26.06.2020 09:20

Наш клуб знаменитых капитанов

Фото автора

В советское время выходила радиопередача, которая называлась «Клуб знаменитых капитанов». А в Архангельске я сам оказался на заседании такого клуба

Великолепная четвёрка

Только все капитаны были самыми что ни на есть настоящими, а не книжными и не киношными. Это были знаменитые капитаны Архангельского тралового флота. А импровизированной кают-компанией стал музей тралфлота.

Вот она, эта великолепная четвёрка: Валерий Мамонтович Поляшов, Фёдор Григорьевич Вакорин, Валентин Александрович Фролов и Владимир Петрович Лупачев. Убелённые сединами ветераны. Стаж работы в Архангельском траловом флоте на четверых – двести лет. На груди поблёскивают тяжёлые ордена. Тяжёлые во всех смыслах. Тяжело они достаются за тяжёлый рыбацкий труд, тяжёлые и по весу – в Советском Союзе металла для орденов не жалели.

Вся жизнь – тралфлот

Архангельский траловый флот – это их жизнь. После мореходки – тралфлот, 50 лет работы, потом на пенсию. Но и на пенсии покой им только снится. Совет ветеранов Архангельского тралового – это мощная организация. Сегодня в ней состоит 600 бывших работников, у большинства из которых в трудовой книжке всего одна запись о приёме на работу: принят в Архангельский траловый флот. Только даты разные.

И вот начинаются рассказы о жизни и о работе. Причём интересно, что рассказывать историю начинает один из ветеранов, продолжает другой, а заканчивает третий. Их судьбы удивительным образом похожи. Почти все выходцы из поморских деревень, разбросанных на берегах Белого моря в разных районах области. Все либо дети войны, либо родившиеся сразу после неё. Почти все из многодетных семей. Мореходку выбирали по разным причинам, среди которых не последнее место занимала та, что «мореходка» брала этих мальчишек на полное государственное обеспечение. Их обували, одевали, кормили, дали кров, да ещё и учили. У кого‑то отец отработал в тралфлоте всю жизнь, а кто‑то стал первым мореходом и рыбаком в династии.

Все ветераны – выпускники Архангельского морского рыбопромышленного техникума, который готовится отметить 80‑летие. Он становился мореходкой в конце 70‑х годов прошлого века. Полностью название звучало так: Архангельское мореходное училище министерства рыбного хозяйства.

Поводы для гордости

Все они гордятся своей профессией, профессией рыбака, гордятся своим предприятием – Архангельским траловым флотом. Потому, что именно с него начиналось промышленное рыболовство на Севере. Потому, что не развалился, как некоторые куда более крупные предприятия рыбной промышленности. Архангельский траловый выдержал, выстоял. А теперь ещё и с оптимизмом смотрит в будущее. Ведь за последние пять лет проведена модернизация порта, планируется строительство ещё одного рыбоперерабатывающего предприятия, а, самое главное, на верфи в Выборге заложены четыре новых судна. Один из ветеранов был приглашён на закладку головного траулера серии, другой побывал на спуске. О новом траулере говорит с восторгом.

Редкое имя, но наше

Дверь в музей отворилась, и на пороге появился ещё один знаменитый капитан Архангельского тралового флота. Представился: «Валерьян Павлович Захаров». Увидев моё удивление, добавил: «Да, вот такое редкое имя – Валерьян». На что я ему ответил, что имя вовсе не такое уж и редкое. Я, например, Андрей Валерьянович, а моего отца зовут Валерьян Константинович. Пришло время удивляться капитану Захарову. А когда начали разговор о поморских корнях, выяснилось, что мой отец и Валерьян Петрович Захаров – выходцы из одной и той же деревни Ворзогоры Онежского района! Оказалось, что и мои однофамильцы, а скорее всего, даже дальние родственники, тоже ходили в море на траулерах Архангельского тралового флота. Капитаны вспомнили и машиниста РМУ Привалихина, и тралмейстера Привалихина. После этого мне показалось, что капитаны признали во мне своего.

Наши дипломы котировались

Когда День рыбака праздновали всем городом, то траулеры стояли на Красной пристани, был открытый трап, и оказывалась масса желающих подняться на борт – всё посмотреть, потрогать.

Валерьян Павлович Захаров вспоминает такой случай. В 80-м году шёл он со старшим механиком Сапожниковым Геннадием Александровичем, а навстречу два пацана: «Ого! Два капитана, два капитана». Да нет, у них знаки разные – у одного секстан, а у другого винт, значит, один капитан, другой механик. Разбирались пацаны, не то что сейчас.

90 процентов работающих в тралфлоте – это выпускники местного рыбопромышленного техникума. Это настоящая кузница кадров. Выпускники техникума работали на всех бассейнах. И на Дальнем Востоке, и на Балтике, и на югах, и в Мурманске.

Капитан Захаров рассуждает о морской профессии:

– Я когда работал последний год перед выходом на пенсию, разговаривал с лоцманом норвежским, так он сказал, что и у них молодёжь неохотно идёт в профессию. Я должен сказать, что наша система высшего образования вообще, и морского образования в частности, была самой сильной. У нас был огромный флот, и по безаварийности мы были на первом месте. И англичане, и норвежцы, и немцы были позади нас. А флот у нас в СССР тогда был больше 3500 траулеров и транспортных судов. Потом у нас всё рухнуло. Сидеть на пенсии не хотелось. Хотелось работать. Я работал в Объединённых Арабских Эмиратах. И была у меня в 2000 году интересная встреча. В Индии стояли мы борт о борт с судном, на котором экипаж полностью был хорватским. Подходит ко мне старпом и говорит, что меня зовут. Подошёл к борту, спрашивают – из России? Отвечаю, что да, из России. Тогда заходи к нам в гости. Зашёл. Оказалось, что стармех окончил Мурманскую высшую мореходку, капитан окончил Ленинградскую высшую мореходку. У них рабочие дипломы – у одного мурманского порта, у другого ленинградского порта. Свои дипломы у них есть, но они работают по нашим. Поскольку наши дипломы котировались выше! Рыбаки на средних и малых судах, капитаны преимущественно пользовались нашими дипломами.

Помор – он и в Оксфорде помор

Обидно, что сегодня мы уже не можем сказать, что наш район промысла – мировой океан. Ведь это мы его осваивали, везде ходили. Везде ловили. А тем, кто работал на СРТ, РТ, ПСТ в Баренцевом море, приходилось по два раза в сутки швартоваться для сдачи рыбы, работали в штормовых условиях, при ограниченной видимости в огромной группе промысловых судов, но аварийности не было. А вот транспортные суда, завидев группу рыбаков, обходили их далеко, стороной, а по радиосвязи спрашивали: «Ну как вы работаете?» Они не разбирались в наших манёврах. Опыта у рыбацкого капитана больше, чем у любого другого судоводителя.

Мы прощаемся как добрые друзья. Мне кажется, что я давно знаю этих суровых, проверенных морем людей. Все капитаны – настоящие поморы. Все из деревень, расположенных на берегу Белого моря. Они вспоминают, что в советской лоции 1962 года чёрным по белому было написано, что на побережье Белого моря живут поморы, прекрасные зверобои и рыбаки. И даже в Оксфордском словаре английского языка было русское слово «поморы» – русское коренное население побережья Белого моря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Андрей ПРИВАЛИХИН