Как вернуть ребенка к учёбе после длинных школьных каникул

1 сентября 2017 8:58 Из газеты Образование
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач

Как помочь ему включиться в учебный процесс плавно и без потерь? Разбираемся вместе с психологом Архангельского центра «Леда» Марией Яковлевой.

– В начальных классах ребёнка проще заинтересовать учёбой, – считает Мария Яковлева. – В этом возрасте школьник больше подвержен внешней мотивации, которая строится на влиянии родителей, учителей. А вот с подростком всё намного сложнее.

Это возраст, когда внешняя мотивация становится не такой значительной, зато внутренняя выходит на первый план. То есть для того чтобы я выполнял какое‑то действие, у меня самого должна возникнуть потребность, интерес и желание это сделать.

Пойти на хитрость

Поэтому правильнее всего – объяснить подростку, а для чего, собственно, ему необходимо учиться. Но, к сожалению, как раз здесь родители и «наступают на грабли», совершают много ошибок. Взрослые думают, что достаточно будет усадить подростка перед собой и начать в красках рассказывать, как важно учиться. Но при этом мы совершенно забываем о возрастных особенностях. С подростком нельзя так – принёс ему своё мнение на блюдечке, он его съел, и всё волшебно. Нет. Для подростка важно иметь собственное мнение и важно иметь возможность протестовать: «Я хочу по‑другому».

А значит, и родителям стоит не рубить с плеча, а пойти на хитрость. Как? Необходимо зацепиться за увлечение ребёнка. Например, сын интересуется фотографией и мечтает стать фотографом. Первая реакция мамы какая: «Фотограф? Это же не профессия!» И родители просто рубят крылья. У подростка теряется интерес, теряется мотивация. И ему уже ничего не хочется. Между тем, именно хобби, неважно какое, может стать подспорьем для выстраивания учебной мотивации.

Поэтому берём информацию о том, чем увлекается ребёнок. Ищем в интернете, в журналах известных людей, которые также занимаются данным видом деятельности. Находим информацию о том, где они учились, как добились успеха. А затем ненавязчиво подкидываем эту информацию ребёнку: «Слушай, я тут мимо проходил и увидел журнал…»

Не надо сразу идти на штурм: «И ты должен так учиться! Бери пример!» Это вызовет отрицание. Всё нарушится. Надо действовать именно ненавязчиво. И лишь спустя месяц-два переходить к диалогу: «Все эти люди тоже учились когда‑то… И то, кем они стали сегодня – это был долгий путь. Интересно, а что ты можешь сделать сейчас, чтобы завтра тоже стать известным?» При этом мы не даём готовый ответ, что, мол, ты «сегодня можешь учить английский язык». Нет. Пусть ребёнок сам додумается. А вы лишь поддержите: «Да, это мысль хорошая. Как я могу тебе помочь?» И только если подросток начнёт уходить в несбыточные мечты, добавьте капельку реализма – начните задавать наводящие вопросы.

Большая ловушка

Конечно, многие родители могут сказать: «Это слишком долго и сложно». Но надо помнить о том, какого результата вы хотите достичь. Впрочем, здесь, опять же, можно «наступить на грабли». Поскольку у взрослых порой возникают мысли: «Мой ребёнок обязательно должен окончить школу с золотой медалью». Большая ловушка. Потому что в современном мире наличие золотой медали далеко не всегда гарантия того, что человек способен добиться цели.

Ещё одна составляющая успеха – умение управлять своим временем. Многие подростки хотят учиться, но постоянно отвлекаются, отодвигают учебные дела «на потом».

Успех – это всегда сочетание мотивации и дисциплины. Управление временем – это то, что помогает нам чётко распределять свою деятельность, которая, собственно, и ведёт к успеху. Но ребёнок всегда смотрит на родителей. И если он видит слабо замотивированных родителей, которые свободное время проводят перед телевизором, то откуда возьмётся мотивация?

Цените сами своё время и цените время общения с ребёнком, переходя от позиции «над ребёнком» к позиции товарища. А товарищ, как известно, не даёт наставления, а метко задаёт вопросы, наводит на верные мысли, уважает твоё решение.

Но, к сожалению, чаще родители напрочь забывают о том, что ребёнок – это тоже человек со своими планами и желаниями. Ударяясь в «воспитание», ни с того ни с сего начинают вдруг давать какие‑то задания по принципу: «Пойди и сделай». Но ребёнок в это время может заниматься чем‑то своим… В итоге – скандал, крики, нервы.

Техника «помидор»

Если вы хотите, чтобы ребёнок что‑то, действительно, сделал, то договаривайтесь заранее. Помогите ему составить план. Научите использовать упражнения, которые помогут при подготовке уроков. Например, известная техника «помидор». Аналогия – кухонный таймер «помидорчик», который тикает где-нибудь на холодильнике, когда идёт процесс приготовления еды. Эти таймеры обычно по 25 минут. Заведите «помидорчик» на время, когда ребёнок делает уроки. 25 минут – оптимальное время для выполнения задания, поскольку концентрация внимания у детей как раз и составляет 25 минут.

Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач. Но если подросток сидит два часа и делает только математику, то ни о какой концентрации внимания речи быть не может. Правило: 25 минут ты выполняешь задачу – 10 минут у тебя перерыв. И здесь важно, что даже если ты не завершил задачу, а 25 минут прошло – кладёшь ручку. В таком режиме работать более продуктивно. Но к этому надо привыкнуть. А как чаще происходит на практике? Ребёнок садится за уроки в шесть часов вечера и выходит в 12 часов ночи. При этом когда он говорит: «Мама, я устал. Я хочу выйти», мама сердится: «Какое выйти? Ты задачу не дорешал!» А у него уже внимание не держится абсолютно.

Отодвигание самых сложных задач на потом – это тоже ошибка. Успешные люди самые сложные задачи выполняют в первую очередь. А потом спокойно, с лёгкой душой, переключаются на более лёгкие задачи.

Хвалить, но не сравнивать

Для подкрепления мотивации важна похвала. Но хвалите не оценку, а знания и стремление их получить: «Слушай, а ты, оказывается, так много знаешь по литературе! Ты так много произведений за лето прочитала. Это очень круто!» Хвалите, не сравнивая с кем‑то.

Сравнение – тоже ошибка. Просто кто‑то когда‑то придумал, что соревнование в школе – отличный способ для мотивации. Нет. На практике это не работает. И, наоборот, снижает мотивацию, понижает самооценку. Научите подростка соревноваться не с кем‑то, а с самим собой: «Вот недавно ты говорил, что так не сможешь. А ведь получилось! Великолепно поработал».

Многие родители вводят материальное стимулирование и платят детям за хорошие оценки. Но это тоже ловушка. Чем ребёнок старше, тем у него выше потребности. И скоро вы просто будете не в силах эти его потребности удовлетворять. Потому что сегодня пятёрка будет стоить пять рублей, а завтра – 500. И если вы в один прекрасный момент перестанете ребёнка стимулировать, то он перестанет учиться.

Материальное поощрение – это внешний стимул. А мы помним, что для подростка куда важнее стимул внутренний. Должна появиться потребность. И не к учёбе, а потребность добиться чего‑то. Образно говоря, там вот лежит «коробочка», и я хочу взять себе то, что внутри. И я понимаю, что там лежит моя «радость», а значит, мне нужно встать, пойти и взять. Осознав это, подросток начинает выстраивать причинно-следственную линейку: «Сейчас мне необходимо учить английский язык, потом я подтяну математику, так как эти предметы важны в том университете, где я получу свою профессию. А после того как я получу профессию, мне надо ещё вот здесь и здесь развиваться».

И когда подросток это поймёт, когда он придёт к этому сам, то только тогда он будет нацелен на успех. А задача родителя – идти с ним рядом. Не тянуть его за собой, не подгонять и не придумывать за него, куда ему дальше двигаться.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

16 июня

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 10 по 16 июня

15 июня

Без камуф­ляжа, с теле­фо­ном и свистком

15 июня

Тру­до­вая честь и роди­тель­ская слава

15 июня

Опрос архан­гель­ских выпуск­ни­ков: «Твор­чес­кие про­фес­сии вряд ли будут цениться»

14 июня

В Архан­гель­ске наг­ради­ли луч­ших мед­раб­от­ни­ков региона

14 июня

Сур­допе­рев­од­чик Свет­лана Вата­га: «Жес­товый язык не исчезн­ет никогда»

14 июня

Победи­те­ля­ми II меж­реги­ональ­ного кон­курса сочи­не­ний стали школь­ники из Архан­гель­ской области

14 июня

САФУ при­мет на бюд­жетные места три с полови­ной тыся­чи студентов

14 июня

На моле­кул­яр­ном уров­не: иммуно­те­ра­пия про­тив рака

12 июня

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 июня

12 июня

Архан­гель­ская область отмеча­ет День России

10 июня

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 3 по 10 июня

9 июня

В День Рос­сии в горо­дах Поморья прой­дёт флеш­моб «Русь тан­цеваль­ная»

9 июня

«Бюд­жет твоих воз­мож­нос­тей»: сде­лать Архан­гельск лучше

8 июня

В Архан­гель­ской област­ной кли­нич­ес­кой боль­нице откро­ют «Ней­ро­Дом»

Похожие материалы

15 июня Общество

Без камуф­ляжа, с теле­фо­ном и свистком

15 июня Общество

Тру­до­вая честь и роди­тель­ская слава

15 июня Общество

Опрос архан­гель­ских выпуск­ни­ков: «Твор­чес­кие про­фес­сии вряд ли будут цениться»

14 июня Общество

Сур­допе­рев­од­чик Свет­лана Вата­га: «Жес­товый язык не исчезн­ет никогда»

14 июня Общество

На моле­кул­яр­ном уров­не: иммуно­те­ра­пия про­тив рака

9 июня Общество

«Бюд­жет твоих воз­мож­нос­тей»: сде­лать Архан­гельск лучше

7 июня Общество

В Новод­винске и При­мор­ском райо­не прис­тупи­ли к реали­за­ции про­ек­тов кон­курса социаль­ных ини­ци­атив Архан­гель­ского ЦБК

7 июня Общество

Сель­меньга: за двумя реками и с двумя мяг­кими зна­ками в названии

6 июня Общество

Архан­гель­ский пери­наталь­ный: почти кос­модр­ом!

3 июня Общество

Вель­ский «Семиц­вет» помога­ет осо­бым детям

1 июня Общество

Моло­дые лиде­ры – за Поморье

31 мая Общество

Моло­дые учё­ные Поморья получи­ли поддержку

31 мая Общество

Дирек­тор «Архт­ран­савто» попро­сил про­ще­ния у пас­сажи­ров