21.05.2015 12:24

Архитектор Юрий Барашков выступил против сохранения шхуны «Запад» в Архангельске

Сейчас шхуна находится в плачевном состоянии

Судьбу шхуны обсуждали на попечительском совете фонда «Морской мемориал. Колыбель русского флота». Так же речь шла и о восстановлении  домика Петра Первого и беседки Грина.

Член попечительского совета фонда,  архитектор, профессор  Юрий Барашков выступил резко против этих инициатив. Почему этого не стоит делать, он рассказал  корреспонденту «Правды Севера»:

– Шхуну «Запад» сохранять не стоит. Речь идет о территории в центральной части Архангельска. В эпоху значимости брендов эта территория имеет огромное значение  не только для Архангельска, но и для России. Она вбирает в себя три важных элемента. Это гостиные дворы, озелененная территория вокруг театра, то, что сегодня называется Петровский парк и Красная пристань, с прилегающей к ней набережной. И, если значимость гостиных дворов на сегодняшний день в общественном сознании как-то обозначилась, то остальные слагаемые требуют подачи.

Брендами Архангельска являются – его возраст, то, что он является колыбелью русского флота, местом рождения русского флага, то, что Архангельск 150 лет бы единственным портом России. Как выразить эти бренды на этой территории?

Долголетие Архангельска должно быть выражено трепетным отношением к нынешнему Петровскому парку – ведь это первое историческое кладбище Архангельска, которое существовало при монастыре. Ведь там всего лишь на глубине 40-60 сантиметров лежат гробы в виде расколотых вдоль деревьев большого диаметра с выдолбленными нишами, в которых сохранились останки. Поэтому в парке не нужны никакие малые формы, а только деревья и дорожки. И парк надо  соединить с зеленой зоной, которая примыкает к набережной и сегодня отделена  дорогой.

Конечно же, шхуна «Запад» финской постройки 1949 года никак не может быть символом русского парусного кораблестроения.  В Архангельске, на Соломбальской верфи, было построено более ста линейных кораблей для пополнения Черноморского и Балтийского флотов. Вспомним хотя бы первый гвардейский корабль русского флота «Азов», отличившийся в бою с турками.

В ковше Красной пристани напротив существующего музея должен стоять настоящий корабль. Это требует затрат, но это стоит того. Тем более что расходы на  ремонт шхуны соотносимы со строительством  нового настоящего корабля. А на корме этого корабля видится свисающие до воды полотнища русского триколора. И корабль непременно должен стоять не на пирсе, как сейчас шхуна, а находиться наплаву, как и положено кораблю. Кстати, это мировая практика.

А на открытом к реке причале, пришвартовать выведенную из состава ВМФ атомную подводную лодку «Акула». Не аккумуляторную, а именно атомную, которая в годы холодной войны воспитала несколько поколений американцев в уважении к России. Туристы, в частности, американские, валом повалят, чтобы ее посмотреть. А функционально превратить ее в музей холодной войны, которого нигде нет.

Красная пристань требует особого архитектурного подхода. Это должна быть продуманная архитектура земли, может быть с амфитеатром, ступенчатыми спусками к воде, оригинальными светильниками. Это тоже должно быть притягательное место народных гуляний. И не надо делать бутафорий в виде домика Петра Первого, беседки Грина. Само время подскажет, что должно  быть в этой исторической зоне. А пока сосредоточиться на главном.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
фото Павла Кононова