17.06.2015 11:41

Почему в Архангельской области нет закона о детях войны?

Сергей Эммануилов

Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике облсобрания депутатов Сергей Эммануилов рассказал, почему до сих пор нет особого статуса для детей Великой Отечественной войны, зачем нужен единый «семейный» закон и что такое социально ответственное законотворчество.

– Сергей Дмитриевич, на майской сессии областного Собрания сразу две социальные инициативы не прошли первое чтение – я говорю о законопроекте о статусе «дети Великой Отечественной войны» и о «повышении возраста» для многодетных семей. Комитет, который вы возглавляете, выступил против. Почему?

– Я глубоко убежден, что при формировании каких-либо социальных инициатив мы должны подходить к этому очень взвешенно и максимально продуманно. И потому что они влекут за собой бюджетные затраты, и потому что эти затраты должны носить сугубо адресный характер и, самое важное, приносить пользу конкретному человеку.

Есть такое понятие: социально ответственная государственная позиция. Любую ситуацию публичная власть должна рассматривать с точки зрения системного подхода. И соизмерять желаемое с возможным. Еще Отто фон Бисмарк говорил, что «политика есть искусство возможного».

Но часть политиков, может быть, в силу незнания, а может быть, для получения каких-либо дополнительных политических дивидендов, выступает с позиции социального популизма. Вбрасывается идея – и все, никто не думает о возможных последствиях.

– Давайте конкретизируем: почему так долго нет решения по статусу детей войны, хотя бы на уровне нашего региона?

– Давайте будем помнить, что событие, в контексте которого мы рассматриваем инициативы по детям войны, – это событие общероссийского уровня. Важно и то, что Конституция РФ гарантирует каждому из нас равенство прав и свобод независимо от места проживания.

А что мы имеем? На сегодня четырнадцать субъектов РФ приняли различные законы, направленные на установление дополнительных мер соцподдержки для категории граждан, которую они определили как «дети войны». Эти меры очень разнообразны: есть чисто декларативные, есть просто незначительные. Опять же, переезжая жить в другой регион, гражданин теряет и статус, и льготы.

Одна из главных проблем – проблема установления критериев, то есть кого предлагается отнести к детям войны. Основные предложения сводятся к тому, чтобы к ним отнести лиц, родившихся в период с июня–сентября 1927 года по май–сентябрь 1945 года. Но дети, рожденные в более ранний период, на момент начала войны тоже еще не достигли совершеннолетия. Имеет ли значение место рождения и проживания человека до и в период Великой Отечественной войны? Это одна из причин, почему правительство РФ, думское большинство пока отвергают вносимые законодательные инициативы.

– В свое время одна из партий предлагала для детей войны, которые не получают никаких льгот, установить меры соцподдержки такие же, как у тружеников тыла.

– Да, такая инициатива вносилась на рассмотрение нашего областного Собрания в 2011 году.

Мы тогда отклонили этот законопроект, но создали совместную рабочую группу. И в ходе работы выяснилось: на тот момент у нас было 122 тысячи человек, которые попадали под статус детей войны. Из них 3800 с лишним не являлись получателями мер социальной поддержки, а значит, законопроект был направлен на них.

Мы решили проанализировать, кто эти люди. Выяснилось, что часть граждан за соцподдержкой просто не обращались. И когда с ними начали адресную работу, почти пятьсот человек получили это право.

Другие не могли получить льготы из-за отсутствия необходимого трудового стажа. Больше 17 процентов из них – потому что никогда не работали или работали очень короткий период и вели домашнее хозяйство. Около трех процентов – те, кто находился в местах лишения свободы и вел асоциальный образ жизни.

Кроме того, многие приехали из-за пределов Архангельской области и не попадают под действие нашего закона о ветеранах. Или получают меры соцподдержки в других регионах. Свыше 140 человек просто выехали за пределы Архангельской области. И большое количество граждан находятся в домах-интернатах. Около 17 процентов лиц этой категории получают социальную доплату к пенсии.

Если подводить итог: мы не поддержали инициативу, так как она не принесет ожидаемого результата.

Главное – вопрос установления статуса детей войны и мер социальной поддержки для них должен быть урегулирован на федеральном уровне. С этими инициативами Архангельское областное Собрание депутатов неоднократно обращалось в адрес правительства и Госдумы РФ, однако решения пока нет.

– Был отклонен и законопроект о «повышении возраста» многодетной семьи до 23 лет, если старший ребенок продолжает образование...

– Начнем с того, что на региональном уровне введено множество мер социальной поддержки для семей с детьми. Архангельская область в этом заметна не только на фоне Северо-Запада, но и России в целом. Достаточны ли они? Думаю, нет. Но они многообразны и доказали свою эффективность.

Практически каждый год мы принимаем дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей. Каждый год растут расходы областного бюджета на семейную политику. Если в 2011 году эти затраты составили 134 миллиона рублей, то на 2015-й заложено уже 906 миллионов.

При этом вопросы семейной политики на территории области регулируются пятью законами. И мы решили, что их необходимо объединить в один законодательный акт для того, чтобы семьи не путались в многообразии документов.

Три года назад совместно с областным министерством труда и соцразвития, представителями многодетных семей мы разработали новый комплексный законопроект «О социальной поддержке семей, имеющих детей». Включили туда все нормы действующего областного законодательства и поставили вопросы о необходимости сохранения статуса многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 23 лет, продолжающих свое образование по очной форме обучения; установления нормы об областной награде «Отцовская доблесть».

Но в связи с выходом указа президента РФ, устанавливающего ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего и последующих детей в возрасте до трех лет и резким ростом расходов из областного бюджета на эти цели мы были вынуждены отложить внесение законопроекта.

– И тут ваши коллеги по облсобранию вносят аналогичный законопроект...

– Да, но безадресный и без соответствующего экономического обоснования. При том, что цена вопроса – более 400 миллионов рублей в год. Мы как комитет выдали свои замечания и попросили: коллеги, делать это нецелесообразно, к вопросу нужно подходить ответственно и системно.

Но инициаторы законопроекта сделали лишь небольшие поправки и снова внесли его на сессию. И, как следствие, он был отклонен большинством депутатского корпуса.

Но мы продолжаем работать над единым законопроектом. Планируем его завершение до конца июня с тем, чтобы осенью внести на рассмотрение сессии областного Собрания. Какова будет окончательная редакция – пока трудно сказать, так как в этот же период пойдет рассмотрение проекта областного бюджета на 2016 год. Мы увидим спектр возможностей и будем соизмерять свои инициативы с реалиями.

– Какие новые меры социальной поддержки могут попасть в этот законопроект?

– По мнению разработчиков, знак отличия «Отцовская доблесть». Кроме того, необходимо увеличить размер выплаты к диплому «Признательность» – она несколько лет не индексировалась и составляет на сегодня всего 5848 рублей. До какого уровня – будем обсуждать.

Что касается сохранения статуса многодетной семьи, имеющей детей до 23 лет, продолжающих свое образование: в качестве первого шага, возможно, пойдем по пути сохранения отдельных мер социальной поддержки. В любом случае каждый свой шаг мы будем сверять с экспертным сообществом и представителями многодетных семей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана АЛЕКСАНДРОВА. Фото Павла Кононова