Как вернуть ребенка к учёбе после длинных школьных каникул

1 сентября 2017 8:58 Из газеты Образование
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач
Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач

Как помочь ему включиться в учебный процесс плавно и без потерь? Разбираемся вместе с психологом Архангельского центра «Леда» Марией Яковлевой.

– В начальных классах ребёнка проще заинтересовать учёбой, – считает Мария Яковлева. – В этом возрасте школьник больше подвержен внешней мотивации, которая строится на влиянии родителей, учителей. А вот с подростком всё намного сложнее.

Это возраст, когда внешняя мотивация становится не такой значительной, зато внутренняя выходит на первый план. То есть для того чтобы я выполнял какое‑то действие, у меня самого должна возникнуть потребность, интерес и желание это сделать.

Пойти на хитрость

Поэтому правильнее всего – объяснить подростку, а для чего, собственно, ему необходимо учиться. Но, к сожалению, как раз здесь родители и «наступают на грабли», совершают много ошибок. Взрослые думают, что достаточно будет усадить подростка перед собой и начать в красках рассказывать, как важно учиться. Но при этом мы совершенно забываем о возрастных особенностях. С подростком нельзя так – принёс ему своё мнение на блюдечке, он его съел, и всё волшебно. Нет. Для подростка важно иметь собственное мнение и важно иметь возможность протестовать: «Я хочу по‑другому».

А значит, и родителям стоит не рубить с плеча, а пойти на хитрость. Как? Необходимо зацепиться за увлечение ребёнка. Например, сын интересуется фотографией и мечтает стать фотографом. Первая реакция мамы какая: «Фотограф? Это же не профессия!» И родители просто рубят крылья. У подростка теряется интерес, теряется мотивация. И ему уже ничего не хочется. Между тем, именно хобби, неважно какое, может стать подспорьем для выстраивания учебной мотивации.

Поэтому берём информацию о том, чем увлекается ребёнок. Ищем в интернете, в журналах известных людей, которые также занимаются данным видом деятельности. Находим информацию о том, где они учились, как добились успеха. А затем ненавязчиво подкидываем эту информацию ребёнку: «Слушай, я тут мимо проходил и увидел журнал…»

Не надо сразу идти на штурм: «И ты должен так учиться! Бери пример!» Это вызовет отрицание. Всё нарушится. Надо действовать именно ненавязчиво. И лишь спустя месяц-два переходить к диалогу: «Все эти люди тоже учились когда‑то… И то, кем они стали сегодня – это был долгий путь. Интересно, а что ты можешь сделать сейчас, чтобы завтра тоже стать известным?» При этом мы не даём готовый ответ, что, мол, ты «сегодня можешь учить английский язык». Нет. Пусть ребёнок сам додумается. А вы лишь поддержите: «Да, это мысль хорошая. Как я могу тебе помочь?» И только если подросток начнёт уходить в несбыточные мечты, добавьте капельку реализма – начните задавать наводящие вопросы.

Большая ловушка

Конечно, многие родители могут сказать: «Это слишком долго и сложно». Но надо помнить о том, какого результата вы хотите достичь. Впрочем, здесь, опять же, можно «наступить на грабли». Поскольку у взрослых порой возникают мысли: «Мой ребёнок обязательно должен окончить школу с золотой медалью». Большая ловушка. Потому что в современном мире наличие золотой медали далеко не всегда гарантия того, что человек способен добиться цели.

Ещё одна составляющая успеха – умение управлять своим временем. Многие подростки хотят учиться, но постоянно отвлекаются, отодвигают учебные дела «на потом».

Успех – это всегда сочетание мотивации и дисциплины. Управление временем – это то, что помогает нам чётко распределять свою деятельность, которая, собственно, и ведёт к успеху. Но ребёнок всегда смотрит на родителей. И если он видит слабо замотивированных родителей, которые свободное время проводят перед телевизором, то откуда возьмётся мотивация?

Цените сами своё время и цените время общения с ребёнком, переходя от позиции «над ребёнком» к позиции товарища. А товарищ, как известно, не даёт наставления, а метко задаёт вопросы, наводит на верные мысли, уважает твоё решение.

Но, к сожалению, чаще родители напрочь забывают о том, что ребёнок – это тоже человек со своими планами и желаниями. Ударяясь в «воспитание», ни с того ни с сего начинают вдруг давать какие‑то задания по принципу: «Пойди и сделай». Но ребёнок в это время может заниматься чем‑то своим… В итоге – скандал, крики, нервы.

Техника «помидор»

Если вы хотите, чтобы ребёнок что‑то, действительно, сделал, то договаривайтесь заранее. Помогите ему составить план. Научите использовать упражнения, которые помогут при подготовке уроков. Например, известная техника «помидор». Аналогия – кухонный таймер «помидорчик», который тикает где-нибудь на холодильнике, когда идёт процесс приготовления еды. Эти таймеры обычно по 25 минут. Заведите «помидорчик» на время, когда ребёнок делает уроки. 25 минут – оптимальное время для выполнения задания, поскольку концентрация внимания у детей как раз и составляет 25 минут.

Высидеть 45 минут можно, если идёт переключение задач. Но если подросток сидит два часа и делает только математику, то ни о какой концентрации внимания речи быть не может. Правило: 25 минут ты выполняешь задачу – 10 минут у тебя перерыв. И здесь важно, что даже если ты не завершил задачу, а 25 минут прошло – кладёшь ручку. В таком режиме работать более продуктивно. Но к этому надо привыкнуть. А как чаще происходит на практике? Ребёнок садится за уроки в шесть часов вечера и выходит в 12 часов ночи. При этом когда он говорит: «Мама, я устал. Я хочу выйти», мама сердится: «Какое выйти? Ты задачу не дорешал!» А у него уже внимание не держится абсолютно.

Отодвигание самых сложных задач на потом – это тоже ошибка. Успешные люди самые сложные задачи выполняют в первую очередь. А потом спокойно, с лёгкой душой, переключаются на более лёгкие задачи.

Хвалить, но не сравнивать

Для подкрепления мотивации важна похвала. Но хвалите не оценку, а знания и стремление их получить: «Слушай, а ты, оказывается, так много знаешь по литературе! Ты так много произведений за лето прочитала. Это очень круто!» Хвалите, не сравнивая с кем‑то.

Сравнение – тоже ошибка. Просто кто‑то когда‑то придумал, что соревнование в школе – отличный способ для мотивации. Нет. На практике это не работает. И, наоборот, снижает мотивацию, понижает самооценку. Научите подростка соревноваться не с кем‑то, а с самим собой: «Вот недавно ты говорил, что так не сможешь. А ведь получилось! Великолепно поработал».

Многие родители вводят материальное стимулирование и платят детям за хорошие оценки. Но это тоже ловушка. Чем ребёнок старше, тем у него выше потребности. И скоро вы просто будете не в силах эти его потребности удовлетворять. Потому что сегодня пятёрка будет стоить пять рублей, а завтра – 500. И если вы в один прекрасный момент перестанете ребёнка стимулировать, то он перестанет учиться.

Материальное поощрение – это внешний стимул. А мы помним, что для подростка куда важнее стимул внутренний. Должна появиться потребность. И не к учёбе, а потребность добиться чего‑то. Образно говоря, там вот лежит «коробочка», и я хочу взять себе то, что внутри. И я понимаю, что там лежит моя «радость», а значит, мне нужно встать, пойти и взять. Осознав это, подросток начинает выстраивать причинно-следственную линейку: «Сейчас мне необходимо учить английский язык, потом я подтяну математику, так как эти предметы важны в том университете, где я получу свою профессию. А после того как я получу профессию, мне надо ещё вот здесь и здесь развиваться».

И когда подросток это поймёт, когда он придёт к этому сам, то только тогда он будет нацелен на успех. А задача родителя – идти с ним рядом. Не тянуть его за собой, не подгонять и не придумывать за него, куда ему дальше двигаться.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

23 февраля

Про­мыш­ленные аль­пин­ис­ты в Коряж­ме: рож­дённые летать и ползать

22 февраля

В Архан­гель­ской области под­гот­ов­лен регио­наль­ный элект­ро­нный атлас

22 февраля

Архан­гело­гор­од­цев в честь 23 фев­раля ждёт празд­ни­чный салют

22 февраля

На дет­ский отдых в Архан­гель­ской области будет выделе­но полмилли­ар­да рублей

21 февраля

Две войны Фёдо­ра Абрамова

21 февраля

Заслуж­ен­ный работ­ник лес­ной про­мыш­лен­нос­ти РФ Нико­лай Львов отмеча­ет семи­деся­ти­ле­тие

20 февраля

Губер­на­тор Поморья Игорь Орлов: «Усло­вия социаль­ной ипо­теки улучшены»

20 февраля

Влас­ти Архан­гель­ской области наме­рены про­длить дейс­твие мате­ринс­ко­го капи­тала до конца 2021 года

20 февраля

Автоб­ус­ный парк Архан­гель­ска попол­нился десятью новы­ми машинами

20 февраля

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 21 февраля

20 февраля

В области раз­рабо­та­ют регио­наль­ный кад­ровый кон­курс «Моло­дые лиде­ры Поморья»

19 февраля

В Архан­гель­ской области нача­лась дет­ская оздо­ро­ви­тель­ная кам­пан­ия-2018

19 февраля

В Архан­гель­ске оглаше­ны пер­вые итоги голо­сова­ния по выбору тер­рито­рии для бла­го­ус­тройства

19 февраля

В Архан­гель­ске объяв­лены победи­тели II чем­пи­она­та WorldSkills Russia

17 февраля

Архан­гело­гор­од­цы при­нима­ют учас­тие во Все­рос­сийск­ом съез­де дольщиков

Похожие материалы

23 февраля Общество

Про­мыш­ленные аль­пин­ис­ты в Коряж­ме: рож­дённые летать и ползать

22 февраля Общество

На дет­ский отдых в Архан­гель­ской области будет выделе­но полмилли­ар­да рублей

21 февраля Общество

Две войны Фёдо­ра Абрамова

21 февраля Общество

Заслуж­ен­ный работ­ник лес­ной про­мыш­лен­нос­ти РФ Нико­лай Львов отмеча­ет семи­деся­ти­ле­тие

19 февраля Общество

В Архан­гель­ске оглаше­ны пер­вые итоги голо­сова­ния по выбору тер­рито­рии для бла­го­ус­тройства

15 февраля Общество

Севе­ряне теперь могут подать элект­ро­нное заяв­ле­ние в ЗАГС

15 февраля Общество

Как рабо­та­ет «доро­га жиз­ни» на Кегостров

14 февраля Общество

Про­из­водст­вен­ный роман с про­дол­жени­ем

12 февраля Общество

В Архан­гель­ской области при­няты пер­вые заяв­ле­ния на выплату феде­раль­ного детс­ко­го пособия

9 февраля Общество

Жите­ли Поморья про­дол­жа­ют выбирать тер­рито­рии для бла­го­ус­тройства

9 февраля Общество

В Коряж­ме успе­шно раз­вива­ет­ся дет­ская арт-сту­дия

7 февраля Общество

Про покори­те­лей Аркти­ки, обнищ­ав­шего Фильку и док­тора Солнышко

5 февраля Общество

Когда семьи с «осо­быми» деть­ми полу­чат путёв­ки в сана­то­рии «Тере­мок»?