09.03.2018 17:22

Глава Архангельска Игорь Годзиш: «Моя задача - не верить»

Фото Артёма Келарева.

На первой в 2018 году пресс-конференции глава областного центра удивлял журналистов.

Рассказами про дублирующую сеть дорог под землей, нежеланием знать, откуда инвестор возьмёт миллиарды рублей на реконструкцию «Водоканала», критическим подходом к оценке качества уборки города и верой в новый генплан, разрабатываемый совместно с жителями.

Арктика близко

– Архангельску потребуется дополнительно 570 миллионов рублей на новый Арктический форум, – заявил градоначальник, отвечая на вопрос о том, как город готовится к международному событию в 2019 году. – У нас уже есть четкий план мероприятий, понятны объёмы финансирования. Только в части подготовки территорий по тем проектам, которые мы считаем необходимым реализовать, городу нужно 570 миллионов рублей. Представлена сметная документация.

По словам главы города, ремонта требует дорожная инфраструктура поблизости от главного корпуса САФУ – площади Профсоюзов, площади перед зданием Морского-речного вокзала, территории возле торгового центра «Прага».

С привокзальной площадью у МРВ выяснился интересный нюанс. Её, буквально уничтоженную при строительстве небезызвестных терминалов, действительно планируют отремонтировать. Причем если раньше это называли одним из условий соглашения с застройщиками терминалов, то сейчас речь идет о новом инвестиционном проекте. Впрочем, из ответа стало понятно, что реализовывать это инвестсоглашение, скорее всего, будет та же компания, что и возводила в свое время ставшие камнем преткновения между мэрией, прокуратурой и частным бизнесом терминалы.

И еще одно непростое решение предстоит осуществить в ходе подготовки к форуму 2019 года. Администрация города запланировала демонтаж домов № 3, 5 и 7 по улице Северодвинская. Как сообщил градоначальник, эти дома находятся в аварийном состоянии и ремонтировать их «нет никакого смысла, а большая часть жильцов переселена по программе переселения из аварийного жилья». Оставшиеся жильцы тоже должны получить нормальное жильё. Правда, для реализации этой задачи, похоже, придется принять отдельный закон.

Снесут ли дома на Доковской

Дома на улице Доковской в Архангельске строились по программе переселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Но в какой‑то момент стройка оказалась заброшенной, а подрядчик пошел под суд.

– Для принятия решения о дальнейшей судьбе домов на Доковской будет проведено обследование жилфонда. Определена стоимость экспертизы – это 2,8 миллиона рублей. После этой экспертизы будет известно, получится ли достроить дома или нет. Эксперты, с которыми я общался, высказывают мнение, что данные дома достроены быть не могут, так как при строительстве были нарушены базовые требования по пожарной безопасности, – так ответил на «больной» для города и жителей вопрос Игорь Годзиш.

Я никому не верю

Журналистов явно беспокоила перспектива концессии архангельского «Водоканала» (напомним, концессионером стала компания «РВК-центр», дочернее предприятие «Росводоканала»). Теперь инфраструктура водоснабжения передана ей на 49 лет. Некоторые обстоятельства концессии вызывают вопросы, в частности, задолженность инвестора в 25 миллионов рублей притом, что он обязан вложить в инфраструктуру Архангельска миллиарды.

Комментируя эту ситуацию, Игорь Годзиш удивил неожиданно резким заявлением:

– Я никому не верю. И не потому, что там работают плохие люди. Моя задача – не верить, а проверять и выстраивать систему для того, чтобы она работала.

Игорь Годзиш напомнил, что представители «РВК» высказали готовность ввести в систему контроля ещё один наблюдательный орган – общественный совет, который будет работать помимо механизмов прямого концессионого контроля.

– Я ещё раз вам говорю: «Я никому не верю». Мне абсолютно всё равно, где фирма «РВК» будет искать миллиард, два или три – это их проблема. Если они его не найдут, они нарушат условия контракта и контракт будет расторгнут.

Качество увидим на второй год

Спросили у Игоря Годзиша и о том, как он оценивает уровень работы Плесецкого дорожного управления на уборке городских магистралей и тротуаров.

– Не могу согласиться с тем, что Плесецкое дорожное управление чрезвычайно плохо убирало город, это не так. Действительно, на этапе входа ПДУ были проблемы, мы об этом говорили. Сумма штрафов на сегодняшний день составляет около 350 тысяч рублей за ненадлежащую уборку города. При этом мы видим, что коллеги совершенствуются: закупается новая техника, они ищут новые подходы к уборке дороги. И мы их в этом поддерживаем, – рассказал Игорь Годзиш.

По словам Игоря Викторовича, в городе уже выстроена система контроля за работой оператора с участием граждан, которая даёт возможность «мгновенно сообщать о некачественной уборке». Диспетчерская ПДУ старается оперативно реагировать.

Здесь уместно напомнить, что контракт с подрядчиком был заключен в четвёртом квартале 2017 года и рассчитан на два года. На субподряде работают ещё несколько организаций. Игорь Годзиш считает, что компании ещё есть куда совершенствоваться.

– В противном случае будем принимать ещё более жёсткие меры, чем сегодня, – заявил градоначальник.

Ледоколы уткнулись в лёд

Ледовые катера из Татарстана, которые город рассматривает как одно из возможных решений проблемы перевозки людей на островные территории, не прошли очередные ходовые испытания. В настоящее время сделка по их приобретению под большим вопросом. К слову, цена контракта на финансовую аренду двух ледовых катеров составила 576,9 миллиона рублей.

Суда были построены на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане. Первые испытания прошли довольно гладко, однако, по словам Игоря Годзиша, в дальнейшем у комиссии проверяющих возникли серьёзные замечания к работе катеров.

– Суда комфортабельны для пассажиров, но здесь ключевым стал вопрос безопасности. Очень жестко эти замечания мы отобразили в акте, было направлено уведомление о расторжении контракта. Поставщики и сам завод оперативно отреагировали и обязались всё исправить, – заявил Игорь Годзиш.

Старый новый генплан

Коснулись в разговоре и разработки генплана для Архангельска. Глава города сетовал, что горожане зачастую высказывают полярно противоположные точки зрения на одну и ту же проблему. Это было видно и при публичном обсуждении проблемы с терминалами у МРВ, и в дискуссиях о пассажирском транспорте. Теперь ожидается полемика вокруг генерального плана города.

Когда город совместно с петербургским научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры приступил к формированию схемы движения транспорта, приехавшие в Архангельск специалисты взяли за основу генплан, утверждённый десять лет назад. И это чуть не привело к глобальной проблеме. Дело в том, что в генплане, который, по идее, должен действовать первую четверть XXI века, был предусмотрен так называемый завокзальный район. Нанятая некогда проектная организация из Нижнего Новгорода считала возможным осушить болота, убрать свалку за железной дорогой и устроить там город-сад с университетским кампусом. И теперь питерские проектировщики из транспортного НИИ планировали замкнуть автопотоки через кольцо у виртуального кампуса САФУ.

– Мы вынуждены были запустить процедуру с изменением базовых документов для градостроительного планирования и прогнозирования, – рассказал Игорь Годзиш. – Я узнал, что когда формировался предыдущий генплан, масса предложений не только от горожан, но и от специалистов не были учтены. Такого допускать нельзя. Спор, скорее всего, будет серьёзным, но это будет хороший вариант.

При этом Игорь Годзиш считает, что в другом документе – городской стратегии – нужно отражать актуальные тенденции и предложения. В том числе, звучавшее недавно предложение по строительству тоннеля, соединяющего правый и левый берег Архангельска.

– Мы говорим о том, что нам нужно обеспечить нормальное движение между правым и левым берегом и пропускную способность. А форма, в которой это будет выражено – мост или тоннель – нам не важна. Это выбор по финансам, а технологии совершенствуются. Я побывал в Тромсё и завидую им белой завистью. Они сделали дублирующую сеть под городом, чтобы уйти от пробок. Представьте, строили подземные паркинги, а потом соединили их тоннелями. Супер!

Впрочем, уверены, что когда‑то это казалось фантастикой даже норвегам, как сейчас кажется нам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор УШАКОВ.