02.10.2019 09:03

Чтобы было интересно жить

Комплексные центры социального обслуживания области получили автомобили, предназначенные для подвоза жителей в медучреждения. Фото Артёма Келарева

В России продолжает развиваться система поддержки граждан старшего поколения

Елена МолчановаВ Архангельской области в рамках федерального нацпроекта «Демография» также реализуется региональный проект, посвящённый старшему поколению. О мерах социальной поддержки для северян «серебряного» возраста рассказывает Елена Молчанова, региональный министр труда, занятости и социального развития.

– В проекте «Старшее поколение» несколько направлений, – говорит Елена Молчанова. – Это и создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, и улучшение качества жизни – важно ведь, чтобы северяне не просто жили долго, но и качественно: танцевали, занимались физкультурой, творчеством, путешествовали. Чтобы было интересно жить и люди чувствовали себя полезными. Профессиональное обучение и переподготовка специалистов – это тоже часть региональной программы, поскольку труд, сам по себе – отличная реабилитация. Ну и конечно, важнейший момент – это забота о здоровье.

На днях комплексные центры социального обслуживания Верхнетоемского, Вилегодского, Виноградовского, Коношского, Красноборского, Мезенского, Няндомского, Онежского, Устьянского и Холмогорского районов получили первые десять автомобилей, которые предназначены для подвоза жителей этих районов в медицинские учреждения. На приобретение машин в рамках нацпроекта из федерального бюджета было выделено более 23 миллионов рублей. Все автомобили оснащены электроподъемниками. До конца года в область поступит ещё четыре такие машины. И пятнадцатый автомобиль мы приобретём уже за счёт областных средств.

– Речь только о сельских территориях?

– Да. Учреждения здравоохранения области сейчас формируют списки граждан от 65 лет и старше, которые проживают именно в сельских муниципальных образованиях. Им будет предложено пройти дополнительные медицинские скрининговые обследования, и задача социальных служб – помочь жителям области приехать на эти обследования.

– А если бабушке из глубинки необходимо будет просто добраться до районного центра, чтобы, например, попасть к неврологу?

– Такие обращения тоже возникают. Ведь порой рейсовые автобусы из деревни в районный центр ходят не каждый день. И не всегда узкий специалист работает именно в тот день, когда такой автобус ходит. Поэтому все моменты мы сейчас прорабатываем, чтобы в следующем году система подвоза до медицинского учреждения работала у нас в области как часы.

– Прожиточный минимум пенсионера в Архангельской области сейчас какой?

– 10258 рублей.

– Это минимальная пенсия в регионе?

– Если пенсионер не работает и общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума, то ему назначается ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии. У всех она разная, но в среднем – 2 тысячи 760 рублей. Доплату получают сейчас около 32 тысяч пенсионеров.

С октября мы увеличиваем и выплаты ветеранам труда Архангельской области. Я отмечу, что далеко не каждый регион имеет своего регионального ветерана труда, а у нас таких граждан больше 204 тысяч. И каждый год 3,5 миллиарда рублей мы расходуем на эти выплаты. Из них самая большая часть – компенсация за жилищно-коммунальные услуги. С 1 октября ЕДВ регионального ветерана труда увеличивается с 456 до 656 рублей. А с 1 января 2020 года выплата составит уже 856 рублей.

– Эта выплата ведь десять лет не индексировалась?

– Да. Но теперь в областном законе предусмотрено, что такая индексация будет постоянной.

– А какие ещё новые компенсации предусмотрены для пенсионеров области в этом году?

– В сентябре был принят важный закон в интересах старшего поколения отдельных муниципальных образований, где единственный транспорт – воздушный. Например, Мезенский, Лешуконский районы. Стоимость перелётов там достаточно высока. И далеко не каждый может позволить себе приехать в областной центр. В рамках нового закона предусмотрено, что северяне 65 лет и старше смогут получить компенсацию за проезд из районного центра до Архангельска и обратно в размере 50 процентов два раза в год.

У этой компенсации нет целевого направления. Это не обязательно должна быть поездка именно в больницу или по каким‑то особым обстоятельствам.

– Действительно, долгожданная поддержка.

– Да. Кроме старшего поколения, такую поддержку получат дети и инвалиды, проживающие в этих районах. Но при назначении будет учитываться среднедушевой доход, если он не превышает полтора прожиточных минимума, можно рассчитывать на получение компенсации.

Ещё одна новая компенсация касается перехода Архангельской области на формат цифрового телевидения. Больше двухсот населённых пунктов оказались у нас вне зоны цифрового покрытия. И чтобы люди старшего поколения остались с телевизионным вещанием, был принят областной закон, согласно которому расходы на приобретение специального оборудования – до 4500 рублей – компенсируются им из областного бюджета.

– Очень важное направление в нацпроекте – трудовая поддержка предпенсионеров. Что необходимо сделать, чтобы попасть в программу такого переобучения?

– Чтобы стать участником программы, надо просто быть предпенсионером – обратиться можно в течение пяти лет до назначения пенсии. Есть ли статус предпенсионера, можно самостоятельно узнать в ПФ или же прийти в центр занятости – по межведомственным каналам мы этот вопрос выясним. Перечень специальностей и направлений подготовки содержит около 80 позиций. Профессии самые разные – это и водители, повара, медсёстры, парикмахеры, менеджеры. Причём внутри одного направления могут быть разные варианты. Если после обучения человек захочет открыть своё дело, то ему тоже в этом помогут.

– Этим правом – получить дополнительное образование – можно воспользоваться сколько раз?

– Один раз за весь период реализации нацпроекта. Обучение может организовать работодатель, предприятие, центр занятости. Гражданин при этом за обучение не платит ничего. Есть третье направление – образовательный сертификат. Это когда человек сам выбирает себе понравившуюся профессию и ему лично компенсируются расходы по сертификату. То есть он получает диплом по окончании курсов и получает компенсацию в полном объёме.

– Работодатели заинтересованы в таком переобучении своих сотрудников?

– К сожалению, иногда сталкиваемся с непониманием, когда работодатель говорит: «Мы никого не собираемся сокращать. Зачем это переобучение?» Но о сокращении речь и не идёт. Речь о расширении трудовых возможностей работников, о повышении их квалификации.

– И сколько предпенсионеров уже проходят обучение?

– По области – 210 человек, 22 центра занятости в этом мероприятии участвуют. Всего же планируется обучить в этом году 433 человека.

Устьяны, Котлас, Северодвинск сегодня в передовиках. Там, что называется, совпало всё – есть сильный работодатель, учебное заведение, которое занимается повышением квалификации и люди, которые заинтересованы в обучении. Когда нет такой основательной базы, процесс идёт труднее.

Проблема ещё и в том, что из средств, которые закладываются на организацию обучения, мы не можем оплачивать командировочные расходы и проживание – только стоимость самой образовательной услуги.

– То есть если предпенсионер живёт где‑нибудь в отдалённом районе, на курсы он должен ехать за свой счёт?

– Да, а это не каждый может себе позволить. С такой трудностью столкнулись регионы по всей стране. И сейчас уже на согласование отправлен новый свод правил, которые будут действовать в следующем году. Расходы на проживание, проезд там уже будут заложены.

– До выхода на пенсию воспользоваться программой можно один раз, а если человек уже на пенсии? Он опоздал?

– Подобные обращения, особенно от молодых пенсионеров, желающих поучаствовать в программе, тоже есть. Причём не только в нашей области. Со своей стороны мы направили предложения об этом в Роструд, ждём ответа.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ Фото Артёма Келарева