«У нас на выходе – идеальный продукт»

18 сентября 2019 14:15
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Восемь из десяти машин, которые занимаются перевозкой леса как в Архангельской области, так и за её пределами, оснащены гидроманипуляторами, детали для которых изготовлены на Соломбальском машиностроительном заводе

Каждый месяц из производственного цеха Соломбальского машиностроительного завода выходят более 300 колонн для манипуляторов и около 200–300 захватных устройств. Два раза в неделю из Соломбалы уезжает загруженная ими фура. Затем уже на другом заводе концерна PALFINGER из них, как из элементов конструктора, собираются уникальные манипуляторы для лесной промышленности – лёгкие, эффективные, пригодные к эксплуатации в любых погодных условиях.

«Клешни», известные по всей России

Константин РипинскийНачальник производственного цеха Константин Рипинский во главе сборочного цеха в Соломбале уже два года. На СМЗ он работает девять лет – устроился на завод, ещё когда писал диплом в САФУ. Начинал он как мастер заготовительного участка – кроил металл. Теперь же под его руководством – 74 молодых высококвалифицированных специалиста.

— В цеху мы занимаемся всем – начиная с раскроя металла до выпуска готовой продукции на склад. Первым делом мы завозим металл в цех, где его нарезают по заданным чертёжной программой формам. Затем детали проходят мехобработку, фрезеровку, сверловку, нарезание резьбы, гибку. После этого элементы свариваются в готовый узел, – кратко объясняет производственный процесс начальник цеха.

В арсенале у работников цеха – серьёзный парк оборудования. Это плазменная резка, токарные, зуборезные, фрезерные, сверлильные станки… Сваривают же уже обработанные детали на 16 постах, причём два из них роботизированы.

— Можно сделать почти любой продукт, который захочешь – не только манипуляторы. Конечно, не космический корабль, но… – улыбаясь, рассказывает Константин Рипинский.

Главный же продукт СМЗ, его специализация – колонны для гидроманипуляторов и кранов-манипуляторов и захватные механизмы для них же. Собираются они из десятков деталей. Так, в колонне их порядка 12, в грузозахвате для брёвен – около 30. Раньше на СМЗ манипуляторы собирали целиком – сейчас же «под ключ» их готовят на заводе «ВЕЛМАШ‑С» в Великих Луках. Готовые манипуляторы можно встретить по всей России. В основном они используются в лесной промышленности, в строительстве, погрузке металла. Восемь из десяти машин, что занимаются перевозкой леса как в регионе, так и за его пределами, оснащены «клешнями», руку к которым приложили в Соломбале. Данная продукция, созданная по зарубежным технологиям, не уступает Западу по качеству, но в полтора раза дешевле.

— До сих пор в Архангельске и области можно встретить очень много гидроманипуляторов, ещё полностью изготовленных на СМЗ. Часто бывает, когда встретишь машину, на которой он установлен – смотришь сразу на детали, из которых он собран, и все их номера есть в памяти, – рассказывает Константин Рипинский.

Колонна, на которой всё держится

По словам начальника цеха, колонны, которые изготовляются на СМЗ, являются самыми «ответственными» деталями в манипуляторе. Сборке данных узлов уделяется самое большое внимание.

Нижняя часть детали поступает в производственный цех из «литейки», где её отливают из низколегированной хромомолибденовой стали специального производства. Затем эта тяжёлая и объёмная заготовка подвергается механической обработке. Кроме того, на ней нарезаются зубья, благодаря которым она в итоге будет «держаться» и «крутиться» на специальной платформе. Остальные части колонны изготавливаются из листового проката, который закупается на других заводах. Его также подвергают специальной обработке, а уже затем сваривают в короб.

Сваркой же занимаются специалисты, имеющие «корочки» НАКС – национального агентства контроля сварки. Получивший данное удостоверение сварщик считается самым высококвалифицированным, поэтому может выполнять работы на самых ответственных участках.

— После сварки колонны проходят проверку ультразвуковым контролем – выявляются дефекты, поры, трещины. При обнаружении всё это удаляется, исправляется. На выходе у нас получается идеальный продукт, – отмечает Константин Рипинский.

На сборку одной такой колонны – от завоза металла в цех до выхода готовой детали – уходит примерно пять дней. Данный процесс идёт беспрерывно, и каждый день предприятие сдаёт 8–10 образцов готовой продукции.

— Когда два года назад внедряли новые виды манипуляторов и, соответственно, новых видов колонн, мы сварили опытный образец и отдали его на испытания. Они прошли успешно. При испытаниях, насколько я знаю, детали подвергали нагрузкам, которые превышают таковые при обычной эксплуатации в десять раз. Гарантия по деталям, что мы делаем – два года. И я не знаю такого, чтобы они ломались раньше срока, – отмечает начальник участка.

Кроме того, продукция СМЗ идёт и в горнодобывающую отрасль. Завод изготавливает коронки для тяжёлой техники алмазодобытчиков региона. Отлитые на производстве детали подвергаются термообработке и процедурам, повышающим их износостойкость. Раз в полгода или раз в квартал предприятия горнодобывающей отрасли получают от завода по 300–400 коронок. Данная продукция выдерживает конкуренцию с другими производителями, выигрывая у них как по качеству, так и по цене.

Что касается планов, то в 2020‑м, в год своего 90‑летия, СМЗ планирует смонтировать линию для порошковой покраски готовых деталей. Это позволит поставлять дружественным предприятиям уже готовые детали для сборки и повысит их стоимость. Кроме того, в планах у Соломбальского машиностроительного – и поставка своих деталей за рубеж.

Даже сейчас, когда СМЗ в рамках корпоративной политики собирает только отдельные части манипуляторов, в его стенах изготавливают и те детали, из которых теоретически можно собрать манипулятор «полноценный». Они идут как запасные части для уже трудящихся в лесной отрасли машин. Константин Рипинский подводит итог разговора:

— Сейчас понимаешь, что, работая на СМЗ, делаешь большой вклад в итоговый продукт крупного и передового предприятия и лесной отрасли в целом.

Виталий БАРАШКОВ

Максим Евстигнеев, генеральный директор ООО «СМЗ»

– У нас в сентябре два отраслевых праздника. На 15 сентября выпадает День работника леса, на 29 – День работника машиностроения. К одному из этих праздников мы имеем прямое отношение, а что касается Дня лесника – то это как раз наши основные клиенты. Мы хотим высказать им глубокое уважение, поблагодарить за работу с нами. Нашему же коллективу, небольшому, но сплочённому, в преддверии 29 сентября хочется пожелать здоровья. Все наши специалисты должны приходить на предприятие здоровыми и здоровыми же возвращаться к своим семьям. Хочется пожелать всему коллективу ещё больших трудовых успехов, приносить ещё больше пользы Соломбальскому машиностроительному заводу.

Леспром

6 июля

За шесть меся­цев 2020 года «Архбум» пере­вёз 2,1 мил­ли­она тонн грузов

2 июля

«Титан» стал парт­нё­ром дви­же­ния «Волон­теры-меди­ки»

23 июня

«Титан» при­нял учас­тие в регио­наль­ных уче­ни­ях по туше­нию лес­ных пожаров

22 июня

Депу­тат Госу­дарст­вен­ной Думы Елена Вто­ры­ги­на при­няла учас­тие в закладке «Сада Памя­ти» хол­динга «Титан» в Кар­пого­рах

19 июня

«Титан» открыл новый «Сад памя­ти» в Нян­домс­ком районе

11 июня

WWF отве­тил Рос­лесхо­зу и пояс­нил, как леса вдоль нерес­товых рек потеря­ли защит­ный статус

9 июня

АЦБК вло­жил в спор­тивно-мас­совые меро­прия­тия 43 мил­ли­она рублей

9 июня

«Бело­мор­ская Сплав­ная Ком­па­ния» завер­шила пло­то­вую навигацию

5 июня

В 2019 году «Илим» вло­жил в эко­ло­гию про­из­водства 18 мил­ли­ар­дов рублей

5 июня

«УЛК» задол­жал своим работ­ни­кам 700 тысяч руб­лей заплат

22 мая

В Архан­гель­ской области испыта­ли пер­вого дро­на-пат­руль­ного

19 мая

За 2019 год АЦБК потра­тил на социаль­ную полити­ку и бла­гот­вори­тель­ность 365 мил­ли­онов рублей

18 мая

«Титан» поса­дит 28 тысяч сажен­цев сосны

13 мая

В 2019 году «Илим» потра­тил на модер­низа­цию более 46,3 мил­ли­ар­дов рублей

13 мая

Алек­сандр Цыбуль­ский про­вёл рабо­чую встре­чу с ген­дир­ек­то­ром АЦБК