Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

17 июля

ГК «Титан» запус­тила про­ект по модер­низа­ции точек отгру­зки лесоп­род­ук­ции стои­мос­тью 100 мил­ли­онов рублей

12 июля

Полпред пре­зи­ден­та в СЗФО посе­тил с рабо­чим визи­том Архан­гель­ский ЦБК

12 июля

Новод­винск нак­ро­ет «Ливень»

11 июля

АЦБК инвести­ру­ет 4,6 мил­ли­онов руб­лей в про­грамму «Обес­пече­ние жильем моло­дых семей»

11 июля

Груп­па «Илим» нап­рави­ла на социаль­ные про­ек­ты 40 мил­ли­онов рублей

9 июля

Сот­рудн­ик АЦБК выступа­ет моде­рато­ром на про­фори­ен­тац­ион­ной смене «Регион раз­ви­тия 29»

9 июля

ООО «Кар­пого­ры­лес» под­тверди­ло соот­ветст­вие стан­дарт­ам FSC

6 июля

После рубок – тща­тель­ный уход

6 июля

Мас­тера свое­го дела

5 июля

В Коряж­ме власть и биз­нес в оче­ред­ной раз све­рили часы

4 июля

В пер­вом полуго­дии лесп­ро­мхозы ГК «Титан» загото­вили 1 316 тысяч кубо­мет­ров древесины

2 июля

АЦБК пре­зен­то­вал «Лич­ный каби­нет покупа­теля»

29 июня

Шен­курско­го чинов­ника будут судить за ущерб лес­ному фонду на сумму семь мил­ли­онов рублей

29 июня

АЦБК полу­чил новые сер­тифи­каты соот­ветст­вия тре­бо­ва­ни­ям меж­дуна­род­ных стан­дарт­ов

28 июня

В РСПП обсуди­ли пред­ложе­ния минп­ри­роды России

Похожие материалы

12 июля Леспром

Новод­винск нак­ро­ет «Ливень»

11 июля Леспром

Груп­па «Илим» нап­рави­ла на социаль­ные про­ек­ты 40 мил­ли­онов рублей

6 июля Леспром

После рубок – тща­тель­ный уход

6 июля Леспром

Мас­тера свое­го дела

28 июня Леспром

Мужи­ки из Мат­веры Пинежс­ко­го райо­на под­няли про­блему феде­раль­ного уровня

27 июня Леспром

Семь барж и две­над­цать желез­нодо­рож­ных платформ

20 июня Экономика

Откуда и сколь­ко леса посту­пит на ЦБК в Коряж­ме в 2019 году

20 июня Леспром

Сов­рем­ен­ный завод с бога­той историей

8 июня Леспром

«Стра­те­гия раз­ви­тия лес­ного комп­ле­кса до 2030 года – это Конс­ти­ту­ция для отрасли»

8 июня Леспром

Ловуш­ки для трав­мат­из­ма

28 мая Леспром

Груп­па «Илим» даёт путев­ку в жизнь выпуск­ни­кам про­фильных вузов

11 мая Леспром

Музей Кот­ласско­го ЦБК полу­чил ком­сомоль­скую путёвку

11 мая Леспром

В Коряж­ме рабо­чую смену нача­ли с вик­тори­ны по охране труда