26.02.2015 08:19

Олимпиада с элементами шоу

Как попасть на проект «Умники и умницы»? О региональном отборочном туре – олимпиаде «Наследники Ломоносова» – мы поговорили с организаторами: заместителем министра образования и науки Архангельской области Еленой Молчановой и первым проректором Архангельского областного института открытого образования Виктором Мемноновым.

– Как возникла идея провести отборочный тур у нас в области?

Елена Молчанова (далее Е.М.):

– Практика проведения областных туров существует уже в нескольких субъектах России, например, в Ярославле – третий год подряд. К нам тоже поступило предложение от автора программы Юрия Вяземского, а осенью прошлого года губернатор Игорь Орлов присутствовал на самой телепередаче.

Он возглавил «ареопаг» – так в «Умниках и умницах» называется жюри. В результате было принято решение, что школьникам области будет предоставлена возможность побороться за участие в программе. Ведь наш регион богат талантами.

– И нужно помочь талантам проявить себя?

Е. М.:

– Не у всех есть возможность самостоятельно поехать в Москву на отборочный тур передачи – мы даем шанс проявить себя дома. Победители региональной олимпиады отправятся в столицу за счет средств областного бюджета – там они примут участие в съемках. Другого отборочного тура для наших детей в столице не будет.

Виктор Мемнонов (далее В.М.):

– Отмечу , что в регионе были случаи, когда дети все-таки отправлялись в Москву, но за свой счет или за счет спонсоров. Мы не отслеживали судьбу этих ребят. Но думаем, региональный отборочный тур приживется и будет постоянным – мы постараемся поддерживать связь с участниками и после окончания олимпиады.

– И сколько заявок было подано?

В.М.: – Нам поступило около ста заявок примерно из двенадцати муниципальных образований, в том числе из Няндомского района, Котласа, Коряжмы, Мирного. Лидирует Северодвинск. Мы принимали заявки до 20 февраля – интересно, что многие родители звонили и после этой даты. Обстоятельства, почему заявка не была подана вовремя, бывают разные – детей мы «за бортом» оставить не могли.

– Нужно ли было ребятам участвовать в конференциях, конкурсах, чтобы стать участником олимпиады?

Е.М.: – Региональный этап олимпиады включает в себя написание эссе, собеседование, полуфинал и финал. Специальных испытаний для участия в написании эссе не проводится. Заявку мог подать любой десятиклассник региона. Возможность проявить себя дается каждому.

В.М.: – Регистрация проходила на портале «Образование Архангельской области». Зарегистрироваться могли как образовательные организации, так и обучающиеся самостоятельно.

Детям достаточно было указать имя, фамилию, отчество, образовательное учреждение, также прикладывался документ о согласии на обработку персональных данных, который подписывали родители.

В эту среду участники писали эссе. Его по балльной системе оценивает жюри, куда входят специалисты института открытого образования, преподаватели вузов – они же и формулировали тему. Тему утверждали на оргкомитете олимпиады. Жестких требований к объему не устанавливается, но ребята должны уложиться в полтора часа. Естественно, пользоваться мобильниками, книгами запрещено. При проверке будет учитываться в том числе орфография, пунктуация, стилистика и другое.

– Правда ли, что ребятам из районов не нужно было приезжать в Архангельск, чтобы написать эссе?

Е.М.: – Действительно, ребята писали работу у себя в районе или городе – это намного уютнее и удобнее.

А полуфинал пройдет в Архангельске – размещение детей будет организовано нашим министерством.

В.М.: – Отмечу, что мероприятие проходило в школах, включенных в систему цифрового образовательного кольца. А главная точка находится в областном институте открытого образования – оттуда мы в режиме онлайн наблюдаем, как ребята по всей области пишут эссе. Проверять работы будут здесь же.

Может получиться так, что некоторые участники наберут одинаковое количество баллов по эссе. Достойных работ может оказаться и тридцать, и сорок, и пятьдесят, но нам для полуфинала нужно отобрать двадцать семь человек. Для этих сорока или пятидесяти и будет проводиться собеседование. С ребятами будут общаться в течение пяти минут – возможно, по скайпу, персонально с каждым. Состав комиссии пока не определен, но туда точно войдут филологи.

– Как вы думаете, почему в этом случае выбрана именно форма собеседования? Оно, как и остальные этапы, включено в отборочные туры и других городов.

В.М.: – Игра мало того что проверяет знания детей – во время подготовки им необходимо «перелопатить» множество литературы. Игра также определяет умение красиво, правильно и убедительно говорить, важно умение выступать публично.

Иногда этот фактор становится определяющим. К тому же в «Умниках и умницах», как и в региональных турах, есть некоторые вопросы чисто на логику – можно не знать самого факта, но догадаться. Можно сказать, что эта олимпиада – с элементами шоу.

– Имеется в виду, с элементами шоу – полуфинал и финал?

В.М.: – Полуфинал запланирован на апрель, а финал – на середину мая. Эти этапы пройдут в Архангельске, они будут максимально приближены к телевизионной игре «Умники и умницы» – даже дорожки предусмотрены. Мы собираемся провести девять игр – в каждой будут участвовать по три человека. Сейчас местные предметно-методические комиссии разрабатывают вопросы – направления уже определены, но пока мы их не озвучиваем. Скажу одно – в этом году юбилей Великой Победы, также 2015-й – Год литературы. Вероятно, вопросы будут и из этой серии.

А имена счастливчиков, которые могут уже готовиться к полуфиналу, мы узнаем после 8 марта.

По итогам полуфинала отбирается девятка – это три игры на дорожках. Ребята разыграют первое, второе и третье места – все три победителя поедут в Москву.

– А какова судьба участников, которые не прошли в финал?

В.М.:– Десятиклассники, как и раньше, смогут присутствовать на игре в рядах теоретиков и зарабатывать баллы – медали, ордена. Они даются за правильные ответы на вопросы – например, на те, на которые не смогли ответить игроки. Ведь может получиться и так, что на дорожках не окажется победителя, а выиграет тот, кто получил максимальное количество баллов.

– Победа в телевизионной передаче дает возможность без экзаменов поступить в МГИМО. А как местные вузы поддержат участников регионального тура?

Е.М.: – Сначала поясним один момент. На финальные игры обычно приезжает ведущий программы Юрий Вяземский. Возможно, он выберет ребят для участия в игре и из рядов теоретиков, ведь у него гигантский опыт, он умеет выявлять неординарных ребят, звездочек. К примеру, участник из Ярославля не победил в региональном туре, но все равно был приглашен автором передачи.

В результате он выиграл в самой игре.

Ежегодно система приема в вузы совершенствуется, чтобы поддерживать одаренных детей. Участие в этой олимпиаде – возможность для ребят показать себя, пополнить свое портфолио, которое пригодится в том числе и для поступления в вуз.

В.М.: – Было бы хорошо, если б для детей, которые не попадут на саму игру, были сделаны скидки при поступлении. Но это решать не нам, а университетам. А еще в ареопаг войдут ученые САФУ, СГМУ – они уже во время игры могут присмотреть потенциальных абитуриентов.

Съемка передачи на Первом телевизионном канале запланирована на осень – участники уже будут учиться в одиннадцатом классе. Надеемся, что нынешние восьмиклассники, девятиклассники, увидев по телевизору ребят из своей школы, также захотят принять участие в следующем региональном отборочном туре.

– А что бы вы посоветовали для подготовки?

Е.М.: – Конечно, смотреть саму передачу. Также нужно учитывать, что мы проводим гуманитарную олимпиаду – нужно стремиться поступать в классы с профильным обучением, углубленно изучать русский язык, литературу, историю. Кроме того, важно знать об известных писателях региона, поэтах, историках, краеведах.

В.М.: – Михаил Ломоносов, Федор Абрамов, Борис Шергин, Степан Писахов...А сколько исторических вопросов можно задать по одним только Соловкам! –

Таким образом, отборочный тур может повысить интерес и к краеведению?

Е.М.: – Действительно, еще одна задача – повысить интерес к своей малой родине, ее культурным и историческим традициям.

К тому же мы надеемся, что ребята, проучившись в Москве, со временем вернутся в родной регион.

А еще дети учатся работать с информацией, посещают наши библиотеки, используют электронные ресурсы – важно уметь находить нужное, выбирать главное. Дети могут считать себя очень талантливыми, но предела совершенству нет. Когда они встречаются с умными сверстниками из других школ, начинают понимать, что есть и те, кто «наступает на пятки» или показывает лучший результат, – это очень полезно для самосознания.

– Как вы оцениваете шансы наших ребят на победу в самой телевизионной игре?

Е.М.:

– Думаю, шансы есть, но рано делать какие-либо прогнозы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Ирина ГЛУШКОВА.