Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

15 декабря

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 8 по 15 декабря

14 декабря

Судь­бу недос­тро­ен­ных домов на Доков­ской в Архан­гель­ске опреде­лят к концу года

14 декабря

В Архан­гель­ске появит­ся памят­ник Нико­лаю Лаве­рову и мемо­риаль­ная доска Вален­тину Семенову

14 декабря

Мошен­ники ору­ду­ют в дерев­нях Архан­гель­ский области под видом сот­рудни­ков пожар­ного надзора

14 декабря

Лоша­ди, они же пси­хо­те­ра­пев­ты

13 декабря

ТОСы Архан­гель­ской области – луч­шие в России!

13 декабря

Кон­фер­ен­ция «Аутизм: шаг навстре­чу!» нача­лась в област­ном Доме молодежи

13 декабря

В Архан­гель­ске про­хо­дит VII Север­ный граж­данс­кий конгресс

13 декабря

«Навер­ное, пред­ки про­снулись!»

12 декабря

Еже­год­ная бла­гот­вори­тель­ная акция «Письмо Деду Моро­зу» – в самом разгаре

12 декабря

Архан­гель­ский гео­лог: «На тер­рито­рии нашей области 500 мил­ли­онов лет назад было теп­лое море»

12 декабря

Област­ной минздр­ав: «В 2018 году в Мезен­скую боль­ницу нап­равле­но 47 мил­ли­онов рублей»

12 декабря

Из 700 рек­лам­ных конст­рук­ций в Архан­гель­ске толь­ко 31 объект уста­нов­лен законно

12 декабря

В Шиес со своим паролем

12 декабря

«Вы вдох­новля­ете свои­ми дос­тиже­ни­ями всех нас»

Похожие материалы

15 ноября Общество

Татья­на Чер­ниг­ов­ская про­чита­ет в Архан­гель­ске откры­тые лек­ции о фено­мене соз­на­ния, мозге и музыке

14 ноября Общество

Архан­гель­ских школь­ни­ков приг­лаша­ют выбрать «Про­фес­си­ональ­ную траек­то­рию»

13 ноября Общество

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют про­верить свои зна­ния по исто­рии страны

9 ноября Общество

САФУ и уни­вер­си­тет Тром­сё отмети­ли 25х-ле­тие дружбы

8 ноября Общество

Конош­ский район, Кли­мов­ская шко­ла: дирек­тор возв­ра­ща­ет­ся

7 ноября Общество

Сту­ден­тов и школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют в школу моде­лиро­ва­ния бес­пил­от­ни­ков

7 ноября Общество

Пре­зи­дент уни­вер­сите­та Аркти­ки Ларс Кул­ле­руд про­чтет лек­цию в Архан­гель­ске

30 октября Общество

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в олим­пи­аде «Высшая проба»

26 октября Общество

В Архан­гель­ской области рабо­та­ют над повыше­ни­ем безо­пас­ности на дорогах

24 октября Общество

Архан­гело­го­ро­дец Дани­ил Сини­цын вошёл в пятёр­ку луч­ших моло­дых плот­ни­ков Европы

24 октября Общество

Школь­ни­ков и сту­ден­тов из Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на эко­ло­ги­чес­кую кон­фер­ен­цию

24 октября Общество

Про­вер­ка на уроках

19 октября Общество

Архан­гель­ские школь­ники победи­ли нор­вежск­их сту­ден­тов в шашки