Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

20 сентября

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе

19 сентября

АЦБК и Новод­винс­кий индустриаль­ный тех­ни­кум про­вели вто­рую ста­жир­ов­ку сту­ден­тов в Австрии

18 сентября

На новой выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

14 сентября

Ком­би­нат в Коряж­ме ухо­дит от исполь­зова­ния хлора

7 сентября

В Коряж­ме появи­лись клас­сы для осо­бых детей

7 сентября

АЦБК запус­тил обновл­ен­ный кор­пора­тив­ный вебсайт

6 сентября

Под покрови­тель­ством Гру­зин­ской иконы Божи­ей Матери

6 сентября

Надеж­да Виног­радо­ва: «Наша цель – сох­ранить лиди­ру­ющие пози­ции на рынке»

29 августа

Люби­мое дело маши­нис­та Мужикова

22 августа

Лесп­ро­мхозы ГК «Титан» загото­вили за семь меся­цев 1 397,6 тысяч кубо­мет­ров древесины

17 августа

Отрасле­вой чем­пи­онат «Лесо­руб XXI века» дорос до ново­го статуса

16 августа

Усть-Пок­шень­гский лесп­ро­мхоз полу­чил лицен­зию на слив ГСМ

15 августа

Чтобы лес­пром у моло­дёжи был в почёте

15 августа

Нас­тупи­ли лиде­рам на пятки

Похожие материалы

20 сентября Леспром

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября Леспром

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе

14 сентября Леспром

Ком­би­нат в Коряж­ме ухо­дит от исполь­зова­ния хлора

7 сентября Общество

В Коряж­ме появи­лись клас­сы для осо­бых детей

6 сентября Леспром

Под покрови­тель­ством Гру­зин­ской иконы Божи­ей Матери

6 сентября Леспром

Надеж­да Виног­радо­ва: «Наша цель – сох­ранить лиди­ру­ющие пози­ции на рынке»

29 августа Леспром

Люби­мое дело маши­нис­та Мужикова

17 августа Экономика

Отрасле­вой чем­пи­онат «Лесо­руб XXI века» дорос до ново­го статуса

15 августа Экономика

Чтобы лес­пром у моло­дёжи был в почёте

15 августа Леспром

Нас­тупи­ли лиде­рам на пятки

30 июля Леспром

Под­гот­ов­ка ново­го уровня

28 июля Леспром

В любую точку мира. В подарок от компании

25 июля Леспром

Лес­ные пожары: опыт Архан­гель­ской области – для всей России