Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 2018 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

16 октября

«Илим» рас­ска­зал об опыте так­са­ции лесов при лесо­ус­тройстве

15 октября

«Илим» стал офи­циаль­ным парт­не­ром фес­тива­ля «Context. Diana Vishneva»

11 октября

Коряж­ма чес­тву­ет целый завод-юби­ляр

30 сентября

Лес­ной фили­ал «Или­ма» в Коряж­ме приз­нан луч­шим лесо­заго­то­ви­тель­ным пред­при­ятием региона

30 сентября

На третьем лесо­заво­де в Архан­гель­ске снова будут пере­раба­тывать лес

20 сентября

«Илим» про­фин­ан­сиру­ет 53 социаль­ных про­ек­та в Коряжме

18 сентября

Бумаж­ники про­сят сырья

18 сентября

«У нас на выходе – идеаль­ный продукт»

17 сентября

Груп­па «Илим» выступи­ла гене­раль­ным спон­со­ром «Посла­ния к человеку»

13 сентября

Коря­жем­ских малы­шей встре­тили обновл­ен­ные дет­ские сады

11 сентября

Груп­па «Илим» стала лау­ре­атом пре­мии «Ответст­вен­ный лесо­поль­зова­тель»

21 августа

Трое или­мов­цев завое­вали золо­то в Малиновке

20 августа

По Север­ной желез­ной доро­ге про­шёл пер­вый кон­тейн­ер­ный поезд в Китай

15 августа

В Коряж­ме обсуди­ли клю­чевые воп­росы нац­про­ек­тов

14 августа

Пер­вая пяти­лет­ка лесо­ру­бов из XXI века

Похожие материалы

11 октября Леспром

Коряж­ма чес­тву­ет целый завод-юби­ляр

18 сентября Леспром

Бумаж­ники про­сят сырья

21 августа Леспром

Трое или­мов­цев завое­вали золо­то в Малиновке

15 августа Экономика

В Коряж­ме обсуди­ли клю­чевые воп­росы нац­про­ек­тов

14 августа Экономика

Пер­вая пяти­лет­ка лесо­ру­бов из XXI века

8 августа Леспром

Одна из самых круп­ных и сов­рем­ен­ных машин в Европе

19 июля Леспром

В Коряж­ме чест­во­вали магис­тров «лес­ных наук»

19 июля Леспром

Иност­ра­нные эко­логи про­вери­ли, как «Илим» загот­ав­лива­ет лес­ное сырьё

4 июля Экономика

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

4 июля Леспром

Груп­па «Илим» отмети­ла день рож­де­ния на набе­реж­ной Вычегды

17 июня Леспром

В Коряж­ме сос­то­ял­ся пер­вый област­ной слёт участ­ни­ков про­ек­та «Эколята»

17 мая Леспром

При­шёл в цех – «вклю­чи» голову!

3 мая Леспром

В Кату­нино зарабо­тала самая мощ­ная в Рос­сии котель­ная на дре­вес­ных гранулах