Летом сообщения о пропаже детей в сводках происшествий появляются особенно часто

19 августа 12:08 Из газеты
Ушёл гулять и не вернулся
Ушёл гулять и не вернулся

И в основном уходят из дома подростки. По данным поисковых команд, самый рискованный возраст, когда совершаются уходы – от десяти до восемнадцати лет. 

Почему дети бегут? Как родителям научиться слышать сигналы о помощи? И почему готовые инструкции в общении с подростками не работают? Разбираемся вместе с педагогом-психологом Архангельского центра «Леда» Ольгой Бобрецовой.

Уровень доверия

— Подростковый возраст – это, действительно, кризисный период, – говорит Ольга БобрецоваОльга Бобрецова. – Не зря он назван трудным возрастом. Причины уходов могут быть самые разные. От протестной реакции на воспитательную тактику родителей до какой‑то случайности – ушёл гулять и не вернулся. Но уход – это всегда внезапно. И часто в состоянии стресса родители не знают, что делать и куда бежать. А бежать надо в полицию – по горячим следам поиски всегда более эффективны.

Ждать, что ребёнок вернётся сам – это большая ошибка. Между тем мы часто сталкиваемся с тем, что обращение в полицию вызывает у родителей какие‑то фантомные страхи: «Если заявим в полицию, то сына поставят на учёт! И это может отразиться на его будущем…» При этом как‑то не думается о том, что если идти на поводу у этих страхов, то наступит ли вообще это будущее?

В подростковом возрасте ребёнок стремится отделиться от родителей и выйти из-под их контроля. Но именно в этом возрасте контроль должен быть максимальным. Разница в том, что надо перевести его на другой уровень – уровень доверия. С кем общается ребёнок? Какие у него интересы? Где проводит свободное время? Сохраните доверие, чтобы подросток не боялся услышать: «Где ты ходишь? Немедленно домой! Как ты посмел?»

Никогда не высказывайте претензии в лоб: «Ты обязан был мне позвонить!» Действуйте мягко: «Я очень тебя люблю. И мне важно знать, что с тобой всё в порядке». Используйте «я-сообщения», чтобы отношения складывались более комфортно.

К сожалению, могу констатировать, что девяносто процентов уходов – это нарушение детско-родительских отношений. Родители не чувствуют потребностей ребёнка. Например, сын хочет побыть один и погрузиться в свой внутренний мир, но слышит: «Чего сидишь без дела?» «Почему молчишь?» Подросток – не взрослый, но уже и не малыш, за которого родители решают всё. Ему необходимо собственное пространство. Не давите, не устраивайте допросы, но покажите, что когда он будет готов поделиться переживаниями, вы его выслушаете.

В моей практике были трагические случаи, когда ребёнок убегал из дома, его возвращали, но затем он ушёл и не вернулся вообще – погиб. Беда в том, что родители не всегда оценивают тяжесть детских психологических проблем и того, что эти проблемы могут быть симптоматичны. Если «болеет» ребёнок, то «болезнь» касается всех членов семьи. И процесс выздоровления более длителен, чем процесс заболевания.

Но когда в обычной жизни нашему ребёнку ставят, например, диагноз «астма», то мы начинаем усиленно выполнять рекомендации врачей. А рекомендации психолога зачастую просто игнорируем. Изменить себя, чтобы поменять ситуацию в семье – это сложно. Надо быть очень чувствительным и критичным к самому себе, чтобы избежать внутренних срывов и собственного внутреннего сопротивления. Между тем стойкость и терпение родительское – это затраты, которые всегда «окупятся», просто надо помнить, что дети – это пролонгированные «инвестиции».

«Что‑то пошло не так. Ребёнок сломался…»

Как быть, если процесс психологического выздоровления затягивается? Не опускайте руки. Приходите за поддержкой к специалисту. Шансы выправить ситуацию выше, если в работе участвует вся семья. Но, к сожалению, мамы часто остаются один на один с проблемой. Как и в случае с появлением в семье ребёнка с особенностями развития, отцы порой отстраняются.

Психологическое объяснение такого «немужского» поведения – элементарный страх. Проблема воспринимается как угроза мужественности и удар по мужскому самолюбию: «Что‑то пошло не так. Ребёнок сломался…» Включается защитный психологический механизм: «Да, я его отец. Но я не знаю, откуда всё это в нём!» Между тем, отрицая проблему, мы её никогда не решим.

Даже когда ваш ребёнок совершает неправильные поступки, как сейчас говорят, «косячит», важно, чтобы дома его принимали любым. Боязнь наказания – один из факторов, который толкает к побегу. Я не раз сталкивалась с тем, что ребёнок боялся идти домой из‑за угрозы расправы. И речь даже не о физическом насилии, а психологическом: «Как тебе не стыдно! До чего ты довёл нашу семью! Что скажут соседи!»

Бывает, что ребёнок ушёл гулять и просто заигрался, а вернуться домой уже страшно: «Мама будет ругать за опоздание». Да, не всегда ребёнок ведёт себя так, как нам хочется. Но он учится на ошибках. И в наших силах подсказать, как действовать в следующий раз, если подобное повторится: «Позвони, если заиграешься, и мы тебя встретим».

Но не давайте подростку совсем готовых инструкций. Готовые шаблоны – это ваши знания. И, как правило, они в одно его ухо влетят, а в другое – вылетят. Когда нам что‑то навязывают, то мы стараемся всеми силами этого избежать. И даём социально одобряемый ответ: «Да. Я всё понял». Но это – ложь.

От указаний к вопросам

Правильная родительская тактика при разговоре с подростком – переходите от указаний к вопросам. Вспомните Сократа, который выстраивал беседы с учениками, задавая им вопросы. А от учеников слышал их мнения. И чем больше мнений, тем ближе к истине. Но избегайте вопроса: «Почему?» Так вы ставите ребёнка в оправдывающуюся позицию. Но оправдываться никто не любит. Спросите лучше: «Что тебе помешало?» Пусть мозг ребёнка активнее работает. Так вы воспитаете «понималку», который начнёт сам выстраивать причинно-следственные связи и оценивать последствия своих поступков. И уж эти собственные знания он точно никогда не забудет.

Часто от родителей можно услышать, что трудное поведение – это просто особенность возраста. Мол, пройдёт само, «перерастёт» со временем. Это опасное заблуждение. Лучше не ждать и обратиться к специалисту. В процессе воспитания детей у нас часто формируется туннельное мышление. Мы, словно лошади, бежим по дорожке ипподрома и многих вещей не замечаем. А ребёнок между тем посылает нам сигналы о помощи. Не слышим, не видим? Последствия могут быть очень печальными. Закон детской справедливости никто не отменял, и он всё равно настигнет. И ударит, когда мы меньше всего этого будем ожидать. Уход ребёнка из дома – это и есть один из таких ударов.

Крыши, подвалы, лес, друзья дальних друзей… Вспомните, сколько было историй, когда ребёнок находился и выяснялось: «Ночевал у приятеля». Если к вам пришёл чужой ребёнок, то не довольствуйтесь фразой: «Мама знает, она мне разрешила», а всё‑таки свяжитесь с его родителями.

И последнее, но очень важное правило – всегда отвечайте на телефонные звонки. Даже если незнакомый номер окажется очередной рекламой. Возможно, что в следующий раз вашему ребёнку потребуется помощь, и единственной возможностью сказать вам об этом будет звонок с чужого телефона.

Если вы находитесь на каком‑то важном совещании и вам звонит ребёнок, то обязательно ответьте. Детская психика устроена так, что ребёнок живёт здесь и сейчас. И, возможно, если вы ему не ответили в этот момент, то через пятнадцать минут он уже просто не перезвонит.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

20 ноября

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 21 ноября

20 ноября

В Архан­гель­ске выбрали луч­шего «Поморс­ко­го папу»

20 ноября

Набе­реж­ную Север­ной Двины 21 нояб­ря пере­кроют на три часа для крест­но­го хода

20 ноября

Бое­вую маши­ну пехо­ты уста­но­ви­ли в Онеге

20 ноября

В Архан­гель­ской области нача­лась «Неде­ля приз­на­ний»

19 ноября

В Архан­гель­ске предс­та­вят истори­чес­кий рос­сийско-нор­вежс­кий проект

19 ноября

Алек­сандр Плас­ти­нин: Куль­туру обраще­ния с ком­муналь­ными отхода­ми при­дёт­ся при­вивать с детства

17 ноября

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 10 по 17 ноября

16 ноября

«Дос­то­яние Севе­ра»: неко­го наг­раждать?

16 ноября

Оно стреляет!

15 ноября

Татья­на Чер­ниг­ов­ская про­чита­ет в Архан­гель­ске откры­тые лек­ции о фено­мене соз­на­ния, мозге и музыке

15 ноября

В кон­курсе «Помор­ский папа» при­мут учас­тие более 60 семей

15 ноября

Умный ост­ров Кего

14 ноября

Архан­гель­ских школь­ни­ков приг­лаша­ют выбрать «Про­фес­си­ональ­ную траек­то­рию»

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

Похожие материалы

20 ноября Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 21 ноября

16 ноября Общество

«Дос­то­яние Севе­ра»: неко­го наг­раждать?

15 ноября Общество

Умный ост­ров Кего

14 ноября Общество

«Нет тало­нов к док­тору? Это не про­блема пациента»

14 ноября Общество

О кот­ей­ках, хол­щовых сум­ках и доб­ром деле

13 ноября Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 ноября

13 ноября Общество

«Мы бла­год­ар­нос­тей не ждём»

10 ноября Общество

«Спе­шить кате­гори­чес­ки нельзя»

9 ноября Общество

«Вни­ма­ние! Бабуш­ка из Мызы вышла на связь…»

8 ноября Общество

В Архан­гель­ске полуфи­нал­ис­ты кон­курса «Умник» предс­та­вили свои раз­раб­от­ки

8 ноября Общество

Конош­ский район, Кли­мов­ская шко­ла: дирек­тор возв­ра­ща­ет­ся

7 ноября Общество

«Он тихий такой… Увлека­ет­ся толь­ко интерне­том»