12.06.2020 12:21

Капитан дальнего плавания – мудрый провинциал…

Владимир Петрович Лупачев. Фото Артёма Келарева

Недавно на моей книжной полке появилась новая книга с подписью автора: «Кдп АТФ»

Любой мальчишка, живущий в северном приморском городе, легко расшифрует эти аббревиатуры: капитан дальнего плавания Архангельского тралового флота. Эту книгу мне подарил Владимир Петрович Лупачев.

Рыбак – такая судьба

Мы познакомились совсем недавно в Архангельске. И уже спустя час после знакомства я благодарил судьбу, свою профессию за то, что она дарит мне встречи с замечательными, уникальными людьми. Такими, как ветеран Архангельского тралового флота Владимир Петрович Лупачев.

Он родился первой послевоенной весной в Соломбале. Потомственный помор. Его родители – уроженцы поморских деревень Ластола и Нижнее Рыболово, поэтому профессию выбирать не пришлось – понятно, что она будет связана с морем.

Сразу после войны, в 1946 году, в Архангельск из Мезени переехала мореходная школа рыбной промышленности. Её ещё называли – школа юнг рыбной промышленности. Туда ехали учиться со всей России. Но, конечно, большинство местных – онежские, мезенские, архангельские – поморы. В послевоенные годы жить тяжело было. В семье прокормить не могли. Здесь одевали, кормили, учили. Полувоенная дисциплина, форма. Традиция обучения рыбаков была. Владимир в Архангельский морской рыбопромышленный техникум поступил в 1961 году. А в 17 лет, в 1963‑м, он уже ходил в море матросом. Капитан брал под свою ответственность.

Линия партии – отдельно…

Владимир Петрович Лупачев – человек уникальный. Уверен, что во всём Советском Союзе такие люди были наперечёт. Дело в том, что Владимир Петрович стал капитаном рыбопромыслового судна, не будучи членом КПСС! Как он умудрился? Хотя, может быть, в Архангельском траловом флоте во все времена выше всего ценили профессионализм и отношение к делу, а не наличие краснокожего партийного билета в нагрудном кармане капитанского кителя.

Так или иначе, беспартийный капитан Лупачев вступил всё‑таки в Коммунистическую партию Советского Союза, но позже, уже во времена Михаила Горбачёва. Послушал, что говорил Михаил Сергеевич, и решил, что пришло время, надо Горбачёву помогать. Говорил‑то он много и красиво, а результат… Поэтому в январе 90‑го года Владимир Петрович из партии вышел. Во время рейса. Прямо в Тихом океане.

Крестины с Ангелой Меркель

В 1993 году Владимир Петрович принимал в Германии, уже объединённой, новенький, с иголочки, траулер РТМК-С «Капитан Бубнов». Был такой проект в СССР – «Атлантик-488». Траулеры этой серии начинали строить на Штральзундской верфи ещё в ГДР, а заканчивали уже в объединённой Германии и уже не для Советского Союза, а для России. Отсюда и скорая смена имени на борту судна. Дело в том, что первоначально он предназначался для «Керчьрыбпрома» и получил имя одного из прославленных черноморских капитанов. Но к этому времени Керчь уже стала украинской, и траулер ушёл к нам, на Север, а позже был переименован и получил имя уже нашего, северного капитана-промысловика, Героя Социалистического Труда – «Капитан Горбачёв».

Но вернёмся в 1993 год. Первым капитаном нового траулера стал Владимир Петрович Лупачев, а крёстной мамой – Ангела Доротея Меркель. Она была тогда молодым начинающим политиком и возглавляла незначительное министерство по делам молодёжи и женщин в правительстве канцлера Коля. Надо сказать, что крёстная мать из фрау Ангелы получилась так себе. Бутылку шампанского ей пришлось бросать трижды пока она, наконец, разбилась.

Рыбаки, конечно, народ суеверный, но посудите сами – в первом же рейсе вышла из строя турбина, а за пять дней до его окончания в Баренцевом море, прямо на палубе от сердечного приступа умер 27‑летний матрос.

А вот Архангельский траловый флот и его капитан Владимир Лупачев стали настоящими крёстными для самой Ангелы. Её политическая карьера после крещения траулера резко пошла в гору. Уже в следующем, 1994 году она стала министром по охране окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности и правой рукой канцлера Коля, в 2000 году – председателем партии ХДС, а в 2005‑м стала федеральным канцлером, коим и остаётся до настоящего времени.

Могучая ветвь

Когда‑нибудь составят генеалогическое древо Архангельского тралового флота. Уверен, что одной из самых мощных ветвей этого древа будет ветвь Лупачевых. Ведь младший брат отца Владимира Петровича Яков Иванович работал в тралфлоте механиком ещё до Великой Отечественной войны. Его призвали в армию в самом начале войны, и он пропал без вести под Ленинградом в августе 1941 г.

Отец Пётр Иванович Лупачев до войны работал в Северном морском пароходстве кочегаром. Был призван 2З июня 1941 года. Воевал на минном тральщике Северного флота и демобилизовался в декабре 1945 г. И с 1946 года 37 лет отработал в Архангельском траловом флоте. Всего в море отработал более 50 лет.

В АТФ 12 лет работал кочегаром двоюродный брат Владимира Петровича Александр Васильевич. Старший брат Рудольф Петрович отдал тралфлоту 40 лет, пройдя путь от матроса РТ до технолога на крупнотоннажных БМРТ. Младший брат Сергей Петрович – 40 лет в АТФ. От моториста до старшего механика. Ещё один брат Борис Петрович был инспектором отдела кадров тралфлота, мастером обработки.

Супруга Владимира Петровича Валентина Николаевна работала оператором машинно-счётной станции тралфлота. Потом 26 лет отработала в Архангельском морском рыбопромышленном техникуме преподавателем. Они вместе уже 53 года. Воспитали двоих дочерей Ольгу и Елену. У него трое внуков – Ольга, Анна и Андрей.

Двоюродный брат Владимир Дмитриевич Носницын – технолог. Работал в тралфлоте мастером обработки БМРТ. Племянник Сергей Борисович Лупачев окончил Архангельскую мореходку, работал электриком на судах Архтралфлота, получил диплом электромеханика. Юрий Николаевич Лупачев тоже выпускник Архангельской мореходки, судоводитель, прошёл путь от матроса до старпома в АТФ. Сейчас капитан под флагом. Александр Рудольфович Лупачев ещё один мореходец, судоводитель. В тралфлоте прошёл путь от матроса до старпома. Сейчас старпом на морских судах, работает на Севере. Даже мама Владимира Петровича Капитолина Фёдоровна в 70–90‑х годах прошлого века работала лифтёром в ЖКО тралфлота.

Итого в трёх поколениях семьи Лупачевых отработали в Архангельском траловом флоте более 350 лет! Отцы, дети и внуки…

А теперь – за книги!

Владимир Петрович одно время был председателем Государственной квалификационной экзаменационной комиссии в родном техникуме. Говорит, что среди выпускников есть очень толковые ребята. Правда, меньше, чем хотелось бы, а причина, на его взгляд, в низком уровне школьных знаний. Слабые школьные знания! Вспоминает годы своей учёбы: «Вот нас поступало, грубо говоря, 60 человек. Окончило 19! Но нас учили на совесть. Объём знаний заложили огромный. И не только по специальности, но и по литературе, по русскому языку. Половина из нас писала стихи и прозу».

Не потому ли в 2009 году Владимир Петрович всерьёз взялся за перо? Стихи он писал и раньше, а сегодня на его счету дюжина книг. Изданы стихи и проза о рыбаках, об их участии в Великой Отечественной войне, есть книга о Николае Рубцове.

Владимир Лупачев вышел на пенсию всего пять лет назад. Родному Архангельскому траловому флоту отдано 53 года жизни. Но он и сегодня очень занятой и востребованный человек. К печати готовится его двенадцатая книга, он сейчас проверяет её оформление. Пишет тринадцатую. Готовит переиздание книги о Николае Рубцове. Если кто‑то скучает на пенсии, спросите рецепт от скуки у Владимира Петровича.

В предисловии к одной из его книг рецензент назвал Владимира Петровича «мудрым провинциалом». На таких мудрых провинциалах держится вся Россия…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Андрей ПРИВАЛИХИН