01.03.2016 16:58

Новый бренд Архангельской области – оскорбление наших земляков и традиций поморской земли

Фото: dvinaland.ru/tourism
Фото: dvinaland.ru/tourism

Россию накрыла волна брендирования территорий. Области и города, большие и малые, один за другим создают логотипы, задача которых лаконично отразить позитивный и привлекательный образ региона. Не осталось в стороне от модной тенденции и Поморье.

Вот такое решение объединяющего бренда Архангельской области по заказу правительства региона представила одна из московских компаний. Казалось бы: нелепый, плохо читаемый набор цветных палочек и галочек. Однако, создатели эмблемы уверяют, что в их разноцветном творении скрывается и Арктика, и белые медведи, и деревянные мельницы, и подводные лодки, а еще космические ракеты, рыба, морошка, леса. Словом, в него умудрились втолкнуть абсолютно всё, что может предложить туристу Русский Север.

– Наш президент Владимир Путин сказал, что национальная идея это патриотизм. А когда видишь этот рисунок не понимаешь где, в каком крае живешь. Мне все объясняют, что там есть ракеты, где-то есть белый медведь, где-то еще чего-то. Ничего в этом нет. Символ, который надо объяснять, он не является символом. Он является или погонялом, или кличкой собачьей какой-то. Я считаю, что не совсем в здравом разуме люди, которые могли заказать это изображение. В этом знаке я вообще ничего не вижу, кроме оскорбления, – в таких резких выражениях охарактеризовал предложенный символ нашей области художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор Панов.

Кажется, что авторы нового туристического бренда, чтобы объять необъятное наследие Поморья, не стали долго думать над идеей и пошли по такому же простому пути, который обозначен в одном из мультфильмов «Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек. А еще добавим ножек – получился осьминожек»...

Вот так и получилась пощечина общественному вкусу.

А ведь любой логотип, согласно законам восприятия, воздействует на эмоции аудитории, он обязан быть оригинальным и хорошо запоминаться. Авторы этого радужного солнышка уверяют: «Бренд должен поднять самооценку северян и дать им повод для гордости своим краем». Так сказать, берите и гордитесь. Но, судя по первым откликам самих северян, несколько разноцветных палок, символизирующих Архангельскую область, со своей задачей не справились.

Вот лишь некоторые мнения из социальных сетей.

«Сам по себе рисунок, может быть, и неплохой, хотя и довольно типичный. А вот расцветка и правда неудачная. Тут и, действительно, ассоциации с больными людьми, и просто ненужная и безвкусная пестрота. Разработчикам стоило бы поизучать цветовую гамму северных костюмов».

«Очередные креаклы вызывают лишь раздражение отсутствием, в том числе, творческого подхода и профессионализма».

«Дайте карандаш и бумагу двухлетнему ребенку. Он вам бесплатно нарисует более интересные «логотипы». Жуть!»

И вся эта жуть обошлась бюджету Поморья почти в 300.000 рублей.

После презентации эмблемы из цветных палочек, официальный информационно-туристский портал Архангельской области поспешил опубликовать слова губернатора региона Игоря Орлова: «Мне очень нравится предложенный вариант логотипа и фирменного стиля. Он профессионально и убедительно выполнен, хорошо передает характер нашего региона и его огромные возможности, причем не только туристические».

Губернатор, конечно, имеет право нас свое мнение, как и каждый из нас. Но как оказалось, новый турбренд Поморья передает характер не только нашего региона, но и одной из немецких туристических организаций, и цифровой телекомпании Voice TV, и даже Астраханской области! Все исполнено как под копирку. Потому понятны вопросы людей в соцсетях: зачем за новый турбренд вообще платили деньги? Зачем нанимали выпускников Британской высшей школы дизайна? Ведь, мало того, что не все с первого раза могут понять, что изображает их творение, так теперь еще областному правительству, за свои собственные деньги, придется краснеть за эту дорогую неоригинальность. Но, как говорится, хозяин – барин.

– Эта дизайнерская находка может быть применима к любому региону, к любому городу. Она не конкретна и по цвету, и по позиции, – считает профессор САФУ имени Ломоносова, краевед Юрий Барашков. Это вообще эскиз, набросок, в котором и мысли то нет. Удивляюсь, что она понравилась Игорю Анатольевичу Орлову. Чему там нравиться? Там нет Архангельской области абсолютно. Она отсутствует. Те, кто разработали этот логотип, они наверняка в Архангельске-то не были! Там Архангельска-то нет.

Радужная снежинка многим напомнила эмблемы гей-движения. А в соцсетях появились споры: не меньшинствам ли новый бренд посвящен, которые таким образом все смелее и явственно демонстрируют свою человеческую суть, так чуждую нормальному российскому обществу.

Во всем мире региональный брендинг нацеливает людей на понимание того, что они живут в туристической зоне, интересной путешественникам. Узнаваемые логотипы в значительной степени влияют и на продажи всех сопутствующих туриндустрии товаров. Можно предположить, что подобный абстракционизм – всего лишь модное веяние. Но что делать, когда появится другое? Менять логотип? Снова платить деньги?

Вот и известный фотохудожник Николай Гернет заявил, что «достаточно спорно» относится к цветовому решению бренда: «Потому, что в Архангельской области есть свои традиционные цвета – мезенская роспись, каргопольская игрушка и так далее. И поэтому бренд на удивление по-разному, смотрится для меня лично в цвете и в монохромном виде. Вот в монохромном виде он, действительно, похож на ту самую птицу счастья, под которую дают, а в цвете выглядит, для меня лично, как-то раздражающе».

Многих сегодня возмущают два обстоятельства: почему разработку логотипа отдали московским, а не местным дизайнерам, и почему не был проведен открытый конкурс на его создание?

– Это сама по себе психология раба. Мы сидим в Архангельске, мы знаем, что такое наш город и наша область. И вот нужно было кому-то отдать разработку в высшую школу британского дизайна, – считает народный художник России Дмитрий Трубин. Вот британцы или москвичи обязательно сделают лучше! Им совершенно наплевать на наш город, на нашу область! Их это не интересует. В лучшем случае их интересуют деньги! В предложенном рисунке нет ни формы, ни содержания. Вообще нет ничего. Это может принадлежать как эмблема любому региону страны. Там весь спектр цветов. Север вообще холодный край холодных сдержанных цветов. Мы не можем выглядеть как Африка, всеми цветами радуги раскрашенная. Логотип не приживется здесь!

Но, как оказалось, новый турбренд – только начало. Вместе с ним был представлен и брендбук всего проекта. Вот так, по мнению все тех же московских дизайнеров, выглядит, например, карта Архангельской области. Если посмотреть внимательнее, легко увидеть массу «ляпов» безграмотных картографов.

«Все увидели, что в Архангельской области только в одном месте растут елки, как и морошка, что у нас плавает одна рыбина».

«А в Северодвинске, что за бардак? Почему там тортик с вишенкой нарисован?»

«Храм Спаса на ядерном могильнике. А Северодвинск-то в Лопшеньге».

Новый брендбук уже представили в Тбилиси, где состоялась встреча представителей туриндустрии России и Грузии. На ней были представлены туристские возможности Архангельской области. И, конечно, новый турбренд, как написано на одном из официальных сайтов «вызвал неподдельный интерес среди участников международного мероприятия». Думается, многие на том форуме порадовались, что российские регионы в упорных стараниях заполучить новые бренды, все чаще теряют индивидуальность. Уподобляются западной комиксовой эстетике – без смысла и без харизмы. Такой вот брендовый унисекс, который как чемодан без ручки: и выкинуть жалко – все таки деньги уже заплачены, и нести неудобно. Никак апологеты западных традиций не могут успокоиться и все активнее приколачивают к нашей стране и внедряют в наше сознание далекие от нашего миропонимания символы и смыслы.

Кстати, слоган нового логотипа пока не определен. Есть правда рабочий вариант: «Архангельская область. Максимум впечатлений». А от чего заезжий человек может их получить, погостив на поморской земле? Ведь как бы не были привлекательны те же Соловки или Малые Корелы, Кенозерье и космодром – до них еще нужно суметь комфортно добраться. Вот и исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе уверена: без серьезных инвестиций в инфраструктуру, туризм в Поморье развиваться не будет.

– Плохие дороги, плохая коммуникация между теми или иными городами, которые легко можно было бы объединить в один маршрут. Слабое авиационное сообщение с другими регионами, с большой землей недостаточное. Это те задачи, над решением которых надо сейчас нам всем сосредоточиться, это те проблемы которые нужно решать государству, региональной власти с подключением федеральных органов власти, – считает Майя Ломидзе.

Власти региона увлечены разработкой, скорей, красивой упаковки, а не начинкой безусловно вкусного турпродукта – «Архангельская область». А ведь создание логотипа не должно быть самоцелью. Его появление – это часть большой и глубокой работы по превращению Поморья в центр притяжения туристов. Пока же телегу поставили впереди лошади. И телега эта оказалась старой, скрипучей, готовой в любую минуту развалиться, как бесценные церкви Каргополя. А лошадь – далеко не арабский скакун. Не украсит ее ни дорогой плюмаж в виде разноцветного логотипа, ни красивая попона, под которой скрываются впалые бока дорожных рытвин, грязные туалеты, недоразвитая гостиничная инфраструктура и неоправданно высокие цены за сервис сомнительного качества.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Редакция агентства "Правда Севера"