Не думай о секундах свысока

19 ноября 2018 9:50 Из газеты
Безопасность сотрудников на любом из производственных участков – приоритет Группы «Илим»
Безопасность сотрудников на любом из производственных участков – приоритет Группы «Илим»

Безопасность сотрудников на любом из производственных участков – приоритет Группы «Илим»

Впоследние годы в компании уделяют особое внимание безопасности на участках заготовки и вывозки лесного сырья. В Лесном филиале Группы «Илим» в Коряжме вкладывают существенные средства в обновление парка техники и поддержание его надёжности на высоком уровне, обучение и переподготовку персонала перед сезоном активной заготовки древесины, который наступает с приходом зимних холодов.

15 октября в учебном центре Лесного филиала Группы «Илим» стартовал специальный курс подготовки сотрудников, занятых на вывозке лесного сырья, по теме «Защитное вождение». Они не штудируют правила дорожного движения за партой, а учатся приёмам езды без ДТП рядом с опытными тренерами. Всего планируется подготовить почти пятьсот человек.

Программа – единая для всех филиалов Группы «Илим», расположенных в Архангельской и Иркутской областях. На занятия одной группы отводится два дня, в течение которых тренеры проводят теоретические занятия, обсуждают с «учениками» примеры с видеорегистраторов, отрабатывают навыки защитного вождения за рулём автомобиля в реальных дорожных условиях на автодроме и в городе.

В основной массе слушатели в Коряжме – это опытные, подготовленные водители сортиментовозов VOLVO и SCANIA. Многие уже проходили подобные курсы два года назад. Однако и они очень внимательно изучают материалы, аккуратно выполняют каждое задание, самое сложное из которых – урок защитного вождения в городе. Поскольку тренер фиксирует абсолютно всё, начиная от подготовки автомобиля к рейсу до поведения водителя на перекрёстках и других опасных участках.

Общая цель – закрепить знания по защитному вождению, что особенно актуально перед началом зимней вывозки лесного сырья на целлюлозно-бумажный комбинат в Коряжме.

Что такое «защитное вождение»?

Защитное вождение – это такой стиль, при котором водитель соблюдает некий свод жизненно важных правил, гарантирующих ему безопасное передвижение, перевозку пассажиров и грузов. То есть водитель, обладающий такими знаниями, не допускает ДТП независимо от условий и действий других участников движения. Правила защитного вождения разрабатываются на основе «печальной» практики на автодорогах.

В мире существует несколько общественных организаций, которые занимаются темой вплотную. Например, RoSPA (Королевское общество по предотвращению несчастных случаев). Британская благотворительная организация с 1916 года изучает проблемы спасения жизни и предотвращения изменяющих жизнь травм, которые возникают в результате несчастных случаев, в том числе ДТП.

Оказалось, приёмы защитного вождения не так уж сложны. И даже автолюбителю они не помешают. Вот что полезного удалось узнать после двухчасового общения с тренерами и участниками курса в Коряжме.

Обязательно осмотреть автомобиль

Перед тем как отправиться в город, тренеры проверили, как водители осматривают свой сортиментовоз. Это рекомендуют делать против часовой стрелки. Необходимо проверить сохранность светотехники, лобового стекла, зеркал заднего вида, номеров, стеклоочистителей.

Далее – оценить чистоту и крепление подножек кабины, исправность дверного замка и ручки двери, крепление воздушного фильтра и герметичность крышки топливного бака, проверить «запаску», противооткатные упоры и буксировочный трос.

Затем внимательно проконтролировать состояние колёс, в том числе проверить давление в шинах. После чего следует осмотреть кузов и крепление груза в нём. Последний штрих – осмотр автомобиля сзади (фонари, номерной знак, подсветка, грязезащитные фартуки, тяговое сцепное устройство и т. п.).

После этого водитель садится в кабину и проверяет исправность органов управления автомобилем, наличие документов, инструментов и других комплектов, без которых в пути никак.

Пристегнуться не забудь

Кто из нас не учился впервые водить машину? Первое, на чём настаивает инструктор, – необходимо пристегнуть ремень безопасности. Но что греха таить – все ли водители соблюдают такое простое правило?

Даже профессионалы признают: просто накидывают верхнюю половинку ремня на грудь (на случай проверки ГИБДД), а нижняя остаётся «пристёгнутой навечно» за спиной. Правда, после просмотра видеороликов защитного вождения кто‑то из водителей полушутя признался: «Посмотрел «ужастики». Думаю, надо всё‑таки по‑человечески пристёгиваться!»

Факты мировой статистики: если вы пристёгнуты, то шансы выжить при лобовом столкновении автомобилей повышаются в 2,5 раза, при боковом ударе – в 1,8 раза, при опрокидывании – в 5 раз.

Не используй телефон во время вождения

Тоже понятное правило. Его ввели на комбинате в Коряжме даже при передвижении по лестничным маршам: чтобы люди не отвлекались на звонки, не спотыкались и не падали при ходьбе, пытаясь разговаривать по телефону. А что уж говорить о езде по автодорогам!

Простой пример. Тренер по защитному вождению по рации связывается с водителем, который в это время выполняет на автодроме упражнение «змейка», и задаёт «отвлекающие» вопросы. Правда, профессионалам ставят задачки сложнее – пройти «змейку» задним ходом. При этом просят: умножить пять на девять, назвать имена детей и т. п. И вроде бы опытный водитель знает, как правильно объезжать препятствия, но, оказывается, существует масса нюансов, чтобы избежать столкновения.

— А дополнительные вопросы реально отвлекают! – выйдя из кабины автомобиля, сказал один из учеников. – Не знал, что делать: то ли остановиться и перемножить пять на девять, то ли плюнуть на арифметику и ехать дальше «змейкой».

Во время разбора ошибок тренеры заостряют внимание на том, как грамотно рулить (обязательно – держать обе руки на руле) и не упускать в то же время ситуацию «за бортом». Они приводят такую статистику: разговор по телефону или набор сообщения во время вождения повышают аварийность до 400%, поскольку человеческий мозг не может обрабатывать одновременно два потока информации.

Смотри как можно дальше

Во время практических занятий тренеры повторяли: водитель должен контролировать ситуацию вокруг себя, попеременно осматривая зеркала заднего вида, постоянно перемещать взгляд по трассе и возле неё, максимально используя центральное зрение.

Выделяются три зоны осмотра: зона дальнего осмотра (20–30 секунд езды от машины); зона принятия решения (12–15 секунд); зона действия (5 секунд). И вроде бы опять опытные водители всё это знают из практики, но повторение, как известно, мать учения.

На занятии звучит вопрос: «Что вы видели сзади автомобиля, перед тем как тронуться на зелёный свет светофора?» При уверенном владении приёмами защитного вождения водитель всегда доложит обстановку вокруг своего авто, а значит, он её контролирует и в случае опасности успеет среагировать.

Соблюдай дистанцию на трассе

При движении по дороге важно соблюдать дистанцию до впереди идущего транспорта. Защитное вождение учит измерять её не в метрах, а в секундах. Для грузового автомобиля безопасная дистанция должна быть 6–8 секунд, для легкового – не менее трёх. На скользких покрытиях и спусках всем водителям следует держать дистанцию не менее восьми секунд.

Чтобы применить правило, надо тренироваться. Упражнение несложное даже для автолюбителя. Во время движения выберите какой‑либо объект на обочине, в момент, когда впереди идущий автомобиль поравняется с ним, начните считать «пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три…». Если по окончании счёта передний бампер вашей легковушки поравнялся с объектом, то безопасная дистанция соблюдается. Если вы пересекли условную линию раньше, то стоит сбросить скорость.

Понятно, что водитель современного мощного сортиментовоза должен строго соблюдать дистанцию на трассе, чтобы не создавать опасных ситуаций самому и вовремя среагировать на таковые со стороны других участников дорожного движения. Этому на занятиях по защитному вождению уделили особое внимание.

****************************************************************

прямая речь

«Курс защитного вождения полезен всем»

Сергей Кирпинский, водитель сортиментовоза (стаж – 37 лет):

— Считаю, что такая учёба нужна, чтобы не только мы сами не попали в аварию, но и могли предотвратить ДТП. До Лесного филиала я шестнадцать лет проработал в ДРСУ, ездил в командировки один. Хорошо понимал: когда остаёшься с дорогой один на один, то сам за себя и отвечаешь. Всё, что сейчас говорят тренеры – быть внимательным, аккуратным, соблюдать скоростной режим, не спешить – на дороге очень важно.



Евгений Землянигин, водитель сортиментовоза (стаж – три года):

— Очень много узнаю нового на занятиях, особенно в плане действий водителя в экстренных ситуациях. Например, как правильно действовать, если проколол переднее колесо. Оказывается, надо не тормозить, а, наоборот, прибавить скорость, чтобы выровнять сортиментовоз, а потом, понемногу притормаживая, припарковать. Это же правило действует в отношении легковых машин. Физика!

Юрий Зарубин, водитель сортиментовоза (стаж – 36 лет):

— Курс защитного вождения полезен всем, особенно молодым водителям. Вот так посмотришь-послушаешь и начнёшь выполнять правила. Потому что на дороге никто не хочет попасть в ДТП, получить травму, повредить свою или чужую машину. Тем более, когда речь об импортных сортиментовозах. Это очень хорошие, надёжные автомобили, но и они представляют опасность на дороге, если нарушать правила.




Сергей Кибалин, водитель автомобиля УАЗ (стаж – три года):

— Я развожу операторов харвестера, форвардера, контролёров леса по рабочим местам в делянках. Никогда не думал, что так важно тренировать навыки внимательности – чтобы быстро реагировать на опасные ситуации, когда ограничена зона видимости. Понравились тренинги и теоретические тесты, узнал много полезной информации.





Игорь Завьялов, водитель сортиментовоза (стаж – 15 лет):

— Хорошо, что руководители беспокоятся о нашей безопасности, учат водителей, напоминают о правилах. Тем более, впереди зима – будет много поездок по дорогам общего пользования и технологическим трассам за лесным сырьём, на выгрузку на комбинате. Посмотрел видео на занятиях – жутковато стало. Думаю, нам не нужны такие «картинки» на дорогах. У меня двое детей, их надо растить!

Татьяна КОНИНА. Фото автора •

Леспром

14 ноября

Ска­мей­ка запасных

14 ноября

«Илим» зара­нее побес­поко­ил­ся о подар­ках детям

28 октября

АЦБК начал про­из­водство эко­ло­ги­чес­ки чис­той целлюлозы

23 октября

Друзья при­роды не толь­ко на словах

19 октября

Архан­гель­ский ЦБК посети­ла ген­конс­ул Гер­ма­нии в Петер­бурге

16 октября

«Илим» рас­ска­зал об опыте так­са­ции лесов при лесо­ус­тройстве

15 октября

«Илим» стал офи­циаль­ным парт­не­ром фес­тива­ля «Context. Diana Vishneva»

11 октября

Коряж­ма чес­тву­ет целый завод-юби­ляр

30 сентября

Лес­ной фили­ал «Или­ма» в Коряж­ме приз­нан луч­шим лесо­заго­то­ви­тель­ным пред­при­ятием региона

30 сентября

На третьем лесо­заво­де в Архан­гель­ске снова будут пере­раба­тывать лес

20 сентября

«Илим» про­фин­ан­сиру­ет 53 социаль­ных про­ек­та в Коряжме

18 сентября

Бумаж­ники про­сят сырья

18 сентября

«У нас на выходе – идеаль­ный продукт»

17 сентября

Груп­па «Илим» выступи­ла гене­раль­ным спон­со­ром «Посла­ния к человеку»

13 сентября

Коря­жем­ских малы­шей встре­тили обновл­ен­ные дет­ские сады

Похожие материалы

14 ноября Леспром

Ска­мей­ка запасных

23 октября Леспром

Друзья при­роды не толь­ко на словах

11 октября Леспром

Коряж­ма чес­тву­ет целый завод-юби­ляр

18 сентября Леспром

Бумаж­ники про­сят сырья

21 августа Леспром

Трое или­мов­цев завое­вали золо­то в Малиновке

15 августа Экономика

В Коряж­ме обсуди­ли клю­чевые воп­росы нац­про­ек­тов

14 августа Экономика

Пер­вая пяти­лет­ка лесо­ру­бов из XXI века

8 августа Леспром

Одна из самых круп­ных и сов­рем­ен­ных машин в Европе

19 июля Леспром

В Коряж­ме чест­во­вали магис­тров «лес­ных наук»

19 июля Леспром

Иност­ра­нные эко­логи про­вери­ли, как «Илим» загот­ав­лива­ет лес­ное сырьё

4 июля Экономика

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

4 июля Леспром

Груп­па «Илим» отмети­ла день рож­де­ния на набе­реж­ной Вычегды

17 июня Леспром

В Коряж­ме сос­то­ял­ся пер­вый област­ной слёт участ­ни­ков про­ек­та «Эколята»