13.05.2019 17:22

«Не поучать, а разговаривать»

Фото Льва Долгачёва

Одиночество и школьная травля – проблемы, с которыми современные дети сталкиваются чаще всего

В Санкт-Петербурге прошла межрегиональная конференция «Семья, ребёнок, общество – проблемы и перспективы». Организатором выступила общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи – детям».

Ольга Бобрецова– Пожалуй, главной отличительной особенностью конференции стала живая дискуссия, – делится впечатлениями Ольга Бобрецова, директор Архангельской некоммерческой организации поддержки инициатив «Новый взгляд». – Говорили, действительно, о наболевшем. В Санкт-Петербург приехали представители из двадцати семи регионов: от Калининграда до Хабаровского края, от Архангельска до Кавказа. Проблемы затрагивались разные, но тема насилия и детского одиночества – это то, что сквозило практически через все выступления. Ещё одна болевая точка – буллинг, то есть травля в подростковой среде. Для Архангельской области тема особенно болезненная, и поэтому опыт, как противостоять такой травле, был также очень важен для нас.

– И какие именно предложения по поводу борьбы с буллингом прозвучали на конференции?

– Разбирая конкретные случаи, прокуратура Санкт-Петербурга пришла к выводу, что в современной системе профилактики существует большой пробел – у специалистов – педагогов, психологов – порой не хватает профессиональной компетенции. Сталкиваясь с проблемой, они не в состоянии на неё адекватно реагировать. Поскольку то базовое образование, которое дают сегодня вузы, оно академичное, но не всегда гибкое – теория расходится с практикой. Учили одному, а на деле – другое.

И чтобы устранить этот диссонанс, прокуратура вышла с предложением внести изменения в образовательные стандарты профессиональной подготовки специалистов. Недавно это было сделано в Санкт-Петербурге – в программы включили особенные темы. И теперь стратегию по предотвращению буллинга там начали преподавать со студенческой скамьи, наряду с основными предметами.

– То есть первый шаг – вооружить знаниями самих специалистов?

– Да. Причём это тот случай, когда даже не надо «изобретать велосипед». Поскольку курсы по профилактике буллинга успешно используются некоммерческими организациями. Как говорится, «бери и делай». Проблема в другом. К сожалению, не всегда учебные заведения готовы использовать имеющийся опыт.

Например, мы при анализе работы с несовершеннолетними часто сталкиваемся с тем, что во многих школах Архангельской области предпочитают действовать «по старинке»: профилактические беседы, нотации и «выходы по адресу». Но в современных условиях эффективность этих методов очень сомнительна, а часто и вовсе равна нулю.

Слово «нельзя» – провокация для подростка. За этим словом, наоборот, слышится вызов, и у ребёнка включаются протестные реакции. Концентрировать работу необходимо не на том, чтобы запрещать, а на том, чтобы показать, как можно и нужно делать. Не поучать подростков, а разговаривать с ними. С интересом узнала, что при аппарате уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге действует детский совет, куда может прийти со своим предложением любой ребёнок. Есть у них также интернет-ресурс, на котором ребята могут свободно общаться, высказывать предложения, обсуждать проблемы и получать помощь.

– По поводу помощи. Детские «телефоны доверия», действительно, отходят в прошлое?

– Да. Такая тенденция наблюдается по всей стране. Дети звонят всё реже. Им сегодня удобнее написать сообщение в социальных сетях, чем позвонить. Так они чувствуют себя более безопасно. Подростки стремительно меняются. И если мы сравним психологические портреты современных подростков и те, что были двадцать или десять лет назад, то разница огромная. Например, если раньше в 16 лет подростковый возраст уже заканчивался и начинался юношеский, то теперь границы подросткового возраста порой растянуты до 20–25 лет. При этом дети физически тоже изменяются. По статистике даже новорождённые сегодня в среднем на килограмм тяжелее и на четыре сантиметра длиннее, чем тридцать лет назад. Но лобные структуры мозга менее развиты.

Критичность, способность анализировать – многим современным детям это не свойственно. Это не значит, что всё поколение такое, но пролонгация инфантилизма, как отмечают эксперты, прослеживается чётко.

– Возможно, инфантилизм и неспособность оценить опасность – это тоже причина, по которой растёт число преступлений в отношении детей?

– Да, дети всё чаще становятся пострадавшими от преступлений. Об этом и о профилактике виктимного поведения – поведения жертвы – также говорилось на конференции. К сожалению, поведение жертвы у ребёнка часто формируют сами родители: «Старшие всегда правы. Если взрослый попросил помочь, ты должен слушаться». По официальным данным, 95 процентов похищений детей младшего возраста происходит прямо с детских площадок. Детей просто уводят, и всё.

Причём алгоритмы, разработанные десять лет назад – «с незнакомым мужчиной не заходи в лифт» – устаревают. Даже старушка, безобидная на первый взгляд, может оказаться злоумышленником. Как вести себя в потенциально опасной ситуации – надо объяснять ещё с детского сада. Пусть в форме игры, но на практике. Если ребёнок не видел образца, то он никогда не отыграет эти модели поведения. Научите элементарным вещам: как двигаться в задымлённом помещении, как кричать в случае нападения. Отрепетируйте. Потому что дети, которые постоянно слышат от нас, что «надо вести себя прилично», «нельзя шуметь» – они в случае опасности тоже немеют от страха.

И ещё один момент. На конференции были озвучены результаты многолетнего исследования, которое проводила организация «Стеллит», занимающаяся противодействием коммерческой, сексуальной эксплуатации детей. Выяснилось, что дети, когда чувствовали угрозу, готовы были рассказать об этом специалистам и родителям. Но сами взрослые не всегда были готовы слышать о фактах насилия от детей.

– Почему?

– Элементарно не верили или не готовы были перепроверить информацию. При этом, как показало исследование, если информация поступала от ребёнка с девиантным поведением, то ему верили больше, чем «домашнему» ребёнку. То есть послушные и виктимные дети и здесь в зоне повышенного риска. Уметь слышать детей – вот что важно. Это общая ответственность как родителей, так и педагогов.

Но к сожалению, взаимодействие между семьёй и школой часто сводится лишь к родительским собраниям – раз в четверть. И собрания эти зачастую посвящены чему угодно: установлению нового кулера в классе, спорам по поводу покупки штор или жалюзи – но не обсуждению реальных проблем, по‑настоящему важных для детей.

Телефоны Архангельской некоммерческой организации поддержки инициатив «Новый взгляд»: 69‑65‑89, 8–902‑704‑05‑61.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ