Кузнечевские мосты Архангельска: разборки и сборки

17 июля 8:08 80 лет Архангельской области
Деревянный наплавной мост через Кузнечиху. Из фондов архангельского краеведческого музея
Деревянный наплавной мост через Кузнечиху. Из фондов архангельского краеведческого музея

Первые шаги по сближению Соломбалы с Архангельском начались еще в конце XVII века. В 1693 году Петр Первый основал в Соломбале судоверфь, вошедшую в начале XVIII века в состав Архангельского Адмиралтейства – комплексного оборонного предприятия, занимающегося строительством, ремонтом и снабжением военных кораблей.

Так северный сосед Архангельска (Соломбала вошла в состав города лишь в конце XIXвека) стал крупнейшим судостроительным центром. Ежегодно со стапелей верфи сходило несколько военных кораблей, помогавших держать на должном уровне обороноспособность России. Чтобы их строительство не прекращалось, были нужны рабочие руки и бесперебойное снабжение материалами.

Лучше, чем находящийся под боком Архангельск, соломбальцам не мог помочь никто. Народа, готового взяться за любую работу, много. Да и как губернский центр город снабжался лучше других территорий. Первыми «связниками» между Соломбалой и Архангельском стали сотни лодчонок, перевозивших народ через Кузнечиху.

Кроме частников, существовал и казённый перевоз. С желающих попасть на другой берег реки брали весьма значительную по тем временам сумму в ¼ копейки. Так северян катали до начала XIX века. К этому времени Адмиралтейство разрослось. Лодочный транспорт оказался не в состоянии справиться с возросшим пассажиропотоком. Зачастую народ был вынужден стоять на берегу в ожидании, когда лодочник соизволит его перевести.

Первый мост

Чтобы ускорить переправу, архангельское купечество направило в Городскую Думу ходатайство о строительстве моста. В апреле 1805 года думцы с предложением согласились. Поддержав ходатайство, они отправили его в Санкт-Петербург для утверждения на «Высочайшем уровне». Чтобы купеческая бумага выглядела убедительней, ее подписал и военный губернатор Архангельской губернии г-н И. Ферстер.

17 мая 1805 года «высочайший уровень» в лице императора Александра Первого «соизволил» строительство моста через Кузнечиху разрешить. Первый кузнечевский мост был возведен менее чем за месяц. Руководил строительством архангельский городской голова (по-современному мэр) Василий Попов. Мост состоял из 12 барочных днищ, на которых были уложены балки. Их, в свою очередь, закрывали настилом из досок, набранных в два ряда. К зиме настил разбирался. Днища же в холодное время не трогали. Лишь перед вскрытием реки весной днища отводили к берегу по специально устроенным прорубям. Во время ледохода эти части мостовой конструкции удерживались якорями и канатами.

Мост этот был не особо дорогим. Стоимость его ежегодного обустройства не превышала пяти тысяч рублей. Эта сумма частично возмещалась за счет того, что он был платный. За право перебраться по нему на другой берег брали от одной копейки с пешехода до двадцати – с коляски или кареты, запряженной четверкой лошадей.

Соломбальскую «дорогу жизни» поддерживали и добровольные взносы купечества. За его «сбор-разбор» купцы в первый год существования деревянной переправы обязались с каждого, приходящего в их адрес торгового судна, платить по десять рублей. В последующие годы купцы были не такими щедрыми, отдавая за каждый свой корабль лишь пятерку. Правда долго экономить им не дали. Денег на содержание моста стало не хватать, вследствие чего в 1814 году выплаты вернулись на прежний уровень.

Усовершенствованные варианты

В таком виде Кузнечевский мост просуществовал 32 года. В 1837 году от него как от небезопасного отказались. Народ больше не хотел ходить по мосту, который даже во время незначительного подъёма уровня реки заливало водой. Особо тяжко было путешествовать по нему в непогоду. Волны хлестали так, что шедшие в это время по мосту имели все шансы быть смытыми. Чтобы уберечь людей от «речного душа», было решено с помощью опор поднять настил над днищами. Этот вариант просуществовал всего шесть лет. Во время ледохода 1843 года якорь не смог удержать на берегу увеличившееся число днищ. Их, несмотря на все предосторожности, унесло в море.

Во избежание повторения подобного казуса мост начали строить на сваях, забивая их «кустами» в связке по десять штук. «Кустарные насаждения» находились друг от друга на расстоянии в две с половиной сажени (примерно 5,5 метра). В середине моста специально для пропуска судов устраивалась разводная часть. Под проходившие корабли отвели четыре сажени.

На свайные конструкции укладывался дощатый настил, который превышал уровень воды на целую сажень (2,1336 метра). Так что люди на мосту теперь не мокли. Кроме того, новый вариант перехода стали разводить далеко не для всех судов. Небольшие лодочки спокойно могли проходить под ним.

Этот мост также устанавливался только на год. По окончанию летнего сезона дощатый настил снимался. Сваи же, благодаря приливам и отливам, сами собой вытягивались льдом. Свайный вариант моста оказался самым долговечным. Он просуществовал целых 77 лет. В 1918-21 годах мост делали особо крепким, способным выдержать пошедшие по нему трамваи.

В 1922 году был произведен подсчет, что за 117-летнюю историю Кузнечевских мостов на их ежегодный «сбор-разбор» был потрачен миллион 250 тысяч рублей. Эта колоссальная сумма заставила Архангельский губернский исполнительный комитет принять решение о постройке постоянного деревянного моста. Сказано – сделано, причем быстро – в конце этого же года. Возникла надежда, что с новым мостовым переходом не придется возиться минимум лет десять.

Но не тут-то было. Уже 4 мая 1924 года почти половина «постоянного» моста была сметена весенним буйством Кузнечихи. Конструкцию, не выдержавшую первого серьёзного в её жизни половодья, было решено не восстанавливая, разобрать на дрова. После этого соломбальцы переправлялись по наплавному мосту, отдаленно напоминавшую современную понтонную переправу, действовавшую на Кузнечихе более десяти лет.

И до сих пор

В феврале 1936-го по проекту профессора Передери началось строительство современного Кузнечевского моста. Закончить его удалось лишь в 1956 году. Затянувшийся на 20 лет долгострой даже упомянули в одном из концертных номеров знаменитые в то время куплетисты Тарапунька и Штепсель.

20 октября 1956 года по мосту прошел первый трамвай. К сожалению, мост стал невольным могильщиком любимого всеми вида общественного транспорта. 22 мая 2002 года, привязавшись к тому, что вибрация от трамвая негативно влияет на состояние моста, движение городской электрички здесь закрыли. Что стало первой ласточкой. Уже через два года трамвай перестал ходить по всему Архангельску.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

24 ноября

Севе­рян приг­лаша­ют напи­сать Все­рос­сийс­кий геог­рафи­чес­кий диктант

24 ноября

Архан­гель­ский фон­тан обе­ща­ют отрес­тав­риро­вать и уста­новить к 2019 году

24 ноября

Стали известны победи­тели регио­наль­ного кон­курса «Вос­питать человека»

23 ноября

На речных пере­пра­вах Архан­гель­ска начи­на­ют рабо­ту буксиры

23 ноября

Газе­та «Прав­да Севе­ра» стала лау­ре­атом глав­ной област­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

Архан­гель­ская область полу­чит допол­нитель­ные сред­ства на рас­селе­ние ава­рий­ного жилья в 2018 году

23 ноября

Стали известны имена победи­те­лей глав­ной регио­наль­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

В Архан­гель­ске наг­ради­ли победи­те­лей кон­курса «Луч­ший урок письма»

23 ноября

В Помор­ской филар­мо­нии стар­това­ла бла­гот­вори­тель­ная акция «Подари Рож­дество детям»

23 ноября

32 областные общест­вен­ные органи­за­ции выиг­рали 45 мил­ли­онов рублей

23 ноября

В Пер­вой город­ской боль­нице Архан­гель­ска стали про­водить опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию нор­маль­ного ритма сердца

22 ноября

Про­дол­жа­ет­ся прием заявок на учас­тие в сту­ден­чес­кой олим­пи­аде «Я – про­фес­си­онал»

22 ноября

Экспе­рты обсужда­ют в Архан­гель­ске особо охраня­емые при­род­ные тер­рито­рии

22 ноября

На соис­ка­ние наг­рады «Дос­то­яние Севе­ра-2017» выдви­нут 51 номинант

22 ноября

«Вод­ник» про­иг­рал хаба­ровс­ко­му «СКА-Неф­тяни­ку» с круп­ным счетом

Похожие материалы

30 сентября Из жизни

В дерев­не Выем­ково Ленс­ко­го райо­на число жите­лей измеря­лось гар­мошка­ми

19 сентября Культура

Актри­се Архан­гель­ского дра­ма­ти­чес­кого теат­ра Ольге Зуб­ко­вой исполни­лось 80 лет

16 сентября Из жизни

Из дерев­ни Голя­нин­ов­ка Ленс­ко­го райо­на нас оста­лось толь­ко трое

13 сентября Общество

Дол­го­щелье: двери без замков

13 августа Культура

Петь нау­чилась «на скот­нем». И про­слави­лась на всю страну

27 июля Общество

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки