Как вернуть ребенка к учёбе после длинных школьных каникул

1 сентября 2017 8:58 Из газеты Образование
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач

Как помочь ему включиться в учебный процесс плавно и без потерь? Разбираемся вместе с психологом Архангельского центра «Леда» Марией Яковлевой.

– В начальных классах ребёнка проще заинтересовать учёбой, – считает Мария Яковлева. – В этом возрасте школьник больше подвержен внешней мотивации, которая строится на влиянии родителей, учителей. А вот с подростком всё намного сложнее.

Это возраст, когда внешняя мотивация становится не такой значительной, зато внутренняя выходит на первый план. То есть для того чтобы я выполнял какое‑то действие, у меня самого должна возникнуть потребность, интерес и желание это сделать.

Пойти на хитрость

Поэтому правильнее всего – объяснить подростку, а для чего, собственно, ему необходимо учиться. Но, к сожалению, как раз здесь родители и «наступают на грабли», совершают много ошибок. Взрослые думают, что достаточно будет усадить подростка перед собой и начать в красках рассказывать, как важно учиться. Но при этом мы совершенно забываем о возрастных особенностях. С подростком нельзя так – принёс ему своё мнение на блюдечке, он его съел, и всё волшебно. Нет. Для подростка важно иметь собственное мнение и важно иметь возможность протестовать: «Я хочу по‑другому».

А значит, и родителям стоит не рубить с плеча, а пойти на хитрость. Как? Необходимо зацепиться за увлечение ребёнка. Например, сын интересуется фотографией и мечтает стать фотографом. Первая реакция мамы какая: «Фотограф? Это же не профессия!» И родители просто рубят крылья. У подростка теряется интерес, теряется мотивация. И ему уже ничего не хочется. Между тем, именно хобби, неважно какое, может стать подспорьем для выстраивания учебной мотивации.

Поэтому берём информацию о том, чем увлекается ребёнок. Ищем в интернете, в журналах известных людей, которые также занимаются данным видом деятельности. Находим информацию о том, где они учились, как добились успеха. А затем ненавязчиво подкидываем эту информацию ребёнку: «Слушай, я тут мимо проходил и увидел журнал…»

Не надо сразу идти на штурм: «И ты должен так учиться! Бери пример!» Это вызовет отрицание. Всё нарушится. Надо действовать именно ненавязчиво. И лишь спустя месяц-два переходить к диалогу: «Все эти люди тоже учились когда‑то… И то, кем они стали сегодня – это был долгий путь. Интересно, а что ты можешь сделать сейчас, чтобы завтра тоже стать известным?» При этом мы не даём готовый ответ, что, мол, ты «сегодня можешь учить английский язык». Нет. Пусть ребёнок сам додумается. А вы лишь поддержите: «Да, это мысль хорошая. Как я могу тебе помочь?» И только если подросток начнёт уходить в несбыточные мечты, добавьте капельку реализма – начните задавать наводящие вопросы.

Большая ловушка

Конечно, многие родители могут сказать: «Это слишком долго и сложно». Но надо помнить о том, какого результата вы хотите достичь. Впрочем, здесь, опять же, можно «наступить на грабли». Поскольку у взрослых порой возникают мысли: «Мой ребёнок обязательно должен окончить школу с золотой медалью». Большая ловушка. Потому что в современном мире наличие золотой медали далеко не всегда гарантия того, что человек способен добиться цели.

Ещё одна составляющая успеха – умение управлять своим временем. Многие подростки хотят учиться, но постоянно отвлекаются, отодвигают учебные дела «на потом».

Успех – это всегда сочетание мотивации и дисциплины. Управление временем – это то, что помогает нам чётко распределять свою деятельность, которая, собственно, и ведёт к успеху. Но ребёнок всегда смотрит на родителей. И если он видит слабо замотивированных родителей, которые свободное время проводят перед телевизором, то откуда возьмётся мотивация?

Цените сами своё время и цените время общения с ребёнком, переходя от позиции «над ребёнком» к позиции товарища. А товарищ, как известно, не даёт наставления, а метко задаёт вопросы, наводит на верные мысли, уважает твоё решение.

Но, к сожалению, чаще родители напрочь забывают о том, что ребёнок – это тоже человек со своими планами и желаниями. Ударяясь в «воспитание», ни с того ни с сего начинают вдруг давать какие‑то задания по принципу: «Пойди и сделай». Но ребёнок в это время может заниматься чем‑то своим… В итоге – скандал, крики, нервы.

Техника «помидор»

Если вы хотите, чтобы ребёнок что‑то, действительно, сделал, то договаривайтесь заранее. Помогите ему составить план. Научите использовать упражнения, которые помогут при подготовке уроков. Например, известная техника «помидор». Аналогия – кухонный таймер «помидорчик», который тикает где-нибудь на холодильнике, когда идёт процесс приготовления еды. Эти таймеры обычно по 25 минут. Заведите «помидорчик» на время, когда ребёнок делает уроки. 25 минут – оптимальное время для выполнения задания, поскольку концентрация внимания у детей как раз и составляет 25 минут.

Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач. Но если подросток сидит два часа и делает только математику, то ни о какой концентрации внимания речи быть не может. Правило: 25 минут ты выполняешь задачу – 10 минут у тебя перерыв. И здесь важно, что даже если ты не завершил задачу, а 25 минут прошло – кладёшь ручку. В таком режиме работать более продуктивно. Но к этому надо привыкнуть. А как чаще происходит на практике? Ребёнок садится за уроки в шесть часов вечера и выходит в 12 часов ночи. При этом когда он говорит: «Мама, я устал. Я хочу выйти», мама сердится: «Какое выйти? Ты задачу не дорешал!» А у него уже внимание не держится абсолютно.

Отодвигание самых сложных задач на потом – это тоже ошибка. Успешные люди самые сложные задачи выполняют в первую очередь. А потом спокойно, с лёгкой душой, переключаются на более лёгкие задачи.

Хвалить, но не сравнивать

Для подкрепления мотивации важна похвала. Но хвалите не оценку, а знания и стремление их получить: «Слушай, а ты, оказывается, так много знаешь по литературе! Ты так много произведений за лето прочитала. Это очень круто!» Хвалите, не сравнивая с кем‑то.

Сравнение – тоже ошибка. Просто кто‑то когда‑то придумал, что соревнование в школе – отличный способ для мотивации. Нет. На практике это не работает. И, наоборот, снижает мотивацию, понижает самооценку. Научите подростка соревноваться не с кем‑то, а с самим собой: «Вот недавно ты говорил, что так не сможешь. А ведь получилось! Великолепно поработал».

Многие родители вводят материальное стимулирование и платят детям за хорошие оценки. Но это тоже ловушка. Чем ребёнок старше, тем у него выше потребности. И скоро вы просто будете не в силах эти его потребности удовлетворять. Потому что сегодня пятёрка будет стоить пять рублей, а завтра – 500. И если вы в один прекрасный момент перестанете ребёнка стимулировать, то он перестанет учиться.

Материальное поощрение – это внешний стимул. А мы помним, что для подростка куда важнее стимул внутренний. Должна появиться потребность. И не к учёбе, а потребность добиться чего‑то. Образно говоря, там вот лежит «коробочка», и я хочу взять себе то, что внутри. И я понимаю, что там лежит моя «радость», а значит, мне нужно встать, пойти и взять. Осознав это, подросток начинает выстраивать причинно-следственную линейку: «Сейчас мне необходимо учить английский язык, потом я подтяну математику, так как эти предметы важны в том университете, где я получу свою профессию. А после того как я получу профессию, мне надо ещё вот здесь и здесь развиваться».

И когда подросток это поймёт, когда он придёт к этому сам, то только тогда он будет нацелен на успех. А задача родителя – идти с ним рядом. Не тянуть его за собой, не подгонять и не придумывать за него, куда ему дальше двигаться.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

2 июня

Севе­ря­нам рас­ска­зали о пра­вах детей

2 июня

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит третье­го июня

2 июня

В Пле­сец­ке на аллее Победы высади­ли 69 деревьев

2 июня

Регио­наль­ный опе­ра­тор по обраще­нию с ТКО вывел допол­нитель­ную тех­нику для убор­ки круп­нога­бар­ит­ного мусора

2 июня

Спе­ци­алис­ты Бело­мор­ской воен­но-мор­ской базы про­дез­ин­фици­ро­ва­ли воен­кома­ты Архан­гель­ской и Мур­манс­кой областей

1 июня

В четы­рёх боль­ни­цах Архан­гель­ской области зафик­сиро­ваны очаги коро­нави­руса

1 июня

Архан­гель­ская область пла­ниру­ет закупить 10 тысяч экспре­сс-тес­тов на антите­ла к COVID-19

1 июня

Архан­гель­ский пери­наталь­ный центр отмеча­ет день рождения

1 июня

Севе­род­винс­кие поис­кови­ки вос­ста­нав­лива­ют пла­ва­ющий танк Т-37А

1 июня

Автомо­бил­ис­ты Поморья стали реже жало­вать­ся на ОСАГО

1 июня

В Архан­гель­ске отклю­чили горя­чую воду

1 июня

Мень­ше ста руб­лей в месяц: «Прав­да Севе­ра» откры­ва­ет под­пис­ку по спе­циаль­ным ценам

30 мая

«Хотим жить!»: севе­род­винка пожало­валась на усло­вия лече­ния. Регио­наль­ный минздр­ав про­вел проверку

30 мая

В селе Кар­пого­ры стро­ят новый дет­ский сад на 220 мест

29 мая

В Архан­гель­ске наз­вали дату отклю­че­ния горя­чей воды

Похожие материалы

28 августа Общество

Всё про­сто сияет!

28 августа Общество

98 про­цен­тов школ и дет­ских садов Архан­гель­ской области гото­вы к ново­му учеб­ному году

27 августа Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 28 августа

26 августа Общество

В дерев­не Лоп­шень­га нача­ли вос­ста­нав­ливать аэропорт

23 августа Общество

Для тех, кто поспе­шил родиться

22 августа Общество

«Раз­ор­вать замкну­тый круг»

21 августа Общество

«Авось­ки» горо­да Котласа

21 августа Общество

Борь­ба за вет­ряные мельницы

20 августа Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 21 августа

17 августа Общество

«Дав­ай­те помнить об ответст­вен­ности – и те, кто при­нима­ет реше­ния, и те, кто их тормозит»

16 августа Общество

«Я сам обманы­вать­ся рад!»

15 августа Общество

Полуос­тров сокровищ

14 августа Общество

Соба­ки – это не толь­ко радость обще­ния, но и шерсть!