Уйти с делянки – и забрать с собой дорогу

28 апреля 2018 15:49 Из газеты
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.
Для устройства одного километра дороги требуется 816 плит.

О том, как эту извечную мечту лесозаготовителей реализуют в Коряжме, рассказывает ведущий инженер-технолог Лесного филиала Группы «Илим» Антон Тюшев.

– Одной из ключевых проблем вывозки сортиментов в летний период является подготовка гравийных дорог к делянкам, расположенным на некотором отдалении от основных магистралей, на грунтовых усах, – объясняет Антон Николаевич. – При нынешнем положении дел, когда песчано-гравийную смесь приходится доставлять с карьеров с плечом в 30–40 километров, себестоимость одного километра гравийной дороги очень высока и составляет около 2,5 миллиона рублей. А делянка, предположим, на пять тысяч кубометров, тупиковое направление. Делянку вырубили, и всё – следующий раз в данный лесфонд заедешь только через 60 лет. Тут нет экономики. Легче закупить лес на стороне. Понятно, что нужно искать какие‑то решения.

Идея использования дорожных мобильных плит появилась ещё в 2016 году. Это плиты из полимера длиной три метра, шириной метр, толщиной четыре сантиметра. Они довольно лёгкие для монтажа. Достаточно двух-трёх человек для того, чтобы плиту перекантовать и уложить.

Был посчитан экономический эффект этого проекта. Получалась хорошая экономия. Кроме того что отпадала нужда возить на «усы» (участки тупиковой грунтовой дороги от магистрали до делянки – Прим. автора) песчано-гравийную смесь для отсыпки дорожного полотна, появилась возможность оперативно вывозить с делянок пиловочник и фанкряж, не оставляя ценные сортименты киснуть в лесу.

В 2017 году мы приобрели 816 плит – это на один километр дороги. С августа по октябрь прошлого года они уже в работе. С применением этих плит вывозка древесины по 2017 году составила 33,5 тысячи кубометров. Это в основном по Яренскому лесничеству. В 2018 году набираем план под эти плиты.

– Что значит «набираем план»?

— Прорабатываем ведомость набора лесного фонда, подбираем подходящие для нашего проекта делянки, в которые можно зайти с заготовкой летом, а также с помощью плит произвести вывозку заготовленного лесоматериала, и которые находятся на коротком плече от магистрали – до одного километра. В этот период выезжаем на участки и определяем на месте, позволяет ли рельеф уложить плиты, нет ли крутых поворотов, спусков-подъёмов, ручьёв, может, нужно провести какие‑то дополнительные работы.

Так как плиты очень неплохо показали себя в прошлом году, сейчас мы запускаем вторую волну этого проекта. И теперь уже при наборе плана рассматриваем делянки, находящиеся на расстоянии до двух километров от магистрали. На данный момент расчёт эффекта от внедрения мобильных плит на двухкилометровых участках находится в разработке.

– То есть уточняется, какой именно эффект будет, но что он будет положительным, никто не сомневается?

— Сомнений нет. Плиты зарекомендовали себя неплохо. Разумеется, были определённые проблемы. Например, на плиты налипала глина и техника начинала скользить в дождливую погоду. Мы учли это и высказали поставщику плит пожелание усилить замковые соединения и оснастить поверхность шипами для большего сцепления.

Обнаружились проблемы и другого характера. После эксплуатации плиты глубоко всасываются в глину. Руками их не достать, а техникой не всегда получается плавно – где‑то замок оторвёт, где‑то надломит саму конструкцию.

– Это подлежит ремонту?

— Нет. Но по гарантийному обслуживанию происходит замена. Каждая плита стоит довольно дорого.

– Но это всё же дешевле обустройства гравийных дорог?

— Несомненно, ведь эти плиты не одноразового использования. Их мобильность заключается в возможности переукладки с места на место, то есть с уса на ус более 20 раз. В прошлом году мы их переложили десять раз, в этом году планируем столько же.

Данную идею использования мобильных дорожных плит планируем развивать и в перспективе перейти на подготовку дорожного полотна из песчано-гравийной смеси только на магистралях лесных дорог, а дорожное полотно на всех тупиковых направлениях – усах – устраивать с помощью мобильных плит.

Беседовал Валерий ТАРАСОВ

Леспром

18 февраля

EY и «Помор­Ин­нова­Лес» про­вели сов­местный семи­нар на базе АЦБК

14 февраля

В Архан­гельск с биз­нес-мис­си­ей прие­дут араб­ские шейхи

13 февраля

В январе на АЦБК про­из­вели 52 тыся­чи тонн картона

4 февраля

Глава Груп­пы «Илим» Ксе­ния Сос­нина приз­нана Гене­раль­ным дирек­то­ром года в Европе

3 февраля

В Устья­нс­ком райо­не про­шло выез­дное заседа­ние рабо­чей груп­пы по совер­шенство­ва­нию лес­ного законо­датель­ства

31 января

Впер­вые на кон­курсе выступи­ли тандемы

29 января

На ком­бина­те в Коряж­ме боль­ше не при­меня­ют хлор

25 декабря

Груп­па «Илим» получи­ла сер­тифи­кат по цепоч­ке поста­вок PEFC

23 декабря

Полвека – в лидерах

10 декабря

«Илим» при­нял учас­тие в фору­ме «Гло­баль­ное тех­ноло­гич­ес­кое лидер­ство»

5 декабря

Рабо­чие с паль­цами пианистов

2 декабря

Груп­па «Илим» при­няла учас­тие в Лон­донс­кой «Неде­ле цел­люло­зы»

29 ноября

6:0 – высший балл!

29 ноября

В Коряж­ме отмети­ли актив­ис­тов профкома

29 ноября

За кражу леса житель Вель­ска полу­чил шесть лет колонии

Похожие материалы