Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 2018 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

23 февраля

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 16 по 23 февраля

22 февраля

Моск­ви­чи подари­ли подопеч­ным фонда «Ста­рость в радость» экску­рсию по Архан­гель­ску

22 февраля

Порт при­пис­ки: ост­ров Соло­вец­кий, школа юнг ВМФ

21 февраля

Про­вока­ция скандала

21 февраля

Дви­же­ние на пере­праве Бре­вен­ник – Хабар­ка вре­мен­но приос­тан­ов­лено

21 февраля

Мусор­ный поли­гон в Рика­сихе исклю­чён из тер­рито­риаль­ной схемы обраще­ния с отходами

21 февраля

От «Вос­хода» – до полноц­ен­ного музея лыж

20 февраля

В Архан­гель­ске прой­дет ито­го­вое сове­ща­ние комис­сии по эко­ло­ги­чес­ким пра­вам Сове­та при пре­зи­ден­те

19 февраля

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 20 февраля

19 февраля

В Архан­гель­ске на каран­тин закрыва­ют­ся школы и груп­пы в дет­ских садах

19 февраля

Режим ЧС на Новой Земле снят

19 февраля

Объяв­лена регист­ра­ция на эко­ло­ги­чес­кий форум Архан­гель­ской области

18 февраля

Началь­ник служ­бы раз­ви­тия Кено­зерс­ко­го наци­ональ­ного пар­ка: «Мы нахо­дим­ся на пере­лом­ном моменте»

18 февраля

Снег в Архан­гель­ске уби­ра­ют 27 еди­ниц тех­ники и шесть дорож­ных рабочих

18 февраля

В Архан­гель­ске про­шел яркий эко­ло­ги­чес­кий праз­дник – День север­ного оленя

Похожие материалы

8 февраля Общество

Здесь каж­дый смо­жет почувство­вать себя мастером

31 января Общество

21-я «Неде­ля аркти­чес­кой нау­ки» прой­дёт в Архан­гель­ске

29 января Общество

В Архан­гель­ской области стро­ят новые школы

29 января Общество

В третьем чем­пи­она­те «Моло­дых про­фес­си­она­лов» при­мут учас­тие 111 школь­ни­ков и студентов

23 января Общество

Воп­рос с реор­гани­заци­ей дет­ских садов в Новод­винске отложи­ли до конца учеб­ного года

22 января Общество

В Архан­гель­ске откры­лась про­фори­ен­тац­ион­ная выставка

21 января Общество

В неко­торых шко­лах Архан­гель­ской области отмене­ны заня­тия из-за морозов

14 января Общество

С 21 января в Архан­гель­ске измен­ит­ся схема дви­же­ния марш­ру­та №7

29 декабря Общество

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют к учас­тию в про­ек­те «Про­стран­ство развития»

20 декабря Общество

Школы Архан­гель­ской области получи­ли четы­ре новых автобуса

18 декабря Общество

Сту­ден­ты САФУ вышли в финал меж­дуна­род­ной олим­пи­ады по про­грамми­ро­ва­нию

15 ноября Общество

Татья­на Чер­ниг­ов­ская про­чита­ет в Архан­гель­ске откры­тые лек­ции о фено­мене соз­на­ния, мозге и музыке

14 ноября Общество

Архан­гель­ских школь­ни­ков приг­лаша­ют выбрать «Про­фес­си­ональ­ную траек­то­рию»