Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 2018 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

17 января

Зачем севе­ряни­ну крас­ный фонарик

16 января

МЧС опуб­лико­вало пред­вари­тель­ный спи­сок иор­да­ней, откры­ва­ющих­ся в Архан­гель­ской области

15 января

Его корон­ная фра­за: «Чем помочь?»

15 января

Луч­шие перья получи­ли награды

14 января

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 15 января

14 января

Архан­гело­гор­од­цы избави­лись от лиш­них вещей

14 января

НКО Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в кон­курсе социаль­ной рекламы

14 января

В Архан­гель­ске начал­ся регио­наль­ный финал Все­рос­сийс­кой олим­пи­ады школь­ни­ков

13 января

С нача­ла 2020 года с улиц Архан­гель­ска вывез­ли 19 тысяч тонн снега

13 января

«Этот воз я буду везти весело»

13 января

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся уси­ле­ние ветра

11 января

Ито­ги. Архан­гель­ская область с 28 декаб­ря по 11 января

10 января

В Архан­гель­ской области дейс­тву­ют 14 из 48 ледо­вых переправ

10 января

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на фес­тиваль робо­тот­ех­ники

10 января

Нев­роло­гу областно­го сосу­дис­того цен­тра прис­во­или зва­ние заслуж­ен­ного врача РФ

Похожие материалы

14 января Общество

В Архан­гель­ске начал­ся регио­наль­ный финал Все­рос­сийс­кой олим­пи­ады школь­ни­ков

10 января Общество

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на фес­тиваль робо­тот­ех­ники

27 декабря Общество

Участ­ни­ки про­граммы «Зем­ский учи­тель» в Архан­гель­ской области полу­чат мил­ли­он рублей

25 декабря Общество

Архан­гель­ские школь­ники при­мут учас­тие во все­рос­сийск­ом тур­нире юных физиков

9 декабря Общество

В Архан­гель­ске начал рабо­ту Бело­мор­ский сту­ден­чес­кий форум

6 декабря Общество

Школь­ница из Пинежс­ко­го райо­на победи­ла на все­рос­сийск­ом твор­ческ­ом конкурсе

3 декабря Общество

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на юри­дич­ес­кий диктант

27 ноября Общество

В школы Поморья поступи­ло новое учеб­ное посо­бие – «Геог­ра­фия Архан­гель­ской области»

27 ноября Общество

Севе­род­винка победи­ла на все­рос­сийск­ом кон­курсе «Сту­дент года – 2019»

26 ноября Общество

В Архан­гель­ске прой­дёт «Неде­ля граж­данско­го общества»

18 ноября Общество

Архан­гель­ской школе №35 – 35!

5 ноября Общество

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на шес­тых «Нас­ледни­ков Ломо­носо­ва»

5 ноября Общество

Школь­ных биб­ли­оте­ка­рей из Архан­гель­ска приг­лаша­ют на конкурс