07.11.2018 09:46

«Он тихий такой… Увлекается только интернетом»

У современных подростков нет критичности в оценке информации
Фото Анастасии Володиной

В последний день октября в здании ФСБ в Архангельске произошёл взрыв. «Бомбистом» оказался семнадцатилетний подросток, который погиб, приведя в действие самодельное взрывное устройство. Как это могло произойти с весьма положительным мальчиком? С этим мы разбирались вместе с психологом.

– Всегда грустно и тяжело разбирать ситуацию после трагедии, – говорит Екатерина Пяткова, методист Архангельского центра помощи семье и детям «Лучик». – Но, как бы ни было больно, разбираться надо. Возможно, из случившегося мы всё‑таки сможем сделать выводы.

И синий станет зелёным

В психологии хорошо известен эксперимент, когда группе из десяти испытуемых, девять из которых «подсадные», демонстрируют карточку синего цвета. И девять участников поочередно говорят, что цвет – зелёный. Десятый, который не подготовлен, но слышит «дружный хор голосов», в итоге тоже называет: «Зелёный». Крайне малый процент испытуемых при этом эксперименте настаивает на своём. Большинство послушно повторяет за другими.

Это к вопросу о нашей стайности и стадности, когда мы, оказавшись в определенной среде, идём вслед за кем‑то, даже когда нам этого не совсем хочется. А если нас ещё и положительно оценивают: «Ты умный! Ты классный! Ты так интересно рассуждаешь!» То мы не будем искать другие сообщества. Останемся там, где нас поддерживают. И со временем искренне поверим, что синее – это зелёное. Что рядом «творится зло», а я такой уникальный – «освободитель».

По сути, это классический пример манипулирования. Для молодого ума пытливо искать информацию – нормально. Но есть одна особенность: зацепит внимание чаще то, что «вкусно подаётся». И как говорил писатель Айтматов, это ситуация, когда желудок оказывается умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает всякую дрянь. У современных подростков, к сожалению, часто нет критичности, нет оценки информации. Она хватается по верхам, накапливается как хлам, в котором отыскать истину очень непросто.

Стайность – свойство человеческой природы. Это значит, что нужен вожак, который укажет путь ил,и по крайней мере, подскажет «как быть». Такой лидер, идол или идеал для подражания. В молодёжной среде подобная стайность превалирует вдвойне. А если учесть, что сегодня в тренде образ интеллектуала, то сравнивая себя с каким‑нибудь вольнодумцем, революционером-нигилистом – это ещё и способ выделиться, прослыть необычным, примерить на себя чужую роль. Такая игра, но что дальше?

Иллюзия безопасности

Дилетанство и подростковую склонность к бунтарству – всё это порой умело используют «протестные» силы для решения каких‑то своих задач. И игра становится нечестной, поскольку информация используется лишь в низменных мотивах. Так, как кому‑то выгодно. В итоге, происходит разрушение без созидания. Популяризируется борьба ради борьбы. Но это всё равно, что сражаться с ветряной мельницей. Кто тебя надоумил? Кто сказал, что эту мельницу ты можешь и должен преодолеть?

К сожалению, родители часто недооценивают ситуацию, в которой оказываются их дети: «Он такой тихий у нас. Что может случиться? Увлекается только интернетом». Мол, постоянно дома… Это иллюзия безопасности.

Сидя дома, можно иметь тысячи контактов. Кто по ту сторону монитора? С кем играет в онлайн-игру ваш подросток? Недавняя трагедия в Керчи – помните, как стрелял тот мальчик-убийца? Как в игре – без эмоций, не обращая внимания на крики и кровь. Эмоционально интеллект был вообще выключен. Но кто нажал на эту «кнопку» – отключить? Что предшествовало?

Здоровая человеческая особь никогда не убьёт другую особь, находясь в здравом уме. Есть определённые маркёры в поведении, которые сигналят, если что‑то не так. Но важно их увидеть. Я говорю сейчас не только о родителях, но и учителях, соседях, одноклассниках.

Самое страшное, что таких вот мальчиков и девочек с «кнопкой» много. И дело времени и момента. Психологический опыт – крыса, загнанная в угол, которая начинает нападать, несмотря на размер противника. Так вот нельзя допускать ситуацию «загнанности». И нельзя отпускать воспитание детей на самотёк. Среда, где находится ребёнок – школа, колледж – это должно быть не просто время препровождения, обучение – учитель отвёл урок и забыл, а и развитие, воспитание.

Конечно, семья – это первостепенно. Но иногда подросток по восемь часов проводит в учебном заведении. Да, учителя тоже устают. У них тоже масса проблем, но нельзя дожидаться эмоционального и профессионального выгорания. Иначе ты перестаешь замечать, что с твоими детьми «что‑то не так».

Всегда надо искать причину. Но социальные службы не сделают ничего без участия общества. Если вы как родитель, учитель, сосед видите, что происходит что‑то неладное с подростком – сообщите. Это не стукачество. Это помощь. И возможно, это позволит предупредить трагедию.

Звучит банально, но нам всем, действительно, надо быть более внимательными к своим детям. Более чуткими и чувствительными. Узнавайте больше о своих детях, разговаривайте с ними. Обсуждайте то, что их волнует. Подросток может в силу максимализма видеть проблему лишь с одной стороны – так, как ему её подали. Даже если аргументы его слабы и кажутся вам «набором фраз», пусть выскажет свою точку зрения. А вы – свою. Он, может, её не примет, но, по крайней мере, услышит, что иная точка зрения есть.

Не ленитесь общаться друг с другом. Не надо смотреть телевизор за ужином – разговаривайте. Приходя домой, интересуйтесь искренне, как у тебя день прошёл, чем ты живёшь, что ты читаешь? И наблюдайте. Наблюдайте. Заподозрили что‑то – к специалисту. Пусть в итоге это окажется лишь вашими страхами и домыслами, но надо делать всё возможное для безопасности своей и своего ребёнка.

«Не бывает чужих детей»

Начните с малого. В школе стоят металлоискатели? Обратите внимание, как они работают – «звенят» для галочки или для безопасности? Относитесь внимательно не только к своему ребёнку, но и к детям, которые его окружают. Это  его социум. Прописная истина: «Не бывает чужих детей. Есть окружение моего ребёнка». И лучше сейчас поддержать, помочь, нежели потом вырастет такой вот Росляков, имя уже стало нарицательным, который с надписью на футболке «Ненависть» пойдёт убивать сверстников. Или семнадцатилетний архангельский «бомбист», который выключил эмоциональный интеллект.

Чудовищным поступкам нет оправдания, но, по сути – это и личная трагедия каждого из этих молодых людей. Счастливый человек на такое преступление никогда не пойдёт. Можно не соглашаться, но виновных здесь больше. Такие поступки – искажённое отражение того, что происходит в обществе. И отражение нашего равнодушия тоже.

Керчь. Архангельск. Это как история «парных случаев» – термин давно известен в медицине и психологии. Если в отделение больницы привозят одного тяжёлого пациента, то через несколько часов жди второго с аналогичной травмой. Поэтому нам всем надо задуматься и осмыслить то, что произошло. Есть, конечно, патологические личности. Но чаще всего такой вот убийца, а по сути суицидник, хочет, чтобы его остановили. И сигналы «останови меня» – отправляет. Архангельский «бомбист» в своих пабликах тоже написал о намерениях заранее. И кто‑то даже успел пожелать ему удачи…

Рецепта единого как избежать подобных трагедий – нет. Но замирать, выжидать следующего удара и просто бояться – нельзя. Надо делать выводы и устранять те самые «белые пятна», которые высветила трагедия. И любить своих детей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ