«Быстрые деньги» уже не являются определяющими на рынке

28 февраля 16:18 Из газеты
«Быстрые деньги» уже не являются определяющими на рынке
«Быстрые деньги» уже не являются определяющими на рынке

Директор Лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме Дмитрий Пахомов об итогах 2017‑го и задачах в наступившем году

– Дмитрий Александрович, если говорить об итогах 2017 года, что лично у вас вызывает удовлетворение?

— Отсутствие травм сотрудников в дорожно-транспортных происшествиях. Поверьте, это далось непросто. Масштабы производства Лесного филиала огромны, ежедневно в рейс выходят 117 лесовозов со средним плечом доставки древесины 120 км. А всего у нас работают 290 единиц различной колёсной техники.

Мы глубоко и качественно проанализировали причины происшествий, разработали перечень мероприятий, нацеленных на устранение этих причин. И снизили к концу 2017 года число ДТП до 14‑ти. Считаю, это хороший результат. Молодцы ребята, которые занимались этим вопросом. Молодцы транспортники, принявшие жёсткие меры – с точки зрения ограничения скоростного режима, дополнительных программ обучения водителей. Люди адекватно всё это восприняли, и мы достигли цели в области безопасности. Несомненно, это вызывает удовлетворение и гордость.

– За производственные показатели тоже краснеть не приходится?

— Летом 2017‑го в Архангельской области подвели итоги сезона активной заготовки и вывозки лесного сырья, Лесной филиал был признан лучшим среди предприятий ЛПК региона. Наши операторы многофункциональных лесозаготовительных комплексов вновь стали призёрами «Лесоруба XXI века» в Устьянском районе и Всероссийского чемпионата среди вальщиков леса в Республике Карелия.

Несколько лет назад мы поставили себе планку в 100 тысяч кубометров на один харвестер и постепенно, год от года, идём к этой цели. В прошедшем году приблизились к ней, несмотря на сложные погодные условия. Есть целый ряд личных рекордов экипажей, например – в Ленском районе. В целом собственными силами Лесной филиал заготовил 2,5 млн кубометров древесины.

Комбинат лесным сырьём мы обеспечили в полном объёме, хотя потребление выросло на 200 тысяч кубометров. Никаких ограничений ни по количеству, ни по породному составу не было. Это основная задача, и мы с ней справились.

– Лесной филиал стал пионером в ­новой технологии интенсивного использования и воспроизводства лесов. Пилотный проект, судя по всему, стал повседневной практикой?

— Сегодня с полной уверенностью могу сказать, что мы освоили эту технологию: понимаем её с точки зрения техники, которая необходима на рубках ухода, и профессиональной подготовки сотрудников, работающих на этой технике. Это – отличный итог пилотного проекта.

– Самое главное, что и на законодательном уровне ваши предложения были услышаны и приняты.

— Действительно, это была очень хорошая новость для всех нас. Буквально в 20‑х числах декабря позвонили коллеги и поздравили с тем, что изменения в «Правила рубки» приняты на законодательном уровне, эти изменения позволят нам работать ещё эффективнее. Мы ждали этого решения с весны 2017‑го. И в какой‑то момент даже возникли опасения, что наш проект так и останется экспериментальным.

– Наверное, и областные власти сыграли свою роль в этом процессе?

— Вспомню в этой связи круглый стол о развитии модели интенсивного ведения лесного хозяйства, который состоялся в августе в рамках чемпионата «Лесоруб XXI века». Мы участвовали в этой программе, представили рубки ухода на демонстрационной делянке. Её посетили губернатор Архангельской области Игорь Орлов и заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. Это дало толчок для дальнейшего обсуждения темы.

– Ежегодно Группа «Илим» делает серьёзные инвестиционные вливания в развитие технической базы лесного комплекса. Что удалось обновить в 2017‑м?

— Инвестиционная программа выполнена в полном объёме. Мы потратили более 800 млн рублей на обновление технического парка и реконструкцию основных средств, строительство дорог. Приобретено 5 новых лесозаготовительных комплексов (харвестер + форвардер), 16 сортиментовозов. Но самое главное – в 2017 году мы вышли на стабильные сроки эксплуатации лесной техники. Для харвестеров и форвардеров это экономически целесообразный «возраст» в 2,5 года, для лесовозов – 3,5 года.

– Как вы считаете, меняется отношение людей к труду? Им близки интересы компании?

— Людям далеко не всё равно. Это видно по результатам тех корпоративных программ, которые внедряются в последние годы. Я имею в виду программы в области безопасности, например «Добровольцы-спасатели». Люди с огромным интересом откликнулись на призыв стать добровольцами, активно участвуют в проекте, особенно в обучающих программах оказания первой помощи пострадавшим. Они понимают, что компания заботится о своих сотрудниках, старается развить в них жизненно важные навыки.

Или давайте возьмём поведенческие аудиты безопасности. Руководителей и специалистов уже давно им обучили, в ближайшее время стопроцентно охватим обучением рабочих. И здесь мы тоже получили отклик. Люди беседуют, пишут отчёты, стремятся улучшить ситуацию.

Огромным подспорьем считаю проект «Илим-Забота», когда помимо обязательного стопроцентного медицинского осмотра наших сотрудников дополнительно проверяют на риски тяжёлых заболеваний – таких как рак, инфаркт, инсульт. Я не знаю других компаний, которые бы так заботились о персонале. Для жителей лесных посёлков это особенно важно.

– Сегодня все мечтают жить в больших городах. А ваша деятельность связана с жизнью в маленьких посёлках. Есть ли у Лесного филиала дефицит кадров?

— Да, есть. Хотя незакрытых вакансий практически нет. И текучесть кадров невелика. Но проблема есть.

Вопрос касается даже не общего количества, а дефицита профессиональных эффективных сотрудников. Готовых рынок, к сожалению, не предлагает, поэтому людей надо учить, развивать. Наши люди растут в филиале. Если брать последние назначения, то все руководители Лесного филиала раньше занимались производственными вопросами – трудились либо мастерами, либо инженерами. Тем, кто растёт на производстве, кто знает компанию, её задачи, не нужно времени на адаптацию.

– Сегодня руководители и специалисты Лесного филиала выезжают за границу, чтобы изучить лучшие практики. Что бы вы привнесли из‑за рубежа? Те, кто заготавливают лес там, отличаются от нас?

— Интересный вопрос. Я бы разделил ответ на две части: одна касается технической стороны, другая – людей. Скандинавы, к примеру, намного исполнительней, чем мы. Там рабочий, который занимается заготовкой древесины, чувствует свою ответственность за результат своего труда. Это его репутация, его риски, его ответственность – вот эти три вещи чётко складываются в его голове.

И когда ты задаёшь ему вопросы: «Почему ты работаешь 8 часов без перерыва?» или «Почему ты делаешь выборку пиловочника без дополнительной платы?», то он удивляется: «А как иначе?» Просто он понимает, что если завтра кто‑то узнает, что он работает по‑другому, то его рыночная цена как профессионального лесозаготовителя может упасть. И тогда на работу возьмут другого…

– В Скандинавии такая жёсткая конкуренция за рабочие места в лесозаготовке?

— Дело в том, что в скандинавских странах не предусмотрены штрафы для бизнеса за нарушения лесного законодательства. Ответственность ложится непосредственно на тех людей, кто трудится в лесу. К примеру, если я, оператор харвестера, допустил завизирную рубку, свалил не те деревья, которые были отмечены, то штраф выставят мне, а не организации, на которую я работаю.

Правила касаются буквально всего, даже каких‑то элементарных вещей. Например, оператор харвестера должен каждую смену проводить калибровку харвестерной головки. В Финляндии действует специальная служба, которая регулярно проверяет машины в лесу. Если выявляется нарушение (головка не откалибрована), то оператора могут не просто оштрафовать, но и лишить лицензии на управление харвестером.

Поэтому, конечно, за рубежом лесозаготовитель вовлечён в процесс, он лично заинтересован в качестве выполняемых работ. Это очень сильно отличает их от нас.

– Получается, персональная ответственность – это способ повысить производительность труда…

— Абсолютно так. Вот если вернуться к разговору о ДТП, у меня был разговор с американским дальнобойщиком, который рассказал, что любое нарушение правил дорожного движения или участие в аварии моментально сказывается на его страховке – её стоимость вырастает в геометрической прогрессии. То есть если водитель попал на производстве в ДТП, то его профессиональный коэффициент падает.

И потом: государственные правила США предусматривают, что в зависимости от тяжести нарушения водитель обязан за свой счёт в свободное от работы время ходить на обучающие курсы и сдавать экзамены. Чем больше нарушений – тем длиннее повторное обучение.

– Вот смотрите: на Западе вопрос решается жёстко: нарушил – штраф, а мы что используем – кнут или пряник?

— Раньше из‑за ДТП у нас были сплошные карательные меры. Нарушил один – премии лишается вся колонна. Водителя наказывали по полной. В последние годы мы решили поменять вектор: стали не наказывать, а разговаривать с людьми – доносить до них, что на дороге надо себя вести по‑другому, иначе реагировать на ситуации. Сделали акцент на осознанное отношение к собственной безопасности. И это, считаю, принесло результат.

– Очень много времени было потрачено на урегулирование отношений с внешними поставщиками лесного сырья. В какой стадии они сегодня?

— Надо сказать, что вторая половина 2017 года, после периода проливных дождей, не способствовала выстраиванию этих отношений, потому что обострилась конкуренция на рынке. Растёт конкуренция – растёт цена на лесное сырьё. Продавцы и покупатели начинают искать выгоду. И бывает такое, что многие в погоне за быстрыми деньгами пренебрегают опытом, который уже сложился между партнёрами.

– И как повели себя поставщики?

— По-разному. Нашлись те, кто ринулся за быстрыми деньгами. Но были и такие компании, которые в трудный период, наоборот, постарались выстроить с нами долгосрочные отношения. К примеру, «Устьянская лесопромышленная компания». Появились серьёзные партнёры в Кировской области, которые занимаются лесопилением.

– Кстати, очень интересно – а в чём нашли точки соприкосновения с «УЛК»?

— Во-первых, устьяки и мы – профессионалы в области лесозаготовки. Мы не конкуренты: каждая компания занимает свою нишу рынка, мы идём параллельными путями, и нам интересен обмен мнениями, обмен практиками.

Во-вторых, у нас есть коммерческие пересечения. Нам интересен баланс, им – пиловочник. И вот тут мы выходим на долгосрочные отношения: они поставляют на комбинат лесное сырьё, мы продаём им пиловочник. Именно в таком ключе стараемся построить отношения с другими компаниями, где есть взаимный интерес.

– То есть получается, «быстрые ­деньги» уже не являются определяющими на рынке?

— Однозначно можно сказать, что мы меняем подходы. Мы определяем группу стратегических партнёров, с кем готовы развивать отношения не на год или два. Мы уже определили это для себя как цель, выбрали механизмы и инструменты. И хотим, чтобы в перспективе эта группа взяла на себя львиную долю поставок лесного сырья на комбинат.

Беседовали Татьяна ИВАНОВА, Надежда СУХОПАРОВА

Леспром

16 октября

За 9 меся­цев 2018 года ГК «Титан» загото­вила 1 839,7 тысяч кубо­мет­ров древесины

12 октября

АЦБК и РОТЕК под­писа­ли кон­тракт на поставку паро­вой тур­бины стои­мос­тью мил­ли­ард рублей

10 октября

Ограни­че­ния в сфере лесо­поль­зова­ния гро­зят закрыти­ем боль­шого коли­чес­тва успе­шных пред­при­ятий

10 октября

АЦБК стал лиде­ром биз­неса по инвести­ци­ям в эко­ло­гию по вер­сии RAEX

9 октября

АЦБК вошел в топ-600 круп­нейш­их ком­па­ний России

9 октября

«Усть-Пок­шень­гский ЛПХ» завер­шил про­ект по модер­низа­ции АЗС

5 октября

Среди луч­ших на все­рос­сийск­их сорев­нова­ни­ях

4 октября

АЦБК пре­зен­то­вал книгу «Путе­шес­твие в бумаж­ную страну»

4 октября

На про­из­водстве кар­тона АЦБК начи­на­ет­ся мон­таж оче­ред­ной части обо­ру­до­ва­ния новой КДМ-2

4 октября

Итоги «обе­ле­ния» лес­ного биз­неса в Архан­гель­ской области: плюс мил­ли­ард руб­лей налогов

28 сентября

Груп­па «Илим» откры­ва­ет поиск иннова­ци­он­ных стартапов

27 сентября

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

20 сентября

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе

19 сентября

АЦБК и Новод­винс­кий индустриаль­ный тех­ни­кум про­вели вто­рую ста­жир­ов­ку сту­ден­тов в Австрии

Похожие материалы

5 октября Леспром

Среди луч­ших на все­рос­сийск­их сорев­нова­ни­ях

27 сентября Экономика

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

20 сентября Леспром

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября Леспром

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе

14 сентября Леспром

Ком­би­нат в Коряж­ме ухо­дит от исполь­зова­ния хлора

7 сентября Общество

В Коряж­ме появи­лись клас­сы для осо­бых детей

6 сентября Леспром

Под покрови­тель­ством Гру­зин­ской иконы Божи­ей Матери

6 сентября Леспром

Надеж­да Виног­радо­ва: «Наша цель – сох­ранить лиди­ру­ющие пози­ции на рынке»

29 августа Леспром

Люби­мое дело маши­нис­та Мужикова

17 августа Экономика

Отрасле­вой чем­пи­онат «Лесо­руб XXI века» дорос до ново­го статуса

15 августа Экономика

Чтобы лес­пром у моло­дёжи был в почёте

15 августа Леспром

Нас­тупи­ли лиде­рам на пятки

30 июля Леспром

Под­гот­ов­ка ново­го уровня