04.12.2015 13:36

Андрей Зубов: «Мы, жители Архангельской области, хотим понять: нужны ли мы в лесу»

Пустой склад сырья лесозаготовительного предприятия в поселке Важский Виноградовского района

Мы продолжаем дискуссию о непростой ситуации, в которой оказались лесные предприниматели Архангельской области. Свою точку зрения высказывает председатель правления «Союза лесопромышленников Архангельской области» Андрей Зубов.

2 декабря председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев провёл совещание, посвящённое вопросам обеспечения малого и среднего бизнеса лесными ресурсами. В нем приняли участие представители органов исполнительной власти, главы районов, депутаты областного Собрания, предприниматели со всего региона.

Андрей ЗубовОдин из участников совещания – Андрей Зубов, председатель правления некоммерческого партнерства «Союз лесопромышленников Архангельской области».

Андрей Владимирович, охарактеризуйте ситуацию, в которой оказался малый и средний лесной бизнес в Архангельской области?

– Уже поздно говорить, что ситуация тревожная. Она просто опасна для будущего Архангельской области. Экономика не может без конкуренции, без нормальных рыночных отношений.

Зима наступила, и у народа, который на лесе живёт, а это тысячи человек, начинается паника. Они не зашли в лес, хоть им это обещали. Обещали, что они получат лес хотя бы через аукционы на краткосрочное использование леса на корню, приняли для этого федеральный закон, но он не работает, потому что закон – кривой.

Что не так с законами, которые должны были помочь малому и среднему бизнесу работать в лесу?

– Все ждали, что добросовестные арендаторы смогут без аукционов заключать договоры на новый срок аренды. Закон вышел. Но в конце закона написано: прежний договор должен быть заключён на срок более десяти лет. А основная масса договоров у малого бизнеса заключены на срок до десяти лет, не свыше.

Даже если найдутся отдельные предприниматели, заключившие договора аренды на срок более десяти лет, для них есть ещё один пункт: надо чтобы право предыдущей аренды было получено без торгов. Это, например, инвестпроекты, которым лес достался без торгов и линейные объекты (например - дороги, линии электропередач). Этим перечёркивается суть поправок для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, в Архангельской области леса, аренда которых, как надеялись предприниматели, может быть продлена, попадают в инвестпроекты. Министерство понимая, что при действующих федеральных законах аренду не продлить, разводит руками.

Второй закон, за который боролись: закон, который позволяет малому и среднему бизнесу покупать лес на корню через аукционы в виде поддержки этого самого малого и среднего бизнеса. Мало того, что, надеясь купить кусочек леса, нельзя строить планы на развитие производства. Это нужно только для того, чтобы немного перебиться.

Но когда ты строишь экономику предприятия только на том, что ты где-то чего-нибудь купишь, у тебя на предприятии должен работать только ты один. Остальных надо нанимать по подряду. Развития так не будет.

Однако этот закон ждали. Пусть это не совсем то, чего ждут предприниматели, но сейчас люди бы зашли в лес, работали бы, пока законодатели придумают что-то другое, чтобы малый бизнес жил. Закон вступил в силу, но под него нет нормативных актов! Нет расчета стоимости.

Раньше наше министерство выставляла леса на аукционы и само рассчитывало стоимость кубометра на корню по своей местной методике. Федеральный закон, который вступил в силу, говорит, что стоимость леса на корню надо рассчитывать по методике, представленной органом федеральной власти.

Федералы запросили у всех регионов их видение этой методики, люди направили в министерство свои выкладки. Архангельская область – в том числе. В ответ из Москвы прислали для ознакомления методику, которая вызвала, мягко говоря, недоумение. Это текст на одном листочке. Такое впечатление, что писал полный дилетант. Или это специально сделано, чтобы еще оттянуть время.

Кому это выгодно? Экономикам регионов? Российской Федерации? Это же деньги, которые могли бы идти в бюджет. Методики нет. Когда она будет – мы не знаем. Без методики область не может установить попённую плату и проводить аукционы.

И третий, самый главный закон, которого мы ждем – о заключении договоров аренды лесных участков для заготовки древесины предприятиями, занимающимися глубокой переработкой древесины. Этот закон задуман именно для малого и среднего бизнеса, чтобы они получали лесфонд в аренду без аукционов по итогам конкурсов.

Поручение о разработке этого закона президент России Владимир Путин дал соответствующим министерствам по итогам заседания Госсовета в Улан-Уде в 2013 году. Проект этого закона с тех пор ходит между федеральными министерствами, мы его за два года так и не увидели.

Зависит ли сейчас что-то в этой ситуации от региональной власти?

– Сейчас – ничего не зависит. Но областная власть должна громко крикнуть федералам: «Эй! Что это вы творите?!» Это мы и говорим власти. Мы со своей стороны тоже будем обращаться в Москву, но это работа власти, её полномочия.

Сейчас много говорится о зонировании лесов. Что это такое?

– Это зонирование для продажи леса на корню с аукционов малому и среднему бизнесу для краткосрочного пользования. Всего распределяется 500 тысяч кубометров расчетной лесосеки. Но весь малый бизнес Архангельской области не выживет на этих 500 тысячах кубометров. 500 тысяч – это 10, максимум – 20 предпринимателей. До сих пор малые и средние предприятия области заготавливали в год около четырех миллионов кубометров леса.

Год назад всё выглядело по-другому. Малый и средний бизнес работал в лесу по договорам аренды, которые массово заключались в 2005 году сроком до 10 лет. В этом году они закончились. 2015 год – и так провальный для малого бизнеса. Обеспеченность лесом низкая. Предприятия начали уходить в простой особенно после того, как прокуратура отменила областной закон, позволявший продавать предпринимателям лес в краткосрочное пользование. А в 2016 году ситуация будет на порядок хуже, чем в 2015.

Аукционы по продаже леса на корню были придуманы как инструмент поддержки малого и среднего бизнеса. Но если этот инструмент годится только для поддержки, как на ваш взгляд должны предоставляться малому и среднему бизнесу лесные участки?

– Зонирование лесов проводится не для того, чтобы сдавать их в аренду малому бизнесу, а для продажи на корню. Министерство природопользования и ЛПК Архангельской области не видит, каким образом малый бизнес может получить лес в аренду. Они считают, что если выставить лесной участок на аукцион, то его купит кто-то большой, и нам, предпринимателям, ничего не достанется.

Мы, в свою очередь, говорим: «Вы выставьте лес на аукцион, у нас будет хоть какая-то возможность его купить!» Если не выставлять лес на торги, думая, что его купит кто угодно другой, но не представитель малого бизнеса, а отдавать все эти леса под инвестпроект, экономика области на этом потеряет. Пусть лучше участники торгов купят лес на аукционе задорого, чем он задаром достанется владельцу инвестпроекта! Он же получает кубометр расчётной лесосеки без торгов и в половину его цены.

Сможет ли малый и средний бизнес конкурировать на аукционах с холдингами?

– Конечно сможет! Холдингам может быть вовсе невыгодно заготавливать лес, там, где он нужен предпринимателю. Не будет холдинг постоянно покупать лес только ради обеспечения себя расчетной лесосекой. У холдингов сейчас единственный законный и приемлемый для них способ получения леса – через инвестпроекты.

Пишешь инвестпроект о том, что собираешься построить завод, и надеешься получить под него деньги, и просишь много леса, который начнешь осваивать, когда построишь завод. Конечно ему эта схема интересней, чем по аукционам прыгать. И наше министерство отдает весь лес под инвестпроект, как ему и сказано.

Кто же даёт указания областному лесному министерству, как ему распределять лесфонд? Правительство области?

– Может и правительство области, а правительству области говорят сверху. Министерству говорят: «Такова ваша линия работы. Надо найти инвестпроекту леса». Вот они и выжимают всё, что можно. Сейчас уволили министра Сергея Шевелева, потому что он много обещал. А ему говорили: «Обещай!» Все это понимают.

Конечно, легче с одним – двумя – тремя предприятиями решить вопрос личного финансового благополучия, чем с тысячами мелких предпринимателей, которые под ногами мешаются и картину портят. Для коррумпированных схем эффективнее создать три живые структуры, и сними общаться в плане политическом и экономическом.

Мы, малый и средний бизнес, в эту схему тяжело вписываемся, и можем помешать её выстраивать. Получается, сейчас малый бизнес начал мешать строить эту схему, хотя он просто бьётся за себя. Всех же не выселят из Архангельской области.

Холдинги отгружают на экспорт лесную продукцию с небольшой добавленной стоимостью – доски. Именно малые и средние предприятия занимаются глубокой переработкой пиловочника, изготавливают готовый продукт - вагонку, мебель, бани, дома – обладающий высокой добавленной стоимостью. Неужели именно они не имеют права работать в лесу?

Получается, при монополизации лесного бизнеса лишними оказываются десятки тысяч человек, работающих на малых и средних предприятиях и их семьи?

– Может эта задача и поставлена? Наладить у нас работу вахтовым методом. Тогда скажите нам, люди хоть мучиться не будут, сразу начнут чемоданы паковать, пока есть на что их купить.

Мне представляется, что есть два стратегических варианта развития Архангельской области: без населения и с населением. У нас и так на огромной территории народа живет мало. Всех вывезти – никто и не заметит. Мы думаем, что нас хотят выдавить отсюда. Чтобы стало так плохо, что мы сами отсюда уедем. Может, надо как-то мягче? Сделать федеральную программу по переселению. Кто хочет – остаётся.

Например: в посёлочке живёт сто человек, один ребеночек ходит в школу, а второй – в детский сад, на каждого надо по педагогу. Надо чистить дорогу в посёлок, электричество провести, пенсию, почту доставлять… Экономическая эффективность посёлочка низкая. Он не выгоден. Есть мягкое решение проблемы: если будет программа переселения в благоприятный район, а вы отказываетесь уезжать из своего посёлка, тогда власть снимает с себя ответственность за чистку дорог, подводку электроэнергии, водопровода, канализации и так далее. Потому что это мешает экономическому развитию региона и России.

А то мы, жители Архангельской области, не можем понять, нужны ли мы здесь. Если не нужны – давайте решим мягко. Если мы нужны – дайте нам какие-то преференции и лес.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Павел КОНОНОВ. Фото автора.