13.09.2019 09:07

В Сию, в монастырь…

В монастыре продолжается реставрация. Фото автора
Новая современная дорога, ведущая к монастырю, на которой не могут разъехаться две машины
Сийский монастырь – один из любимых у жителей области
Павильон – иконная лавка

Знаменитая и влиятельная в прошлом обитель готовится к 500‑летнему юбилею

По такой узкой дороге никогда не приходилось ездить. Но зато она ведёт не просто к храму, а к монастырю – одному из самых любимых жителями области – Антониево-Сийскому. Он расположен близко к Архангельску – всего в 160 километрах. Когда говорят, что поедем в Сию, значит, в монастырь. А теперь вот построили новую дорогу, впрочем, старой‑то и не было.

Когда едешь в такое место, невольно размышляешь, что лучше – передвигаться по вот такой узенькой дорожке, но к храму, или по широкой, но невесть куда? Правда, человеку, сидящему за рулём, не до философствования – каждый раз, когда встречается машина, надо успеть разъехаться или свернуть на обочину, если кто‑то обгоняет. Кто знает – может, такую дорогу построили специально, чтобы не ездил кто попало?

Чем примечательна эта дорога? Именно ею точно шёл Михайло Ломоносов, чтобы потом в монастыре дожидаться обоза. И вообще, с Антониево-Сийским монастырём связано множество исторических личностей и исторических событий.

Когда-то, уже в довольно далёком 2000 году, в Москве, в храме Василия Блаженного проходила выставка «Святыни Антониево-Сийского монастыря». Лето, жара, а к воротам Покровского храма очередь, в которой говорят на всех языках мира. И вот люди стоят, терпеливо ждут, чтобы увидеть сокровища, собранные монахами в далёкой архангельской глубинке. Кстати, выставку тогда подготовил наш краеведческий музей, были там экспонаты также из Государственного Исторического музея.

Отстояв своё «послушание» в очереди, я тоже попала под прохладные своды одного из известнейших храмов мира – собора Василия Блаженного, где этому миру были явлены сокровища монастыря, о котором наверняка мало кто знал. А посмотреть было на что. Монастырю щедро жаловали цари, бояре, дворяне…

Особое отношение к обители было у русских царей – ведь именно в Антониево-Сийском монастыре отбывал ссылку в 1601–1606 годах боярин Фёдор Никитич Романов, отец Михаила Фёдоровича – будущего основателя и первого русского царя из династии Романовых. Сам Фёдор Никитич здесь принял монашеский постриг под именем Филарета. Именно он в 1619 году станет Патриархом Московским и всея Руси. А поскольку в монастыре его, как могли, поддерживали, Патриарх Филарет затем поддерживал и монастырь.

Неудивительно, что сюда приезжали и потомки Романовых – императоры Александр Первый и Александр Второй, Великие князья. Кстати, останавливался в монастыре и Никон, тоже будущий Патриарх. Но что удивило особенно – монастырь был настолько силён и богат, что и сам оказывал материальную помощь царям, когда те за ней обращались.

Тогда на выставке всё время возникал вопрос: как же это возможно? Пришёл монах Антоний, основал храм в лесной глуши, потом там образовался монастырь. И стал центром духовной и просветительской жизни на всём Севере – здесь писались иконы, печатались книги, сформировалась богатейшая в стране библиотека. Вот как это возможно? Какая сила за всем этим стоит?

Потом поехала в монастырь, он тогда только начинал восстанавливаться, и его храмы были ещё полуразрушенные – Церкви он был передан в 1992 году. И снова вопрос – как же так? Какая сила стояла за этим разрушением?

Монастырь продолжают реставрировать. В следующем году ему 500 лет. Честно говоря, об этой дате не особо слышно сейчас. Вроде как бы должно что‑то происходить, чтобы прочувствовать её значимость. Ведь есть, что осмыслить…

В прошедшую субботу в самом монастыре было тихо. Постоянно сюда приезжают люди – кто на машинах, кто на заказных автобусах, ходят, смотрят, ставят свечки, кто умеет – молятся. Информацию могут дать доброжелательные служительницы в иконной лавке – для неё построен специальный павильон, который явно выбивается из общего монастырского стиля. Здесь же можно выпить чаю из пакетика в тонком пластиковом стаканчике. Люди почему‑то ожидают, что он непременно должен быть какой‑то монастырский, на травах. «Ты, что, чай сюда приехала пить?» – укорила одна паломница другую, когда та посетовала на пакетик. «Да, и выпила бы!» – не смутилась та.

Чай мы взяли с собой, поэтому не страдали – хороший, с лимоном, имбирём, на травах – друзья умеют классно заваривать. А группы из города приехали со своими экскурсоводами, которые рассказывали о том, когда какой храм был построен, а также про особенности его архитектуры. Этим счастливцам разрешали подниматься на звонницу…

Но было видно, что людям хотелось какого‑то иного слова и общения. Ведь почему‑то тянет сюда – в том числе и людей невоцерковлённых. Может, пришло время понять – почему? Не только ведь, чтобы свечку поставить и чаю попить…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО