Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

1 ноября

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

23 октября

За 9 меся­цев 2018 года ГК «Титан» вло­жила в тех­нику 1,25 мил­ли­ар­да рублей

22 октября

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

18 октября

Дикий лес как повод для гордости

16 октября

За 9 меся­цев 2018 года ГК «Титан» загото­вила 1 839,7 тысяч кубо­мет­ров древесины

12 октября

АЦБК и РОТЕК под­писа­ли кон­тракт на поставку паро­вой тур­бины стои­мос­тью мил­ли­ард рублей

10 октября

Ограни­че­ния в сфере лесо­поль­зова­ния гро­зят закрыти­ем боль­шого коли­чес­тва успе­шных пред­при­ятий

10 октября

АЦБК стал лиде­ром биз­неса по инвести­ци­ям в эко­ло­гию по вер­сии RAEX

9 октября

АЦБК вошел в топ-600 круп­нейш­их ком­па­ний России

9 октября

«Усть-Пок­шень­гский ЛПХ» завер­шил про­ект по модер­низа­ции АЗС

5 октября

Среди луч­ших на все­рос­сийск­их сорев­нова­ни­ях

4 октября

АЦБК пре­зен­то­вал книгу «Путе­шес­твие в бумаж­ную страну»

4 октября

На про­из­водстве кар­тона АЦБК начи­на­ет­ся мон­таж оче­ред­ной части обо­ру­до­ва­ния новой КДМ-2

4 октября

Итоги «обе­ле­ния» лес­ного биз­неса в Архан­гель­ской области: плюс мил­ли­ард руб­лей налогов

28 сентября

Груп­па «Илим» откры­ва­ет поиск иннова­ци­он­ных стартапов

Похожие материалы

1 ноября Экономика

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

22 октября Экономика

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

18 октября Леспром

Дикий лес как повод для гордости

5 октября Леспром

Среди луч­ших на все­рос­сийск­их сорев­нова­ни­ях

27 сентября Экономика

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

20 сентября Леспром

На выпар­ной стан­ции АЦБК закон­чен мон­таж круп­нога­бар­ит­ного обо­ру­до­ва­ния

20 сентября Леспром

САФУ раз­раба­тыва­ет для ГК «Титан» пас­порт плот­бища в Верх­не­тоем­ском районе

14 сентября Леспром

Ком­би­нат в Коряж­ме ухо­дит от исполь­зова­ния хлора

7 сентября Общество

В Коряж­ме появи­лись клас­сы для осо­бых детей

6 сентября Леспром

Под покрови­тель­ством Гру­зин­ской иконы Божи­ей Матери

6 сентября Леспром

Надеж­да Виног­радо­ва: «Наша цель – сох­ранить лиди­ру­ющие пози­ции на рынке»

29 августа Леспром

Люби­мое дело маши­нис­та Мужикова

17 августа Экономика

Отрасле­вой чем­пи­онат «Лесо­руб XXI века» дорос до ново­го статуса