Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

19 февраля

В Архан­гель­ске оглаше­ны пер­вые итоги голо­сова­ния по выбору тер­рито­рии для бла­го­ус­тройства

19 февраля

В Архан­гель­ске объяв­лены победи­тели II чем­пи­она­та WorldSkills Russia

17 февраля

Архан­гело­гор­од­цы при­нима­ют учас­тие во Все­рос­сийск­ом съез­де дольщиков

17 февраля

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 10 по 17 февраля

16 февраля

Влас­ти Архан­гель­ска при­зыва­ют насе­ле­ние беречь новые лифты

16 февраля

В Архан­гель­ске вспом­нили пав­ших участ­ни­ков Афганс­кой войны

15 февраля

Севе­ряне теперь могут подать элект­ро­нное заяв­ле­ние в ЗАГС

15 февраля

Как рабо­та­ет «доро­га жиз­ни» на Кегостров

15 февраля

Одному из скве­ров Архан­гель­ска прис­во­ено имя быв­шего депу­тата Архго­рдумы Алек­сандра Грачёва

14 февраля

Чем­пи­онат WorldSkills посети­ли более полуто­ра тысяч зрителей

14 февраля

В селе Ломо­носо­во может появиться куль­тур­но-об­разо­ватель­ный центр

14 февраля

«Дни защиты от эко­ло­ги­чес­кой опас­ности» прой­дут в Севе­род­винске

14 февраля

В Архан­гель­ске отме­тят 29-ю годов­щину вывода совет­ских войск из Афган­ис­тана

14 февраля

Про­из­водст­вен­ный роман с про­дол­жени­ем

13 февраля

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 февраля

Похожие материалы

19 февраля Общество

В Архан­гель­ске объяв­лены победи­тели II чем­пи­она­та WorldSkills Russia

14 февраля Общество

Чем­пи­онат WorldSkills посети­ли более полуто­ра тысяч зрителей

14 февраля Общество

В селе Ломо­носо­во может появиться куль­тур­но-об­разо­ватель­ный центр

12 февраля Общество

В Архан­гель­ской области будет постро­ено семь новых дет­ских садов

8 февраля Общество

Полпред Пути­на:«Прог­рамма стро­итель­ства дет­ских садов будет про­дол­жена»

6 февраля Общество

Почти семь тысяч юных севе­рян будут сдать ЕГЭ в этом году

5 февраля Общество

Участ­ни­ками II регио­наль­ного чем­пи­она­та WorldSkills ста­нут почти 100 студентов

2 февраля Общество

Вес­ной 73 про­цен­та школ Архан­гель­ска будут осна­щены метал­ло­ис­кате­лями

26 января Общество

Отбор­оч­ные туры II регио­наль­ного чем­пи­она­та WorldSkills про­хо­дят в Архан­гель­ской области

22 января Общество

В Архан­гель­ске сос­то­ял­ся фес­тиваль по робо­тот­ех­нике

19 января Общество

Учи­тель архан­гель­ской гим­на­зии №24 рас­ска­зал о попул­яр­ности школь­ной робо­тот­ех­ники

19 января Общество

САФУ улуч­шил свои пози­ции в меж­дуна­род­ных рейтингах

15 января Общество

В Кар­гопо­ле откры­лась новая началь­ная школа-сад