15.10.2017 10:10

Городки – сплошная математика! Исконно русская игра возвращается из забытья

Исконно русская игра возвращается из забытья, в неё играют не только мужчины-спортсмены, но и представительницы прекрасного пола

Этим летом в Шенкурске впервые прошёл чемпионат Архангельской области по городошному спорту. В команде шенкурских городошников появилась единственная пока женщина, занимающаяся этим видом спорта – Елена Семакова. 

Многие шенкуряне знают её как педагога детской школы искусств №18, участницу ансамбля «Скерцо». Сегодня мы говорим с Еленой о том, чем заинтересовала её эта, как принято считать, мужская игра.

– Елена, почему ты стала заниматься именно городками?

– На Дне города видела, что мужчины-спортсмены ходят и что‑то кидают. Стало интересно – что же это такое? Оказалось, городки. А потом в «Важском крае» увидела объявление: приглашались все желающие поиграть в эту игру. Несколько раз приходила, наблюдала. Затем мне дали лёгонькие биты. Поиграла, понравилось. Вскоре пошли соревнования. В первых я не участвовала, а потом втянулась. Занимаюсь третий сезон.

– Городки – старинная народная игра, но – увы – в последнее время почти забытая. Где в неё ещё играют? Наверное, в основном в глубинке?

– По интернету списалась с одним московским городошником, съездила в прошлом году в Москву за битами. Там этот спорт более развит. Посмотрела как играют. Хороший уровень мастеров, площадок и инвентаря. Купила биты, познакомилась с очень интересными людьми. Занимаются городками там не только мужчины, но и много женщин. Есть и возрастные, есть и молодые. Но всё же, к сожалению, это пока всё‑таки возрастной вид спорта. У нас в районе – так же.

– Что же тебя больше всего «цепляет» в этом виде спорта?

– В городках есть своя философия. В них, как и в кёрлинге, мне он тоже нравится, необходима не только физическая сила, но и расчёт: как, с какой силой кинуть, куда «положить» биту. Сначала надо продумать это всё теоретически, а потом совместить это со своими физическими данными. Кажется – ну что тут такого? Встаёшь на площадке – ну вот же эти городки, рядом, ну что эти шесть метров! Но на деле это сложно. Бита тяжёлая, моя весит кило семьсот, считается детской, а мужчины играют битами за два килограмма. Но чем она тяжелее, тем точнее удар. Надо настолько правильно кинуть, чтобы бита не скакала, а легла в нужное место и выбила городок. Так что, по идее, в этой игре в голове должна быть сплошная математика!

– Ну и, наверное, играет роль относительная простота снаряжения?

– В какой‑то степени, да. Но любой профессиональный спорт – дело недешёвое. Одна из самых простых бит стоит шесть тысяч рублей. В верхнюю сторону планки нет. К слову, к первым простеньким битам, уже подлатанным, у меня трепетное отношение. Это – как первая любовь! Целый сезон с ними играла. С ними были первые, пусть и маленькие победы. Когда купила новые, думала, сейчас всех ими «победю», а пол-лета только к ним приноравливалась! Не летят, скачут, и всё! Сначала было разочарование. Новые биты тяжелее, и эта разница очень чувствуется. Очень устаёшь! Концентрация идёт и физическая, и мозговая.

– Можно сказать, что у вас есть свой городошный клуб по интересам?

– Да, меня очень привлекает новый круг общения. Среди наших городошников – люди разных возрастов, профессий, разного мировоззрения. Очень контактный народ: если что‑то не получается – советуют, подсказывают. Друг над другом, конечно, подшучивают, но если видят, что ты стараешься, будут помогать: поставь ногу так, размахнись эдак.

– Как отнеслись к этому твоему занятию коллеги по школе искусств, домочадцы?

– Обычно городки и работа в школе искусств у меня не пересекаются, но когда соревнования «заходят» в осень, то коллеги относятся с пониманием, поздравляют с успехами. И дома так же. Муж Алексей увлекается музыкой, я также отношусь к этому нормально, хотя его увлечение тоже требует много времени.

– Елена, ты профессиональный музыкант, играешь на струнных инструментах. Не боишься, что такие большие нагрузки на руки в городках скажутся на качестве игры?

– Да, сначала были такие опасения. Но, оказалось, что городки и музыка друг другу не мешают. Перед игрой в городки мы обязательно делаем разминку. Конечно, в первый раз у меня очень болела рука, а сейчас этого не замечаю. Стала чаще играть, в системе. На музыку это никак не влияет. Если ты грамотно подошёл к своим мышцам, они тебя не подведут.

– Можешь ли ты призвать шенкурянок последовать твоему примеру?

– Конечно! Приходите! Научу, покажу. Ну и мужчины, и юноши тоже пусть приходят! Пусть нас будет больше, надо этот вид спорта популяризировать. Хочется, чтобы появилось и подрастало новое поколение городошников. И не только у нас в Шенкурске, но и по всей области. Тем более, что это сейчас очень доступно!

Факты
Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века

Как сказано в Википедии, об этом свидетельствуют цветные гравюры в западноевропейских изданиях с кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому её возникновение следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и у городских жителей. В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой, Андреев и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной спартакиады. С 1936 года проводились чемпионаты СССР по городкам. Согласно официальной статистике, в 1960–1970 годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. После распада Советского Союза количество тех, кто занимался этим видом спорта, резко сократилось.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовал Николай РОМАНОВСКИЙ. Фото автора