Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 2018 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

18 января

На АЦБК запус­тили кон­тур отоп­ле­ния зда­ния новой выпар­ной станции

16 января

Коря­жем­цы под­тверди­ли право назы­вать­ся лиде­рами лес­ной отрасли

14 января

«Титан» тес­тиру­ет тяга­чи Mercedes-Benz ново­го поколения

11 января

У АЦБК появит­ся самая боль­шая кар­тоно­де­ла­тель­ная маши­на в России

10 января

«Титан» соз­дал новое лесо­заго­то­ви­тель­ное пред­при­ятие в Вельске

28 декабря

Биз­несу нужны стимулы

26 декабря

«Титан» побе­дил в кон­курсе на луч­шее лес­ное пред­при­ятие Архан­гель­ской области

26 декабря

На сот­рудни­чес­тво с груп­пой «Илим» пре­тен­ду­ют более 170 стартапов

25 декабря

В Архан­гель­ской области раск­ры­ли кражу 226 тысяч кубо­мет­ров леса

25 декабря

Лиде­ром в рей­тинге «Интерфа­кс-ЭРА» по эко­ло­ги­чес­кой про­зрач­нос­ти стал АЦБК

19 декабря

В Новод­винске про­шла пер­вая дет­ская эко­ло­ги­чес­кая кон­фер­ен­ция

18 декабря

«Илим» при­нял учас­тие в отрасле­вом фору­ме «ЛПК 360°»

12 декабря

Минис­терство ЛПК Архан­гель­ской области: «План по вос­про­из­водству лесов в 2018 году пере­вып­ол­нен»

12 декабря

Все­лен­ная по имени Сильченко

30 ноября

«Титан» и «Рос­теле­ком» нача­ли про­ект по IT-мод­ер­низа­ции лесо­заго­то­ви­тель­ных пред­при­ятий

Похожие материалы

16 января Экономика

Коря­жем­цы под­тверди­ли право назы­вать­ся лиде­рами лес­ной отрасли

28 декабря Леспром

Биз­несу нужны стимулы

12 декабря Леспром

Все­лен­ная по имени Сильченко

29 ноября Леспром

Опыт ЦБК изу­чили и взяли на заметку

19 ноября Леспром

Не думай о секун­дах свысока

14 ноября Леспром

Более 200 мил­ли­онов руб­лей – на воз­рожде­ние речных перевозок

1 ноября Экономика

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

22 октября Экономика

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

18 октября Леспром

Дикий лес как повод для гордости

5 октября Леспром

Среди луч­ших на все­рос­сийск­их сорев­нова­ни­ях

27 сентября Экономика

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

20 сентября Леспром

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября Леспром

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе