Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 2018 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

4 июля

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

4 июля

Груп­па «Илим» отмети­ла день рож­де­ния на набе­реж­ной Вычегды

1 июля

«Илим» – в лиде­рах рос­сийско­го биз­неса по рас­хо­дам на экологию

17 июня

В Коряж­ме сос­то­ял­ся пер­вый област­ной слёт участ­ни­ков про­ек­та «Эколята»

28 мая

Дмит­рий Пахо­мов: «Важ­но не нало­мать дров»

27 мая

Дирек­тор лесо­пере­ра­ба­ты­ва­ющей ком­па­нии из Архан­гель­ской области подоз­рева­ет­ся в уклоне­нии от уплаты пяти мил­ли­онов налогов

24 мая

В Шен­курс­ком райо­не откры­лся пер­вый пел­летный завод

17 мая

При­шёл в цех – «вклю­чи» голову!

3 мая

В Кату­нино зарабо­тала самая мощ­ная в Рос­сии котель­ная на дре­вес­ных гранулах

29 апреля

«Илим» инвести­ро­вал в про­из­водство более 23 мил­ли­ар­дов рублей

12 апреля

Захар Смуш­кин: ЦБК в Коряж­ме удер­жива­ет «паль­му пер­венства»

11 апреля

Коря­жем­цев поблаго­да­ри­ли за резуль­таты 2018‑го двой­ной премией

29 марта

Будет цех – сов­рем­ен­ный, безо­пас­ный, высоко­тех­ноло­гич­ны

14 марта

«Илим» под­дер­жит социаль­ные про­ек­ты на юге Архан­гель­ской области

1 марта

«Илим» под­дер­жал Фонд Дианы Вишневой

Похожие материалы

4 июля Экономика

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

4 июля Леспром

Груп­па «Илим» отмети­ла день рож­де­ния на набе­реж­ной Вычегды

17 июня Леспром

В Коряж­ме сос­то­ял­ся пер­вый област­ной слёт участ­ни­ков про­ек­та «Эколята»

17 мая Леспром

При­шёл в цех – «вклю­чи» голову!

3 мая Леспром

В Кату­нино зарабо­тала самая мощ­ная в Рос­сии котель­ная на дре­вес­ных гранулах

11 апреля Экономика

Коря­жем­цев поблаго­да­ри­ли за резуль­таты 2018‑го двой­ной премией

29 марта Экономика

Будет цех – сов­рем­ен­ный, безо­пас­ный, высоко­тех­ноло­гич­ны

20 февраля Экономика

В зоне вни­ма­ния – важ­ней­шие социаль­ные объекты

6 февраля Леспром

Груп­па «Илим» выбрала 33 стар­тапа для парт­нёр­ства

16 января Экономика

Коря­жем­цы под­тверди­ли право назы­вать­ся лиде­рами лес­ной отрасли

28 декабря Леспром

Биз­несу нужны стимулы

12 декабря Леспром

Все­лен­ная по имени Сильченко

29 ноября Леспром

Опыт ЦБК изу­чили и взяли на заметку