Учитель архангельской гимназии №24 рассказал о популярности школьной робототехники

19 января 17:33 Образование Из газеты
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева
Денис Копосов. Фото Артёма Келарева

На уроках Дениса Копосова ученики занимаются творчеством. Причём, самым настоящим – научно-техническим.

— Когда в начале 2000‑х в школах только появился ЕГЭ, желающих сдавать такой предмет как информатика набралось у нас всего четверо, – рассказывает учитель информатики Денис Копосов. – Почти никто сдавать экзамен не хотел. Мол, программирование – сложно, нудно. Да что там говорить, стандартная статистика – по стране всего два процента программистов.

Первые уроки робототехники педагог Копосов начал проводить в 2009 году. Прошло меньше десяти лет – от желающих сдать экзамен по «нудному» предмету отбоя нет. Информатику теперь традиционно выбирает больше половины выпускников гимназии.

— Наверное, мы одни из первых в Архангельске стали пропагандировать то, что робототехнику можно и нужно использовать в образовательных целях, – рассказывает Денис Копосов. – И, если оглянуться назад, то, действительно, прошли большой путь. В гимназии регулярно проводятся олимпиады по робототехнике и даже фестивали. Так, например, на фестиваль «RoboSTEM», который состоится 21 января, заявки подали уже тридцать школ со всей области. Среди участников есть и совсем юные изобретатели – первоклассники и второклассники.

Помимо соревнований на фестивале, который проводится при поддержке областного министерства образования и региональной Корпорации развития, ребята смогут поучаствовать в работе мастер-классов и увидеть проекты своих сверстников.

— Основная особенность наших уроков в том, что в обычный предмет информатики удалось интегрировать робототехнику, микропроцессорную систему управления, моделирование, – поясняет Денис Геннадьевич. – На сегодняшний день опыт нашей гимназии, методическую литературу, которую мы сами разрабатываем, успешно используют и на федеральном уровне.

К слову, первый отечественный конструкторский комплект по робототехнике, направленный на развитие научно-технического творчества школьников, создали именно в гимназии № 24. Прошлой осенью авторский комплект Дениса Копосова был представлен региональному правительству в рамках учебно-производственного проекта «Пром­школа», который находится на сопровождении Корпорации развития Архангельской области. Главными участниками проекта, напомним, стали некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия №24, имеющая, по мнению экспертов, серьёзный опыт по реализации крупных образовательных проектов по робототехнике, конструированию и 3D-моделированию. На презентации проекта тогда и прозвучало предложение – внедрить уникальную методику Дениса Копосова в школы региона.

Техническое творчество будущих инженеров притягивает, как магнит. На занятия ребята бегут с удовольствием и после уроков.

— Конечно, такой интерес к информатике радует, – говорит Денис Геннадьевич. – И это при том, что у современных детей различных кружков порой больше, чем дней в неделе.

Но программирование роботов – больше, чем кружок. И больше, чем обычный урок.

— Ребята, разбираем волшебные вёдрышки с Ардуино (электронные конструкторы. – Прим. авт.), – обращается Денис Геннадьевич к шестиклассникам перед началом урока. – Работаем по плану. Если возникнут вопросы – спрашиваем.

Шестиклассник Гоша Градволь демонстрирует нам модель, которую разработал сам – по его команде включаются и выключаются миниатюрные лампочки. Но световые эффекты, как оказывается, далеко не все возможности Гошиной модели.

— Это – не игрушка, – деловито поясняет юный изобретатель. – Это прототип настоящего светофора, который можно использовать в реальной жизни.

И таких вот «реальных» изобретений в классе робототехники много.

— В апреле проходила олимпиада по робототехнике, – рассказывает Денис Геннадьевич. – И нас попросили сделать для одного промышленного предприятия прототип – математическую модель шлифовального станка.

Учитель достаёт с полки «чудо» на миниатюрных колёсиках.

— Вот – дети сделали. Надо лишь задать точки, и робот автоматически начинает строить по ним многоугольник и заштриховывать… Программирование тут серьёзное. Приезжал из Ярославля представитель предприятия принимать работу. Два дня опрашивал детей. И всё подробно, под запись: какой алгоритм, какие формулы? Очень удивился, когда узнал, что основную работу по программированию станка выполнила девочка-восьмиклассница.

— А вот робот по поиску дефектов труб, – Денис Геннадьевич достаёт ещё одну замысловатую конструкцию. – Его создали наши девятиклассницы для Маргаритинской ярмарки. Робот движется вертикально по трубам. Это тоже самостоятельная разработка – от идеи до воплощения. Модель несколько раз усовершенствована. Сама программа несложная, но с точки зрения конструктива – огромная работа.

На вопрос, многие ли из учеников связывают в дальнейшем свою жизнь с информатикой, Копосов утвердительно кивает: «Многие».

— Например, в 2015 году у нас был потрясающий выпуск – больше 60 процентов одиннадцатиклассников выбрали информатику в качестве основного экзамена. Разъезжаются выпускники по всей стране, но многие и остаются – поступают в САФУ. Так что техническое творчество как профориентация зарекомендовало себя отлично.

В прошлом году, по словам учителя, произошло и вовсе знаковое событие – один из выпускников гимназии поступил непосредственно на факультет робототехники.

— Есть такой термин «soft-skills». Речь о гибких навыках по самоуправлению и работе в команде. Конечно, мы понимаем, что не все ребята станут программистами. Да это и не нужно! Но навыки, которые во время совместного общения и труда они формируют на уроках – всё это им пригодится в жизни.

— Видите, какой у них уровень самостоятельности? – кивает Денис Геннадьевич на шестиклассников, увлечённо обсуждающих автоматическую систему. Шутит. – Я им, в принципе, не нужен. Моя работа – открыть кабинет и выдать вёдрышко с конструктором. А дальше? Дальше они сами…

По словам Дениса Геннадьевича, на его памяти за эти годы было уже столько историй успеха, когда троечники, приходя в кабинет робототехники, начинали учиться лучше. Причём, по всем предметам.

— У нас в стране прекрасно налажена система по отбору суперталантливых детей, – говорит Денис Копосов. – А что делать с остальными, с теми, кто не так ярко проявил себя? Но ведь именно эти дети должны потом стать той средней мощной составляющей общества, которая будет обеспечивать национальный доход страны. И, безусловно, им необходима поддержка. Потому что два процента, даже самых лучших программистов, никогда не обеспечат общее благосостояние. Развивать талант надо в каждом ребёнке.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

19 октября

Вете­ран Архан­гель­ского областно­го суда Пела­гия Ива­нова отмети­ла сто­лет­ний юбилей

19 октября

Архан­гель­ские школь­ники победи­ли нор­вежск­их сту­ден­тов в шашки

19 октября

В Архан­гель­ской области запус­ка­ет­ся образо­ватель­ный про­ект из Сколково

19 октября

В округе Май­ская Горка постро­ят мно­гок­вар­тир­ные дома, дет­сад и спор­тивный комплекс

18 октября

Про­ект эко­тех­ноп­ар­ка в Шиесе прой­дет все необ­ходи­мые про­вер­ки и экспе­ртизы

18 октября

Шиесу пред­ложи­ли высо­кие тех­ноло­гии пере­раб­от­ки ТКО и 10 млрд инвести­ций в регион

18 октября

В Архан­гель­ской области завер­ша­ет­ся нави­га­ция мало­мер­ных судов

18 октября

Аркти­чес­кий пла­ву­чий уни­вер­си­тет наби­ра­ет иссле­до­ва­те­лей в экспе­ди­цию 2019 года

18 октября

При­го­вор в отноше­нии главы Шен­курско­го райо­на всту­пил в силу

17 октября

В Архан­гель­ске прой­дёт вечер памя­ти адмира­ла Кузнецова

17 октября

Осно­вой про­ек­та по стро­итель­ству в Шиесе ста­нет европ­ей­ская сис­тема бри­ке­ти­ро­ва­ния отходов

17 октября

Област­ное минис­терство образо­ва­ния про­ве­рит ситу­ацию в Кли­мов­ской школе

17 октября

Пер­вые при­зыв­ники из Архан­гель­ска отпра­вились в Под­мос­ковье

17 октября

Кату­нин­ис­кие школь­ники побыва­ли на ледо­коле «Диксон»

17 октября

Севе­род­винс­кий депу­тат про­ве­рил рабо­ту «Чис­того горо­да» в дру­гих регионах

Похожие материалы

19 октября Общество

Архан­гель­ские школь­ники победи­ли нор­вежск­их сту­ден­тов в шашки

19 октября Общество

В Архан­гель­ской области запус­ка­ет­ся образо­ватель­ный про­ект из Сколково

17 октября Общество

Област­ное минис­терство образо­ва­ния про­ве­рит ситу­ацию в Кли­мов­ской школе

17 октября Общество

Кату­нин­ис­кие школь­ники побыва­ли на ледо­коле «Диксон»

16 октября Общество

Школь­ники из Архан­гель­ской области при­мут учас­тие во все­рос­сийс­кой мате­мати­чес­кой олимпиаде

16 октября Общество

В Архан­гель­ской гим­на­зии №3 откры­лась новая фут­боль­ная площадка

16 октября Общество

Архан­гель­ских пен­си­оне­ров приг­лаша­ют на курсы ком­пью­тер­ной гра­мот­ности

11 октября Общество

НКО Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на обу­ча­ющий семинар

4 октября Общество

Архан­гель­ские пен­си­оне­ры осва­ивают финан­со­вую грамоту

24 сентября Общество

Школь­ники из Архан­гель­ской области стали лау­ре­ата­ми все­рос­сийско­го кон­курса сочинений

20 сентября Общество

Завер­шена раз­раб­от­ка учеб­ника для шес­тых и девя­тых клас­сов по исто­рии Архан­гель­ской области

14 сентября Общество

Архан­гель­ские школь­ники при­мут учас­тие в про­ек­те «Мы за чис­тый город»

13 сентября Общество

Интел­лек­туаль­ная школа «Соз­ве­дие» приг­лаша­ет уче­ни­ков 9-11 классов