла предложения об изменении закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений». В частности, на последнем совещании группы совместно с прокуратурой было предложено отменить так называемые исключительные случаи заготовки древесины. 

А задачи по обеспечению муниципалитетов лесом решать с помощью заключения соглашений с крупными лесопользователями. Одним из них в нашем регионе является Лесной филиал АО «Группа «Илим» в Коряжме. Эта компания в местах присутствия уже более полутора десятков лет обеспечивает муниципалитеты дровами. О том, как складывается сотрудничество местных властей и лесопромышленного гиганта, мы попросили рассказать директора Лесного филиала АО «Группа «Илим» в г. Коряжме Дмитрия Пахомова.

– Дмитрий Александрович, каким образом компания взаимодействует с муниципалитетами?

– Перед началом каждого года мы согласовываем с местными властями потребность в дровах населённых пунктов, которые находятся в зоне деятельности нашей компании. Муниципалитеты подают заявки, мы включаем их в собственный план работы и затем, в течение года, обеспечиваем поставку заказанных объёмов древесины. С 2001 года минимум два раза в год мы собираемся с главами районов и регулярно отчитываемся перед руководителями муниципалитетов, в том числе и о поставках дров. Если честно, я не припомню, когда у нас возникали неразрешимые вопросы.

– Самим муниципалитетам можно спрогнозировать необходимый объём дров довольно точно, а вот потребности населения наверняка определить труднее. Ведь каждый человек может покупать дрова, где захочет?

– Да, часто бывает, что заявленный объём отличается от фактической потребности. У теплоснабжающих предприятий, заказ на топливо для которых даёт муниципалитет, тоже не всё предсказуемо, как вы полагаете. Конечно, для прозрачной и стабильной работы, для наведения порядка необходим хороший анализ потребления и расчёты, основанные и на опыте предыдущих лет.

– Но даже если заявки муниципалитетов поступают с заниженными или с завышенными объёмами, то в любом случае без дров никто не остаётся?

– Да, мы всегда идём на диалог.

– Поговорим о качестве дров. Вообще, считается, что дрова – это то, что уже никуда не годится, но у нас почему‑то полагают, что дрова – это берёзовый кряж.

– По большому счёту, тут надо говорить о технологии, потому что как конечный продукт дрова – это поленья. Из любого ствола можно выбрать часть, которая годится для лесопиления или варки целлюлозы, и ту, которая превратится в чурки, а потом и в поленья. Что подразумевает потребитель под приемлемым качеством дров? Чтобы дерево было ровным, без гнили и сучков. То есть гниль уменьшает фактическую кубатуру ценной древесины, а сучки затрудняют пиление и колку дров. Но ведь сейчас на рынке существует много механизированных систем, которые распиливают и раскалывают любые лесоматериалы, и если мы говорим о дровах как о конечном продукте в поленьях, то тут проблемы качества, собственно, и нет.

– А кто устанавливает цену на дрова в нашем регионе?

– На сегодняшний день крупные компании работают по прейскуранту, который установило Агентство по тарифам и ценам. Но есть и те, кто применяет рыночные ценники, понимая, что населению деться некуда.

– Насколько известно, вы договорились с муниципалитетами о том, чтобы они создавали специальные площадки, куда можно было бы складировать заказанную муниципалитетом древесину. А её вывоз потребителям осуществлялся бы уже местным транспортом.

– Мы пока не договаривались, но такая идея нам кажется оправданной и продуктивной. Почему бы, к примеру, не использовать площадки при котельных, которые отапливают здания и сооружения населённых пунктов. Тем более, в каждом муниципальном образовании такие площадки уже есть. 

– А как давно вы получали письмо или звонок типа: помогите с дровами, у нас аврал?

– Такие звонки и письма мы получаем регулярно, но они не связаны с нашими контрактами. Часто эти случаи связаны с невыполнением обязательств по поставке дров в котельные другими подрядчиками. Причины здесь разные: и технические сложности – получили делянку, заготовили, а вывезти лес оттуда не смогли. И в правовом поле – если ты выиграл аукцион на обеспечение дровами, то жёстких обязательств непременно их поставить – не несёшь.

– Как вы оцениваете предложения, которые вносят прокуратура и профильный комитет Облсобрания по изменению существующего режима использования муниципальной лесосеки?

– У нас есть понимание, что в данном направлении деятельности – некий беспорядок. Когда прокуратура провела комплексную проверку состояния дел с муниципальной лесосекой, то оказалось, что проблема не только с обеспечением муниципалитетов и населения дровами, но и с домостроением, и со строительством местных объектов.

Мы понимаем, что есть много различных мнений по решению этой проблемы. И деятельность рабочей группы при профильном комитете областного Собрания депутатов, которая бы выработала единый подход, единое понимание проблемы и пути её решения, в данном случае является подходящим инструментом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Валентин ИВАНОВ