11.03.2015 12:08

Когда уйдут последние интерны

Сейчас стать узким специалистом можно уже через год после окончания медицинского вуза. В будущем на это потребуется гораздо больше времени

Как изменится система высшего медицинского образования

Предполагается, что через пару лет выпускники медицинских вузов, получив диплом врача и аккредитацию, отправятся прямиком в поликлиники – работать участковыми терапевтами, педиатрами и стоматологами общей практики. Да, вот так сразу. Никакой интернатуры (год последипломной подготовки на клинических базах) не будет. Ординатура – как возможность продолжить образование и получить какую-то узкую врачебную специальность – остается. Но для большинства она станет доступна только годика через три самостоятельной работы «на участке».

Грядущие изменения в системе медицинского образования для самих врачей, преподавателей и студентов давно уже не новость, однако и у них вопросов до сих пор остается немало, что уж говорить о пациентах.

А ведь нас с вами все это тоже коснется самым непосредственным образом… Рассказать о том, как теперь будут готовить докторов, мы попросили проректора по лечебной работе и последипломному образованию СГМУ профессора Владимира Попова.

– Владимир Викторович, извините, но немного боязно: готовы ли будут вчерашние студенты вот так сразу начать нас лечить? Хотя, с другой стороны, многие опытные доктора любят вспоминать, что буквально с первых дней работали в районной больнице, как настоящие врачи, даром что интерны…

– Если речь идет о больничной интернатуре, то да, такое в принципе было возможно. И в штатных расписаниях больниц была предусмотрена специальная должность – врач-интерн, и зарплату они получали. Однако больничную интернатуру отменили еще несколько лет назад, осталась только клиническая – ее проходят на базе клинических кафедр медицинского вуза.

Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» интернатура является разновидностью высшего образования, а интерн – обучающимся.

Сейчас, по сути, это тот же студент, только имеющий врачебный диплом. За его подготовку полностью отвечает медицинский университет в лице заведующего кафедрой и непосредственного куратора интерна из числа сотрудников кафедры.

По окончании интернатуры обучающийся должен сдать итоговый экзамен, чтобы получить сертификат специалиста и право работать врачом.

То есть у нас сегодня на лечебном и педиатрическом факультетах, по существу, семилетняя подготовка.

Шесть лет учебы до получения диплома, дальше – интернатура по базовым специальностям (терапия, педиатрия, хирургия, акушерство и гинекология, неврология и так далее). На стоматологическом факультете подготовка занимает шесть лет – пять до диплома плюс год интернатуры.

Однако реформа высшего образования предполагает, что с 1 сентября 2016 года интернатура как вид подготовки из системы медицинского образования уходит.

– Тех студентов, которые «обойдутся» без интернатуры, к самостоятельной работе сейчас как-то уже готовят?

– Студенты, которые поступили в наш медуниверситет в 2011 году и позднее, учатся уже по новому федеральному государственному образовательному стандарту, который предполагает более существенную практическую подготовку.

– Это сможет компенсировать год обучения на клинической базе?

– Я не думаю, что уровень знаний этих выпускников будет такой же, как у врачей, закончивших интернатуру, все-таки дополнительный год подготовки очень много значит. Но ведь и задача теперь стоит несколько иная. Тот образовательный стандарт, по которому с 2011 года готовят студентов, изначально предполагает, что, получив диплом и пройдя аккредитацию, они смогут работать врачами в первичном звене здравоохранения.

То есть выпускник лечебного факультета – участковый терапевт, выпускник педиатрического факультета – участковый педиатр, стоматологического – стоматолог общей практики или стоматолог-гигиенист.

Интернатура же предполагала подготовку по достаточно широкому спектру врачебных специальностей. Например, хирургом сегодня пока еще можно стать всего через год после окончания вуза...

Но с 1 сентября 2016-го все узкие врачебные специальности – только через ординатуру.

И очень важный момент: чтобы работать врачом сразу после окончания университета, кроме сдачи государственных экзаменов выпускник должен пройти процедуру аккредитации и получить лист допуска к конкретным видам профессиональной деятельности.

– Еще одно нововведение?

– Да. С 1 января 2016 года право на врачебную деятельность будут иметь только специалисты, прошедшие процедуру аккредитации. На базе Первого Московского медицинского университета планируют создать Национальный центр аккредитации специалистов. Предполагается, что оценивать профессиональные компетенции докторов будут аккредитационные комиссии, в состав которых войдут представители профессиональных медицинских ассоциаций, а саму аккредитацию нужно будет проходить раз в пять лет.

– А что, работать в первичное звено должны будут пойти все-все новоиспеченные врачи?

– Скажем так, подавляющее большинство. Планируется, что самые лучшие выпускники, показавшие отличные результаты на итоговых государственных экзаменах, активно занимавшиеся научно-исследовательской работой в период обучения в вузе, получат право сразу поступить в ординатуру. Остальные же 95 процентов действительно должны будут отработать три года в первичном звене здравоохранения – то есть именно там, где сегодня особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения.

– Ну вот, отработали они положенный срок «на участках», что дальше?

– Дальше необходимо поступать в клиническую ординатуру, чтобы потом получить право работать врачом-специалистом – хирургом, неврологом, офтальмологом, акушером-гинекологом, онкологом и так далее. В том числе врачом общей практики (семейным врачом) в первичном звене здравоохранения.

– То есть после трех лет самостоятельной работы врач снова становится, по сути, студентом?

– Обучающимся, правильнее сказать так. Хотя, конечно, общего у ординаторов и студентов сегодня очень много. Ординатура ведь тоже относится к понятию «высшее образование». Это подготовка врача-специалиста. В настоящее время – двухлетняя, а в перспективе – продолжительностью от года до пяти лет, в зависимости от выбранной специальности. И при поступлении здесь будет конкурс – такой же по организации, как на первый курс университета.

Нужно будет сдавать экзамены, выдерживать конкуренцию с другими желающими.

– И потом опять жить на стипендию? Но ведь речь идет уже о вполне зрелых людях – шесть лет отучившихся в вузе, три года отработавших в поликлинике, кто-то еще и в армии должен будет отслужить…

– Ну, во-первых, стипендия у ординаторов будет все-таки отнюдь не студенческая. А во-вторых, это соответствует международной практике – во всем мире подготовка врачей-специалистов занимает достаточно продолжительное время, гораздо дольше, чем те семь лет, что у нас сейчас.

– Но с окончанием-то ординатуры процесс получения медицинского образования можно будет считать завершенным?

– Нет, конечно. Врач вообще должен постоянно учиться, развиваться в профессиональном плане. И сейчас как раз вводится еще одно новое понятие – непрерывное последипломное медицинское образование. Это целая система, позволяющая докторам действительно постоянно получать новые знания, проходить практическую подготовку на специальных тренажерах-симуляторах, стажировки в ведущих клинических центрах.

Причем все это будет учитываться при прохождении процедуры аккредитации, задачей которой также будет являться определение индивидуальных рекомендаций по дальнейшему профессиональному развитию специалиста.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена АБРАМОВА. Фото Павла Кононова.