Вышла телепрограмма «Ревизорро», посвященная Архангельску. Слабонервным потребителям смотреть с валерьянкой
Одним из плюсов Архангельска называют обилие заведений общественного питания на любой вкус и кошелек. Очень многие едят не дома, особенно в обеденный перерыв.
А зачем тащить на работу саморучно слепленную котлету в пластиковом контейнере, если за углом офиса две столовые, три кафе, суши-бар и чебуречная? Да, иногда общепит травит клиентов сальмонеллой. Ну так это же исключения, потом он исправляется и кормит еще лучше.
В июле этого года в Архангельск нагрянула с проверкой программа «Ревизорро», которая выходит на телеканале «Пятница». Если кто не в курсе: это что-то вроде «Контрольной закупки», только для гостиниц и предприятий общепита. Ведущая Лена Летучая со съемочной группой буквально врывается в заведение и следует прямо на кухню (по закону о СМИ имеет такое право).
Потому что именно там, а не в красивом зале ресторана, как выясняется, происходит самое интересное...
В Архангельске Летучая проинспектировала мини-отель «Поморский» и гостиницу «Пур-Наволок», рестораны «Север» и «Остров», а также кафе-бар «Братья-гриль».
И вот на днях состоялась премьера архангельского выпуска «Ревизорро». Канал есть не во всех телевизорах, но программа доступна в Интернете, соцсетях, народ ее вовсю выкладывает и комментирует.
Отели – это для гостей города. Нас, аборигенов, интересуют «едальни». Самое большое впечатление на архангельского зрителя, без сомнения, произвели сюжеты из «Севера» и «Острова».
Слабонервным потребителям такое лучше не смотреть. Или с валерьянкой.
Когда мыли вытяжку?
Итак, 43-летний «Север», некогда брендовый ресторан Архангельска. Летучая, вся в белом, влетает в горячий цех, где ее встречает растерянная повариха.
– А это что у вас на столе в кастрюльке? Солянка? Почему не в холодильнике?
– Я ее только что подавала.
– Она же холодная, вы не могли ее только что подавать.
– Солянка у нас всегда пользуется спросом, поэтому мы и в холодильник ее не убираем.
– У вас жарко, она же за пару часов скиснет!
На вытяжке, словно живые, шевелятся длинные хлопья грязи – прямо над сковородками, в которых шкворчит чей-то заказ.
– Когда в последний раз мыли вытяжку? – строго спрашивает «Ревизорро».
– В мае был санитарный день.
– А на дворе уже июль!
Почти все мясо в холодильнике оказалось без маркировки, то есть, когда оно поступило и сколько тут пролежало «месяцев или лет», – никто не знает. Вспомним Булгакова: свежесть у осетрины бывает только одна – первая, она же и последняя. Заветренный майонезный соус (тоже без даты), вчерашняя окрошка, мутный овощной салат... Повар оправдывается, что не успевает за всем уследить, – одна на смене. Экономия...
Масло для фритюра в ресторане меняют «по графику» – раз в неделю. Представляете? «Ревизорро» опускает в него анализатор кухонных жиров, и тот светится красным: канцерогены!
– А вот здесь есть тараканы, ребята, – начинает Летучая и вскоре переходит на визг. Кто-то скажет: специально, это же телешоу! Да на ее месте любая бы завизжала...
До этой программы многие телезрители наверняка даже не догадывались, что на свете существует столько разновидностей тараканов. В «Севере» их просто полчища: мелкие, огромные, жирные, с усами и без, разных форм, есть даже альбиносы...
– Мы с ними боремся, – опять одна за всех отвечает повариха. – Приходит человек и поливает. Но почему-то чем больше брызгаем, тем больше их появляется...
Вместе с Летучей в ресторан пришли тайные покупатели, все с букетами – чтобы проверить, как их встретят и найдут ли для цветов вазы. Некоторых встречали словами «опять с веником». Но после тараканьих бегов на кухне это уже такие мелочи...
– Эти люди подставные! – заявляет администратор Кристина Эдуардовна.
– Зато у вас тараканы не подставные, – ответствует «Ревизорро».
Что просрочка делает в холодильнике?
Ресторан и кофейня «Остров». В зале красиво, чинно, благородно. А на кухне...
– Купаты домашние, 12.03.15, срок хранения – 90 суток. Сегодня 21 июля. Просрочка! Белые грибы, 13.07.15... Нормально! Разморозили – и восемь дней они так лежат... Балык, 9.07.15, срок годности – 10 суток. Просрочен! Имбирь маринованный, 10.07.15, годен всего один день, лежит все десять, – перечисляет ведущая.
В холодном цехе половина десертов оказались просроченными. А на тортах, с виду таких красивых, дата производства не значилась вообще.
– Что просрочка делает в холодильнике? – спрашивает Летучая товароведа Наталью.
– Не усмотрели...
– Ну как не усмотрели? Травите людей за их же деньги.
– Теперь внимательнее будем...
Если в «Севере» масло для фритюра меняют раз в неделю, то в «Острове» – раз в два месяца. Так записано в журнале замены. А вид самого масла заставляет задуматься, меняют ли его вообще. Анализатор жиров просто зашкаливает...
– Вы знаете, что ваше масло – это яд?
– Знаем. Сегодня поменяем...
Полагаем, в «Севере» и «Острове» с июля вообще многое поменялось.
Нам тут есть!
В начале программы указывается, что она не сотрудничает с владельцами предприятий и производится за счет телеканала. Предполагается также, что персонал не может заранее знать о визите «Ревизорро». Однако скептики все равно находятся: мол, если в номере отеля за тумбочкой нет ни пылинки – значит, знали и готовились, всех горничных под ружье-пылесос поставили!
Но если чистоту можно навести специально, то намеренно развести жуткую грязь – вряд ли. Ну не Летучая же заранее завезла тараканов в наш легендарный ресторан! А из обследованных ею заведений проверку прошли только «Пур-Наволок» и «Братья-гриль».
После выхода программы многие завсегдатаи архангельских ресторанов и кафе призадумались. «Ревизорро» приехала и уехала, проверив далеко не всех. А нам тут есть. Что делать, если даже в недешевых заведениях кормят просроченными продуктами? Всем дружно переходить на домашние котлетки? Так общепит тогда прогорит, безработица будет...
Спокойствие, только спокойствие. Ведь у нас имеется свой «Ревизорро» – региональное управление Роспотребнадзора. А в январе этого года вступили в силу радостные для потребителя изменения в законодательство. Они вернули Роспотребнадзору право проводить внезапные проверки общепита. До того на протяжении нескольких лет санинспекторы не могли приходить в столовые, кафе и рестораны без предупреждения как минимум за сутки. Может, поэтому там и расплодились насекомые?
Причем результаты таких проверок надо обнародовать в полном смысле слова. Пока же Роспотребнадзор сообщает на своем сайте только цифры: сколько предприятий проверили и нарушений нашли. А вот если бы там указывались названия проштрафившихся ресторанов и кафе, клиенты быстро бы их перевоспитали. Рублем, который отнесли в другие заведения.