24.12.2018 09:31

В Архангельске прошла межрегиональная конференция по проблемам аутизма

Фото ФРЦ "Аутизм"

В работе конференции приняли участие ведущие российские специалисты в области комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опытом поделились профессионалы из Москвы, Воронежа, Пскова, Красноярска.

Светлана МаневскаяКак пояснила Светлана Маневская, заместитель министра образования и науки Архангельской области, подобные конференции в регионе проводятся ежегодно и уже стали традиционными.

– Тема важная и актуальная, – отметила Светлана Маневская. – В нашем регионе, как и по всей стране, наблюдается увеличение числа детей, у которых есть расстройства аутистического спектра. Сегодня подобный диагноз в Архангельской области имеют почти 300 детей.

Заместитель министра напомнила, что в регионе успешно реализуется программа «Ты не один!», разработанная по поручению губернатора Архангельской области Игоря Орлова по итогам встречи с родителями особых детей ещё в 2016 году. Программа получила поддержку как правительства региона, так и фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Направлена она на раннее выявление диагноза, оказание помощи семьям с детьми-аутистами, обучение специалистов технологиям и методикам работы с особыми детьми.

– Одна из главных задач – преодоление изолированности семей, где воспитываются дети с аутизмом. Необходимо, чтобы общество принимало таких детей и знало больше об этом диагнозе. На конференции мы подводим итоги региональной программы «Ты не один!», но, безусловно, это не означает, что работа закончена. Она обязательно будет продолжена.

Конференция – это открытая площадка для диалога и обмена опытом. Так, например, в медучреждениях Псковской области уже больше года применяется ранний скрининг детей в возрасте 1,5–2,5 лет по выявлению расстройств аутистического спектра.

Андрей ЦарёвВыступая на конференции, Андрей Царёв, директор центра лечебной педагогики Псковской области, пояснил, что чаще всего манифестация аутизма проявляется ближе к трём годам. Но не потому, что аутизма не было до трёх лет. Просто симптоматика к этому возрасту видна наиболее ярко.

– Но чем раньше мы выявим проблему, тем быстрее начнём работу по снижению её интенсивности, – отметил Андрей Царёв.

В Псковской области с согласия родителей сейчас создаётся региональный информационный банк данных о детях с РАС. Благодаря этому банку, можно будет проследить динамику в развитии ребёнка и то, какая поддержка оказывается семье.

Опыт Псковской области, которая выступила одной из пилотных площадок по проведению скрининга, в скором времени, возможно, будет внедрён и по всей стране.

Именно об этом в декабре в ходе заседания Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение минздраву РФ организовать систему раннего выявления детского аутизма и дальнейшей маршрутизации детей с РАС.

Изменения в приказ минздрава «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» должны быть внесены в марте 2019 года.

По словам Артура Хаустова, директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Россия сейчас находится в начале пути – на стадии строительства фундамента системы помощи детям с аутизмом. Но вместе с тем отрадно, что строительство это происходит повсеместно.

Артур Хаустов– До сих пор можно увидеть статистику, что детей с расстройствами аутистического спектра в России всего семь тысяч. Но эти цифры давно изменились, – отметил Артур Хаустов.

И привёл данные мониторинга, согласно которому только по сравнению с прошлым годом, детей с РАС в системе образования стало на семь тысяч больше.

– Сейчас в России насчитывается почти 23 тысячи детей с РАС. И это говорит как об успехах по выявлению, постановке диагноза, так и о том, что система начала, наконец, их видеть, – сказал Артур Хаустов.

Но, по его словам, ему также известно, что в некоторых регионах до сих пор есть негласная установка – не ставить диагноз детям с РАС: «Нет детей – нет проблемы. Это ошибочное мнение, так как дальше может произойти серьёзный социальный взрыв, спровоцированный семьями, которые не могут получить адекватную помощь для своих детей».

Сейчас по всей стране создано уже 45 региональных ресурсных центров по работе с детьми с РАС. Необходимо, по словам Артура Хаустова, развивать также систему подготовки педагогов, разрабатывать и внедрять модели комплексного сопровождения особых детей.

Директор Федерального ресурсного центра отметил, что министерством просвещения РФ уже разработана программа дошкольного образования детей с РАС, которая апробируется в шести пилотных регионах. Идёт сейчас и разработка программы образования детей-аутистов с пятого по девятый классы.

Но очень важно, по мнению Артура Хаустова, готовить особого ребёнка к самостоятельной жизни.

– Иначе какой смысл имеют все предыдущие наши действия? 9‑й класс завершился, и что после этого? К сожалению, часто мы получаем ситуацию, при которой не создана система среднего профессионального образования и высшего образования для молодых людей с РАС. Не то что их не хотят брать на учёбу. Их бы и хотели взять, но только результаты ЕГЭ позволяют брать других, а не этих. Решение этой проблемы – следующий шаг, который необходимо сегодня сделать всем регионам, – отметил Артур Хаустов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ