14.03.2021 08:00

Беседа с психологом: Иногда полезно «раскатывать губу»

Что такое самосбывающиеся пророчества? Можно ли запрограммировать себя на успех? И почему вера в своего ребёнка способна творить чудеса — разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой
Lori (c)


«Он у меня балбес!»

– Самосбывающиеся пророчества – это ожидания, которые побуждают нас к действиям, превращающим эти ожидания в реальность, – говорит Екатерина Пяткова. – Данное психологическое явление одним из первых описал ещё американский социолог Уильям Томас в начале XX века. Суть его теории в том, что если люди определяют ситуации как реальные, то они становятся реальными по своим последствиям.

То есть если сильно верить во что‑то, действия, которые мы осуществляем в отношении своей фантазии, становятся реальностью.

Исследований на тему самосбывающихся пророчеств много проводилось в советское время. Так, например, известный психолог Яков Коломинский проводил целый ряд интересных социальных экспериментов, в которых участвовали школьники и учителя. В одной из минских школ его команда тестировала учеников. Из результатов этих тестов следовало, что двоечники – одарённые дети. Информацию оглашали на педсоветах, при этом экспериментаторы выражали неподдельное удивление по поводу того, что способные дети так плохо учатся.

Но на самом деле, двоечников выбирали в случайном порядке. Тестирования как такового тоже не было. И никакой особой одарённости у детей не существовало. Удивительнее другое – когда команда Коломинского вновь возвращалась в школу через полгода, выполняла уже реальные замеры на тех же самых детях, двоечники действительно начинали учиться намного лучше. При этом их оценки были настоящими и честно заработанными.

В наше время родители часто жалуются на своих детей, в том числе и на их успеваемость: «Он у меня балбес! Что же делать?» И когда начинаешь спрашивать такую маму: «А какие ценные качества есть у вашего сына?» – некоторые надолго задумываются, а некоторые просто не могут ничего сказать в ответ. Вот только магия пророчества работает так – если мама верит, что ребёнок – разгильдяй, то он и будет таким.

Думайте позитивно!

Очень важно специалисту дать родителям обратную связь не только по каким‑то проблемным моментам в воспитании. Но и о том, какой у них на самом деле классный и интересный ребёнок. Дать надежду – это тоже пророчество, которое, как показывает практика, срабатывает в 90 процентах – дальше родители делают всё сами.

Получив положительную обратную связь, они начинают вглядываться в своего ребёнка, а иногда открывать его заново. И переключают центр своего внимания с отрицательного на положительное – начинают по-другому к ребёнку относиться.

Причём даже не обязательно хвалить вслух, хотя хвалить – это всегда хорошо. Если мама энергетически и эмоционально перестраивается, начинает думать о нём позитивно, то «биополе» ребёнка тоже выравнивается. Наши мысли материальны – доказанный факт.

Случай из практики. На протяжении длительного времени, с некоторым перерывом, я наблюдала две семьи, где росли гиперактивные мальчики с синдромом дефицита внимания. Истории эти похожи тем, что мамы этих мальчиков были в отчаянии. Им казалось, что дети никогда не станут «обычными» и тем более успешными. И психологическая терапия, по сути, заключалась в том, чтобы сами родители поверили в своих детей.

Желая подбодрить и поддержать мам, я пообещала им, что когда‑нибудь они обязательно будут гордиться своими детьми. Через несколько лет, когда эти семьи вновь пришли на консультацию, оказалось, что все эти годы родители помнили те самые «пророческие» слова.

Мальчики не только научились концентрироваться, размышлять, но и действительно достигли отличных результатов – один в авиамоделировании, другой – в робототехнике и шахматах. Если мы встаём на сторону своего ребёнка – я сейчас не про слепую родительскую любовь, когда «все вокруг виноваты, а мой один – цветочек», – мы способны многое изменить сами.

Кто поверит в Петю?

Вокруг всегда есть люди, которые дают нам обратную связь про наших детей и близких, про нас самих – отрицательную или положительную. И от того, насколько объективно и с каким настроем мы будем воспринимать эту информацию, зависит путь, по которому мы будем двигаться в жизни дальше.

В 2018 году на основе исследований Коломинского эксперименты провели и голландские учёные – они изучали студентов и преподавателей. Результаты исследований оказались схожими. Преподаватели, как и учителя из Минска, начинали так же верить в «уникальность» студентов, про которых им говорила группа исследователей. В итоге, окрылённые верой и поддержкой, ребята начинали раскрывать свой потенциал и показывать превосходные результаты. Другими словами, что учитель ждёт от ученика, то он и получает – чистой воды самосбывающееся пророчество.

Обратная сторона этого явления, когда ребёнок старается, но учитель видит в нём лишь балбеса: «Выше этой планки ты не прыгнешь». Некоторые родители совершают ошибку – начинают ещё сильнее прессовать своего ребёнка, стыдить, заставлять заниматься усерднее. Но на самом деле, убеждать в том, что ребёнок «не дурак», надо учителя.

Можно обратиться к независимому специалисту, провести клиническое исследование, получить заключение экспертов по поводу того, какой реальный потенциал есть у вашего ребёнка. Возможно, приняв во внимание мнение коллег, Марья Ивановна тоже поверит в вашего Петю.

Если и это не помогает, то, скорее всего, в этом конкретном классе, с этим конкретным педагогом у Пети действительно ничего не получится. Советами: «Терпи! Надо просто пересидеть!» – вы только будете подавлять сына, постепенно он перестанет верить в себя.

Чудеса математики

В моей практике несколько лет назад была такая «затравленная» девочка. В школе у неё не складывалось с математикой и физикой, а вернее – с учителем. И учитель говорила маме прямо в лицо о том, что её дочке «не место» в обычной школе. Она могла высмеять девочку при всём классе, сделать обидные замечания по поводу её знаний. И та настолько замкнулась, что начала бояться ходить в школу.

Мы провели тестирование – интеллект у ребёнка высокий, ни о каком коррекционном классе не могло быть и речи. В итоге, в середине восьмого класса мама решилась и перевела дочь в другую школу. А дальше… Дальше начались «чудеса». В десятом классе эта девочка стала победителем областной олимпиады…. по физике. Она расцвела и внешне – «серая мышка» куда‑то испарилась. Более того, девочка начала готовиться к поступлению на физмат в один из московских университетов!

Это можно было бы действительно назвать чудом. Но на самом деле за этим чудом стоит вера матери, вера учителя, к которому пришла новая ученица – в ребёнка вселили надежду. И девочка сама поверила в себя. Самосбывающиеся пророчества – это ведь и о себе самом.

«Чего вы хотите от сына алкоголички?»

Если я чувствую себя никчёмным, то я так и буду развиваться – по этому сценарию. «Чего вы хотите от сына алкоголички?» И всё – стигма. Когда говорят: «Не мечтай!» – это тоже программирование. «Ишь ты, губу он раскатал!» Но на самом деле, иногда очень полезно «раскатывать» губу – это планы, которые мы сами себе выстраиваем, к которым стремимся.

«Я буду актрисой!» – говорит пятнадцатилетняя девочка. И все вокруг смеются. Пусть пробует! Огромное количество примеров, когда люди, ставшие впоследствии известными актёрами, по нескольку раз поступали в театральные вузы, а их не принимали. Но они не отчаивались и добились исполнения своей мечты. Хуже, когда мечты нет. Когда есть рамки, созданные тобой или другими, из которых ты даже не пытаешься выбраться.

Мы все пишем свои сценарии сами. Возможно, есть где‑то свыше определённый сценарий на каждого из нас. Но у самого человека тоже всегда есть собственный выбор – как прожить эту жизнь. Ведь то, что тебе дана жизнь – это уже здорово. А дальше – дело за тобой.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ