11.09.2019 09:10

На крыле «Белого лебедя»

Андрей Климов. Фото автора
В цехах завода остаются лозунги прошлых лет, так же как и трудовые традиции
//cdna.pravdasevera.ru/60b0a0bfb43ef52e7c677859/9bz4.jpg
Продукция завода
На заводе выполняют оборонзаказ, производят авиационное оборудование и баллоны для пожаротушения

Есть ли шанс у Котласа снова стать рабочим городом

Андрей Климов– Я тут себе самолёт купил, – говорит Андрей Климов, генеральный директор Котласского электромеханического завода.

Представила небольшой легкомоторный самолёт – надо же, значит, может позволить себе директор завода!

Но не угадала. Самолёт оказался большой и очень красивый. Он стоит на рабочем столе Андрея Юрьевича.

– Это Ту-160, – объяснил он мне. – Его производство недавно восстановили. Он белый, и он на взлёте. Нос кверху. Нам надо так же подниматься…

Вообще‑то, перед Андреем Климовым изначально стояла совсем другая задача – Котласский электромеханический завод ликвидировать.

– Это было в 2015 году, – рассказывает Андрей Юрьевич. – Хотели перевести его в Уфу или в Самару. Поэтому в завод ничего не вкладывали. Я уже и в Самару ездил, посмотрел площади. И план переезда уже был составлен. Да, было, я не скрываю…

Выходит, вот что стоит за выражением: «А ведь завод был на грани ликвидации…» Оно часто повторяется в различных публикациях или телерепортажах, посвящённых заводу. В действительности всё было очень драматично – завод закрывался даже не потому, что заказов не было, а их не было потому, что было принято решение завод ликвидировать. Значит, ни нового оборудования быть не могло, ни современного оснащения. Даже вся документация шла в бумажном виде, как в былые времена. Из-за этого тоже невозможно было получить заказ – современные заказчики работают в компьютерных системах.

Но если бы завод закрылся, город и вовсе бы остался без производства. А ведь относительно недавно электромеханический завод был почти градообразующим предприятием. Здесь трудилось порядка пяти тысяч рабочих. И каждое утро к проходной шёл людской поток, словно это была демонстрация. На самом деле это и была демонстрация того, что город живёт своим трудом и сам зарабатывает себе на жизнь.

А потом Котлас постепенно превратился в город торговых центров. Даже федеральные СМИ писали о нём как о самом закредитованном. Люди брали один кредит, чтобы погасить другой. Заработать в Котласе особо негде – не все же могут пойти в торговлю. Кто‑то работал на железной дороге или в небольших компаниях. А в случае ликвидации единственного в городе завода работу потеряли бы и те, кто ещё там трудился.

Но, к счастью, Андрей Юрьевич как ликвидатор не состоялся.

– Ко мне шли ветераны, которые надеялись, что завод будет жить, а они же ему всю жизнь отдали. Я и сам поверил, что есть возможность его спасти. И когда пришла новая команда холдинга «Технодинамика», заводу был дан шанс, и подготовку к переезду приостановили.

Задаю, вообще‑то, тревожный вопрос – ведь решение о переезде не отменено, а сам переезд лишь приостановлен?

– А сегодня зачем завод останавливать, если он уже работает? – вопросом на вопрос отвечает Андрей Юрьевич. – Завод имеет прибыль, мы уже погасили убытки прошлых лет. Идёт речь о закупке станков. Заводу предлагают инвестиции – перейти на модульную котельную, старую закрыть. К заводу стали поворачиваться – он включён в федеральную программу, и в 2020–2021 годах будет полностью компьютеризирован, от бумагооборота совсем откажемся. Представляете, что это значит – завод, который вчера выживал, сегодня попал в федеральную программу. Это большое дело!

Также говорим о том, как морально для города важно то, что здесь работает производство, к тому же высокотехнологичное. На заводе выполняют оборонный заказ, производят комплектующие для авиационной промышленности, металлопластиковые баллоны для пожаротушения.

– Если в 2016 году мы наполнили заказ тем, что нам дали, то сегодня мы можем выбирать, – рассказывает гендиректор. – Этого мы достигли. Сам езжу на машине и ищу заказы. По телефону не всегда можно договориться. А когда глаза в глаза, всегда получается.

По словам гендиректора, «заказы по авиационной тематике» у завода есть вплоть до 2027 года. И ещё важный момент, уже политический, который тоже помог заводу подняться. Из-за событий на Украине в 2014 году стал невозможным российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124, или «Руслана».

– Но когда президент сказал, что будем делать его в России, мы забрали часть этого заказа себе, – объясняет Андрей Юрьевич.

Вот, оказывается, какое серьёзное производство в Котласе, а мы и не знали! Ну, правда, не особо знали…

Но если есть портфель заказов, и он постоянно наполняется, значит, нужны будут и новые рабочие руки. И сейчас на сайте завода висит список вакансий – в основном это рабочие профессии.

– Жить на одной торговле невозможно, – рассуждает Андрей Юрьевич. – Что будешь продавать или перепродавать, если не будет производства? Если молодёжь ощутила, что можно быстро заработать на торговле – удачно продал, себе взял, – трудно менять психологию, но надо! Ведь в данном случае ты не развиваешься, только взял чей‑то труд и перепродал. Если закроется предприятие, продукцию которого ты продаёшь, ты сам по себе ничего не стоишь. А работая на производстве, надо думать, много знать, прилагать усилия.

Андрей Юрьевич говорит, что очень бы хотел, чтобы на завод пошла молодёжь. Молодые рабочие есть, но хотелось, чтобы пришли и другие, когда ещё в силе старые мастера, есть кому передавать опыт. А он важен даже с точки зрения отношения к труду, к своему заводу. Понятие «рабочая гордость» никуда не ушло. И директор рассказывает, что сам не раз наблюдал, как меняются люди, когда приходят на завод и понимают, что делают дело.

– Девушка работала уборщицей. Приходит и говорит – можно контролёром пойду? Попробовали – хорошо у неё получилось. Другая – цветы продавала. Взял помощником мастера, у неё память хорошая, шустренькая, она справилась, и её мы оставили. На рентген надо было специалиста взять, она отрабатывала на той работе, пришла сюда, взяла книжки, стала читать, сама изучать азы профессии. Потом прошла обучение и сейчас работает расшифровщиком рентгена, нормально работает. Главное – желание.

Попросила подробнее рассказать об этой необычной профессии.

– У нас каждое изделие проходит рентген, – пояснил Андрей Юрьевич. – Снимки хранятся 26 лет. Ведь речь идёт об авиационной безопасности.

В общем, работа очень ответственная на каждом этапе производства.

– Значит, рабочий должен быть подготовлен, – говорит Андрей Юрьевич. – Специалистов, которые нужны заводу, готовит Котласский электромеханический техникум. Но на завод приходят крохи – выпускников сразу забирают в армию. После армии они хотят другой жизни. Все хотят заработать много и быстро. Красиво жить.

И вот тогда и возникает ловушка многочисленных кредитов.

– Берём новичка на месяц по договору подряда – пусть поработает, покажет, что может. В это время платим 25 тысяч. А он говорит: «Мне нужно 30, у меня кредит»… Ну покажи себя, работай и зарабатывай. Для тебя это выход. Теперь у нас есть постоянные заказы, заработную плату выплачиваем вовремя, есть полный соцпакет. И у нас чистая белая зарплата, что немаловажно. Как положено, оплачиваем раз в два года проезд к месту отдыха. Даём премию на рождение ребёнка, на бракосочетание.

Директор сетует, что его иногда упрекают, что он берёт людей из торговли. А откуда их ещё брать?

– Я говорю – давайте научим! Если мы сейчас этого не сделаем, потом будем сидеть на скамейке, щёлкать семечки и рассуждать – почему это у нас, в России, всё так плохо? Так давайте сейчас делать так, чтобы было хорошо!

Молодой рабочий Антон ТагиевЯ разговаривала с молодым рабочим Антоном Тагиевым. Спросила: почему молодые парни не спешат идти на завод? Может, это не престижно? Он ответил, что не в престиже дело, просто тут работать надо, напрягаться, не каждый и потянет или захочет тянуть…

Ну да – идти и работать на заводе, когда с утра до вечера тебе показывают красивую жизнь, которая даётся за просто так – потому, что ты её достоин. Взял кредит, поехал, отдохнул под пальмами – достоин ведь. А потом что?

Андрей Юрьевич, как и многие руководители предприятий реального сектора экономики, которые сталкиваются с такой же проблемой – люди есть, а кадров не хватает, – считает, что надо менять психологию. Ты достоин того, что сам заслужил, а не взял авансом, который не знаешь, как отдать. И всё же, по его мнению, ситуация понемногу меняется.

– Я пришёл в Ярославский технический университет, где сам учился, тогда это был политехнический институт, говорю – отправляйте к нам студентов на практику. А мне в ответ: «Какая практика, завод же загнулся». Я ответил: «Я там, значит, не загнулся». И вот в этом году к нам пришли на практику две студентки Ярославского университета, которые родом из Котласа. Для меня это победа. Это дорогого стоит – поменять сознание – сюда надо приходить, здесь есть перспектива.

Директор говорит, что сейчас на заводе готовы брать людей. Он также считает, что не должно быть переработок, только в крайнем случае, когда случился срочный заказ. А так – управляться за восемь часов, чтобы были силы и время на общение с семьёй и на отдых.

Андрей Юрьевич учился в Германии и во Франции, говорит, что их опыт у нас применим – всё то же самое: внедрение новых стандартов, совершенствование организации производства, работа с людьми – важно дать им почувствовать свою значимость.

– Каждый день что‑то делать, – говорит директор, – раньше так на заводе решали казалось бы нерешаемые задачи. Я книжку первого директора завода три раза перечитал. Там красной нитью проходит – если надо было что‑то сделать, то делали. Например, когда надо было подать сжатый воздух или пар, подгоняли тепловоз, к нему присоединяли шланги и подавали. Всегда находили выход.

В цехах так и остались лозунги тех лет, когда завод процветал, это история, которую изменить нельзя. Да и зачем? Её надо знать и продолжать, только уже в других условиях.

В этом году у завода две даты – 50 лет назад в июле было подписано постановление министра авиационной промышленности о строительстве завода в городе Котласе – он тогда был филиалом московского завода «Коммунар». А через пять лет завод дал первую продукцию. И эту дату на заводе будут отмечать в нынешнем сентябре.

Директор показывает старые чёрно-белые фотографии – из учений по гражданской обороне, соревнований, демонстраций. И новые, уже яркие, цветные, где трудовой коллектив собрался вместе, чтобы отпраздновать День Победы. Без традиций на таком заводе нельзя.

Есть и другие приметы возвращения завода – здесь восстановили фонтан и даже запустили туда карасей. На территории кладут новый асфальт, закупают новые автомобили. Оборудовали современную проходную. Завод активно включился в раздельный сбор мусора, а это говорит о том, что здесь всегда было государственное мышление.

Так что можно говорить о том, что сейчас завод поднимается, и нос у него кверху, как у того белоснежного самолёта, который так вдохновляет директора.

Решила почитать, что же это за самолёт такой – Ту-160? И вот что написано о нём в Википедии: «Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь». На самолёте установлено 46 мировых рекордов».

Производство этого самолёта восстанавливается. И подниматься ему непременно придётся вместе с Котласским электромеханическим заводом – ведь и на этом современном модернизированном гиганте стоит оборудование, которое здесь изготавливается…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото автора и с сайта kemz.ru