Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

14 августа

Предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на «Про­ек­тный завод» КРАО

14 августа

К осени в Архан­гель­ской области обе­ща­ют отрем­он­тиро­вать 13 спорт­за­лов в сель­ских школах

12 августа

12 августа исполни­лось 18 лет со дня гибе­ли под­лод­ки «Курск»

11 августа

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 4 по 11 августа

9 августа

За три года в Архан­гель­ской области число дет­ей-си­рот умень­шилось на треть

9 августа

Глав­ный онко­лог СЗФО Алек­сей Беля­ев: «Тот про­жи­вёт дол­го­, кто забот­ит­ся о себе»

8 августа

Немец­кий гость Архан­гель­ска Крис­ти­ан Тиф­ферт: «Нель­зя пря­тать­ся от людей!»

8 августа

Как Рочег­да оста­лась без вра­ча-ге­роя

7 августа

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 8 августа

4 августа

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 28 июля по 4 августа

3 августа

Самый сильный – из Рочегды

1 августа

Боль­шая строй­ка для малень­ких: в Поморье появ­ля­ют­ся новые школы и дет­ские сады

1 августа

В Архан­гель­ске откро­ет­ся мемо­риаль­ная доска в память о Вале­рии Коковине

1 августа

С воп­роса­ми – к пер­вым лицам

1 августа

Как будем жить в эпоху пен­си­он­ных перемен

Похожие материалы

14 августа Общество

К осени в Архан­гель­ской области обе­ща­ют отрем­он­тиро­вать 13 спорт­за­лов в сель­ских школах

1 августа Общество

Боль­шая строй­ка для малень­ких: в Поморье появ­ля­ют­ся новые школы и дет­ские сады

31 июля Общество

Льви­ная доля – муни­ципа­ли­те­там: на образо­ва­ние Поморья выделя­ет­ся всё боль­ше средств

23 июля Общество

Высшее гума­нит­ар­ное образо­ва­ние в эпоху высо­ких тех­ноло­гий

2 июля Общество

Архан­гело­гор­од­ка сдала три ЕГЭ на 299 баллов

28 июня Общество

Двое школь­ни­ков из Архан­гель­ской области победи­ли на теле­олим­пиа­де «Умницы и умники»

27 июня Общество

Чет­веро выпуск­ни­ков школ Архан­гель­ской области сдали два ЕГЭ на 200 баллов

25 июня Общество

В Архан­гель­ской области откры­лся деся­тый меж­дуна­род­ный форум моло­дежи «Коман­да 29»

19 июня Общество

По ито­гам пяти ЕГЭ 12 выпуск­ни­ков Архан­гель­ской области получи­ли 100 баллов

14 июня Общество

САФУ при­мет на бюд­жетные места три с полови­ной тыся­чи студентов

8 июня Общество

В Архан­гель­ске впер­вые откры­лась лет­няя интел­лек­туаль­ная школа «Соз­вез­дие»

5 июня Общество

В САФУ начал­ся отбор­оч­ный тур меж­вуз­ов­ско­го чем­пи­она­та по стан­дарт­ам WorldSkills

4 июня Общество

Луч­шие учи­теля и вос­пита­тели Поморья полу­чат от 50 до 200 тысяч рублей