Как вернуть ребенка к учёбе после длинных школьных каникул

1 сентября 8:58 Из газеты Образование
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач

Как помочь ему включиться в учебный процесс плавно и без потерь? Разбираемся вместе с психологом Архангельского центра «Леда» Марией Яковлевой.

– В начальных классах ребёнка проще заинтересовать учёбой, – считает Мария Яковлева. – В этом возрасте школьник больше подвержен внешней мотивации, которая строится на влиянии родителей, учителей. А вот с подростком всё намного сложнее.

Это возраст, когда внешняя мотивация становится не такой значительной, зато внутренняя выходит на первый план. То есть для того чтобы я выполнял какое‑то действие, у меня самого должна возникнуть потребность, интерес и желание это сделать.

Пойти на хитрость

Поэтому правильнее всего – объяснить подростку, а для чего, собственно, ему необходимо учиться. Но, к сожалению, как раз здесь родители и «наступают на грабли», совершают много ошибок. Взрослые думают, что достаточно будет усадить подростка перед собой и начать в красках рассказывать, как важно учиться. Но при этом мы совершенно забываем о возрастных особенностях. С подростком нельзя так – принёс ему своё мнение на блюдечке, он его съел, и всё волшебно. Нет. Для подростка важно иметь собственное мнение и важно иметь возможность протестовать: «Я хочу по‑другому».

А значит, и родителям стоит не рубить с плеча, а пойти на хитрость. Как? Необходимо зацепиться за увлечение ребёнка. Например, сын интересуется фотографией и мечтает стать фотографом. Первая реакция мамы какая: «Фотограф? Это же не профессия!» И родители просто рубят крылья. У подростка теряется интерес, теряется мотивация. И ему уже ничего не хочется. Между тем, именно хобби, неважно какое, может стать подспорьем для выстраивания учебной мотивации.

Поэтому берём информацию о том, чем увлекается ребёнок. Ищем в интернете, в журналах известных людей, которые также занимаются данным видом деятельности. Находим информацию о том, где они учились, как добились успеха. А затем ненавязчиво подкидываем эту информацию ребёнку: «Слушай, я тут мимо проходил и увидел журнал…»

Не надо сразу идти на штурм: «И ты должен так учиться! Бери пример!» Это вызовет отрицание. Всё нарушится. Надо действовать именно ненавязчиво. И лишь спустя месяц-два переходить к диалогу: «Все эти люди тоже учились когда‑то… И то, кем они стали сегодня – это был долгий путь. Интересно, а что ты можешь сделать сейчас, чтобы завтра тоже стать известным?» При этом мы не даём готовый ответ, что, мол, ты «сегодня можешь учить английский язык». Нет. Пусть ребёнок сам додумается. А вы лишь поддержите: «Да, это мысль хорошая. Как я могу тебе помочь?» И только если подросток начнёт уходить в несбыточные мечты, добавьте капельку реализма – начните задавать наводящие вопросы.

Большая ловушка

Конечно, многие родители могут сказать: «Это слишком долго и сложно». Но надо помнить о том, какого результата вы хотите достичь. Впрочем, здесь, опять же, можно «наступить на грабли». Поскольку у взрослых порой возникают мысли: «Мой ребёнок обязательно должен окончить школу с золотой медалью». Большая ловушка. Потому что в современном мире наличие золотой медали далеко не всегда гарантия того, что человек способен добиться цели.

Ещё одна составляющая успеха – умение управлять своим временем. Многие подростки хотят учиться, но постоянно отвлекаются, отодвигают учебные дела «на потом».

Успех – это всегда сочетание мотивации и дисциплины. Управление временем – это то, что помогает нам чётко распределять свою деятельность, которая, собственно, и ведёт к успеху. Но ребёнок всегда смотрит на родителей. И если он видит слабо замотивированных родителей, которые свободное время проводят перед телевизором, то откуда возьмётся мотивация?

Цените сами своё время и цените время общения с ребёнком, переходя от позиции «над ребёнком» к позиции товарища. А товарищ, как известно, не даёт наставления, а метко задаёт вопросы, наводит на верные мысли, уважает твоё решение.

Но, к сожалению, чаще родители напрочь забывают о том, что ребёнок – это тоже человек со своими планами и желаниями. Ударяясь в «воспитание», ни с того ни с сего начинают вдруг давать какие‑то задания по принципу: «Пойди и сделай». Но ребёнок в это время может заниматься чем‑то своим… В итоге – скандал, крики, нервы.

Техника «помидор»

Если вы хотите, чтобы ребёнок что‑то, действительно, сделал, то договаривайтесь заранее. Помогите ему составить план. Научите использовать упражнения, которые помогут при подготовке уроков. Например, известная техника «помидор». Аналогия – кухонный таймер «помидорчик», который тикает где-нибудь на холодильнике, когда идёт процесс приготовления еды. Эти таймеры обычно по 25 минут. Заведите «помидорчик» на время, когда ребёнок делает уроки. 25 минут – оптимальное время для выполнения задания, поскольку концентрация внимания у детей как раз и составляет 25 минут.

Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач. Но если подросток сидит два часа и делает только математику, то ни о какой концентрации внимания речи быть не может. Правило: 25 минут ты выполняешь задачу – 10 минут у тебя перерыв. И здесь важно, что даже если ты не завершил задачу, а 25 минут прошло – кладёшь ручку. В таком режиме работать более продуктивно. Но к этому надо привыкнуть. А как чаще происходит на практике? Ребёнок садится за уроки в шесть часов вечера и выходит в 12 часов ночи. При этом когда он говорит: «Мама, я устал. Я хочу выйти», мама сердится: «Какое выйти? Ты задачу не дорешал!» А у него уже внимание не держится абсолютно.

Отодвигание самых сложных задач на потом – это тоже ошибка. Успешные люди самые сложные задачи выполняют в первую очередь. А потом спокойно, с лёгкой душой, переключаются на более лёгкие задачи.

Хвалить, но не сравнивать

Для подкрепления мотивации важна похвала. Но хвалите не оценку, а знания и стремление их получить: «Слушай, а ты, оказывается, так много знаешь по литературе! Ты так много произведений за лето прочитала. Это очень круто!» Хвалите, не сравнивая с кем‑то.

Сравнение – тоже ошибка. Просто кто‑то когда‑то придумал, что соревнование в школе – отличный способ для мотивации. Нет. На практике это не работает. И, наоборот, снижает мотивацию, понижает самооценку. Научите подростка соревноваться не с кем‑то, а с самим собой: «Вот недавно ты говорил, что так не сможешь. А ведь получилось! Великолепно поработал».

Многие родители вводят материальное стимулирование и платят детям за хорошие оценки. Но это тоже ловушка. Чем ребёнок старше, тем у него выше потребности. И скоро вы просто будете не в силах эти его потребности удовлетворять. Потому что сегодня пятёрка будет стоить пять рублей, а завтра – 500. И если вы в один прекрасный момент перестанете ребёнка стимулировать, то он перестанет учиться.

Материальное поощрение – это внешний стимул. А мы помним, что для подростка куда важнее стимул внутренний. Должна появиться потребность. И не к учёбе, а потребность добиться чего‑то. Образно говоря, там вот лежит «коробочка», и я хочу взять себе то, что внутри. И я понимаю, что там лежит моя «радость», а значит, мне нужно встать, пойти и взять. Осознав это, подросток начинает выстраивать причинно-следственную линейку: «Сейчас мне необходимо учить английский язык, потом я подтяну математику, так как эти предметы важны в том университете, где я получу свою профессию. А после того как я получу профессию, мне надо ещё вот здесь и здесь развиваться».

И когда подросток это поймёт, когда он придёт к этому сам, то только тогда он будет нацелен на успех. А задача родителя – идти с ним рядом. Не тянуть его за собой, не подгонять и не придумывать за него, куда ему дальше двигаться.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

22 ноября

Про­дол­жа­ет­ся прием заявок на учас­тие в сту­ден­чес­кой олим­пи­аде «Я – про­фес­си­онал»

22 ноября

Экспе­рты обсужда­ют в Архан­гель­ске особо охраня­емые при­род­ные тер­рито­рии

22 ноября

На соис­ка­ние наг­рады «Дос­то­яние Севе­ра-2017» выдви­нут 51 номинант

22 ноября

«Вод­ник» про­иг­рал хаба­ровс­ко­му «СКА-Неф­тяни­ку» с круп­ным счетом

22 ноября

Алек­сей Алсуфьев: «Надо актив­ней лишать лицен­зий недоб­росо­вес­тные управля­ющие компании»

21 ноября

Олим­пи­ада по мате­мати­ке и крип­тогра­фии впер­вые прой­дет в Архан­гель­ске

21 ноября

Архан­гель­ские учи­теля сра­зят­ся в вир­туаль­ном про­стран­стве

21 ноября

Учи­тель архан­гель­ской гим­на­зии: «Неу­дач­ную фор­мули­ров­ку «невин­но погиб­шие» я бы заме­нил на «бес­смысл­ен­но погибшие»

21 ноября

В Архан­гель­ске наг­ради­ли лау­ре­атов Ломо­нос­ов­ской премии

21 ноября

В Архан­гель­ске с осо­бым раз­ма­хом про­шли Дни Новод­винска

20 ноября

Архан­гело­гор­од­цы могут сде­лать подар­ки без­дом­ным живот­ным и нуж­да­ющим­ся людям

20 ноября

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет акция «В Новый год – без долгов!»

20 ноября

Еще два райо­на Архан­гель­ской области при­со­еди­нились к про­ек­ту «Дом со звездой»

20 ноября

В Шен­курске на народ­ные день­ги постро­или памят­ник погиб­шим солдатам

18 ноября

В Архан­гель­ске стар­то­вал фес­тиваль про­фес­сий «Мас­терство и вдох­нове­ние»

Похожие материалы

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске наг­ради­ли лау­ре­атов Ломо­нос­ов­ской премии

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске с осо­бым раз­ма­хом про­шли Дни Новод­винска

15 ноября Общество

Иван Лан­дин – герой осво­ения Аркти­ки, дав­ший в 1933 году остро­ву имя газе­ты «Прав­да Севера»

12 ноября Общество

Элект­ро­нные сига­реты ста­нов­ят­ся час­тью новой моло­дёж­ной культуры

12 ноября Общество

85 лет назад на мысе Челюс­кина нача­ла рабо­ту объе­дин­ён­ная гид­роме­те­оро­ло­ги­чес­кая станция

10 ноября Общество

Как в быв­шем тюрем­ном замке Архан­гель­ска куру-гриль заказы­ва­ют

10 ноября Общество

Сер­гей Вол­чков: «Всё боль­ше моло­дых людей хотят слу­жить в полиции»

9 ноября Общество

В Тех­нич­ес­ком музее Ниж­не­го Нов­горо­да наш­лось нес­коль­ко экспо­на­тов из Архан­гель­ской губернии

9 ноября Общество

На мечту малень­кой девоч­ки из Новод­винска соб­рали 10 мил­ли­онов рублей

7 ноября Общество

«Триум­фаль­ное шес­твие» по‑мез­ен­ски

7 ноября Общество

На остро­ве Хабар­ка в Архан­гель­ске стро­ят новый причал

7 ноября Общество

Учи­тель архан­гель­ской гим­на­зии – о «вой­нах памя­ти», фолк-ис­то­рии и задаче учителя

7 ноября Общество

Крас­ный Октябрь: лозун­ги и пирож­ки с капустой