23.09.2015 12:13

Прожиточный минимум – вырастет, сроки ожидания медицинской помощи – сократятся

Сергей Эммануилов

Проект закона «О внесении изменений в отдельные областные законы» рассматривался на днях на заседании комитета по здравоохранению и социальной политике областного Собрания депутатов. В чем суть вносимых поправок? Об этом мы попросили рассказать председателя комитета Сергея Эммануилова.

– Сергей Дмитриевич, в областной закон предполагается внести сразу несколько изменений. Один из вопросов, обсуждаемых на заседании комитета, напрямую касается организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области. О чем идет речь?

– Об изменении подходов к методике расчета нормативной численности муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении недееспособных совершеннолетних граждан. Раньше этот норматив рассчитывался в целом из общего количества совершеннолетних граждан, проживающих на территории муниципального образования. И не учитывалась специфика муниципалитета. Но в одном муниципальном образовании недееспособных граждан, подлежащих опеке, может быть мало, в другом – много. И, допустим, если мы возьмем Приморский район, где расположена психиатрическая больница, – специалисты органов опеки там очень перегружены. На одного специалиста приходится порядка 70 подопечных.

– И как изменится норматив сейчас?

– При расчетах будет учитываться количество граждан, которые непосредственно нуждаются в опеке и попечительстве. Инициативу, на наш взгляд, необходимо поддержать. Более того, мы будем рекомендовать областному Собранию принять ее в двух чтениях. Это связано с вопросом формирования бюджета. Речь ведь о полномочиях области, которые мы передаем муниципалитетам, подкрепляя субвенциями из областного бюджета. Суммы, конечно, будут разные. И тот же Приморский район получит больше.

– Вносятся изменения и в проект областного закона о прожиточном минимуме. Что ждет северян?

– Закон о прожиточном минимуме также является одним из бюджетообразующих. Так, например, определение величины прожиточного минимума пенсионера дает возможность определить размер социальной доплаты к пенсии, которая в итоге позволяет получать сумму не меньше прожиточного минимума. Например, сейчас величина прожиточного минимума пенсионера – 8812 рублей. Меньше по закону никто пенсию получать не может. На следующий год определена величина – 11173 рубля.

Вторая задача, которую предстоит решить, – определение и утверждение размера ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей. Это одна из мер, направленных на решение демографических проблем и стимулирование рождаемости. Ежемесячная сумма выплачивается семьям до достижения ребенком трех лет при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевой доход населения на территории Архангельской области. Если учесть, что среднедушевой доход у нас сейчас больше 20 тысяч рублей, то под эти условия подпадает основное количество семей.

– Это пособие выплачивается только на одного ребенка в многодетной семье?

– Да. Но если в семье уже есть трое детей и по каким-то причинам эта мера социальной поддержки не была получена, то выплата будет распространяться на четвертого или пятого ребенка. Сейчас ежемесячная сумма составляет 10138 рублей, с 2016 года это будет уже 12754 рубля.

– Выплата полностью федеральная или областной бюджет тоже участвует?

– Безусловно, это дополнительная нагрузка для областного бюджета. Если в самом начале реализации этой нормы расходы области составляли где-то пять процентов, то сейчас 80 процентов обеспечивается за счет федеральных средств, а 20 процентов – расходы области.

– На заседании комитета рассматривался вопрос и о подготовке территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Каковы особенности формирования этой программы на 2016 год?

– Первое и, пожалуй, самое главное – для пациентов предусматривается сокращение сроков ожидания по некоторым видам медицинской помощи. Прежде всего сократятся сроки ожидания при обращении к участковому терапевту, врачу общей практики. Норматив составит 24 часа. К узким специалистам – до десяти дней. Сокращаются также сроки ожидания для проведения диагностических исследований в части компьютерной томографии и МРТ. Если они в 2014 году составляли три месяца, в текущем году – 30 дней, то в следующем году сроки сократятся уже до 20 дней.

– А если сроки все-таки не будут соблюдаться, что делать пациентам?

– Обращаться в свою страховую медицинскую компанию, которая должна отстаивать их права и интересы.

На заседании комитета был также рассмотрен отчет об исполнении бюджета территориального Фонда ОМС за первое полугодие 2015 года. И, в соответствии с официальной отчетностью, все неплохо. Но на деле много проблем, прежде всего в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи.

– А с чем, на ваш взгляд, это связано?

– Прежде всего с кадровыми проблемами. Это касается и сельской местности, когда закрываются ФАПы из-за того, что просто некому работать – прежние специалисты уходят на пенсию, а молодежь на замену не едет. Это и недостаток специалистов в первичном звене здравоохранения – не хватает участковых терапевтов, врачей общей практики, узких специалистов – трудно бывает попасть на прием. Конечно, реализуется целый комплекс мер, направленных на разрешение ситуации, но очевидно, что сразу проблема не решится. Требуется время.

– Но проблема-то ведь возникла не сегодня. Медицинские кадры у нас давно в дефиците.

– Я скажу больше, – год от года в Архангельской области снижалось общее количество врачей, работающих в отрасли, и общее количество среднего медицинского персонала. Сейчас хотя бы удалось приостановить это «падение», стабилизировать ситуацию.

– А почему не хватает специалистов? Мы же территория, которая имеет свой медицинский вуз. Врачи не работают по специальности, уходят в частную медицину?

– Здесь много факторов. Первое – достижение пенсионного возраста и выход на пенсию, второе – отъезд в другие регионы, третье – отток в частную медицину. И то, что у нас свой медицинский университет, как раз и позволяет обеспеченность кадрами поддерживать на удовлетворительном уровне. Если сравнивать с другими областями, например, с Вологодской, там ситуация еще тяжелее.

Поэтому, если говорить о проблеме доступности медицинской помощи в целом, первое, к чему мы приходим, оценивая ситуацию, – кадровая причина. На втором месте, учитывая особенности нашей области, – отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, на третьем – отсутствие устойчивой и качественной связи в отдаленных населенных пунктах.

Между тем все структурные перемены, которые происходят сегодня в здравоохранении страны, в общемто, логичны. Присутствует тенденция к централизации медпомощи в связи с повышением ее технологичности.

Как пример – родовспомогательная помощь. По сегодняшним критериям, не по тем, которых мы придерживались десять и пятнадцать лет назад, обеспечить безопасное родовспоможение, особенно при наличии патологии, в условиях небольшой районной больницы – невозможно. И сейчас большое количество женщин рожают за пределами своего района – в Архангельске, Котласе, Коряжме, Вельске. Но порой приходится слышать: «Нет, вы создайте нам условия в районной больнице». А это – нереально. Туда просто не поедут специалисты, а если и поедут, то мы не сможем загрузить их необходимым объемом деятельности. Ведь если врач-реаниматолог или неонатолог будет работать в тех условиях, он просто утратит свои профессиональные навыки.

Но если бы в области была развита транспортная инфраструктура – пациент сел бы в автомобиль, поезд, самолет и спокойно добрался до крупного медицинского центра, – проблема не стояла бы так остро. Это связано и с высокими стоимостными характеристиками – не все пациенты могут финансово позволить себе перелет из того же Лешуконского района в Архангельск. Была бы качественная связь, то во многих случаях можно было бы получить теле-медицинскую консультацию на месте. А у нас порой даже дозвониться проблема…

– И какой тогда выход? Там больница закрылась, сюда не добраться.

– Структурные изменения в системе здравоохранения действительно должны происходить параллельно с изменениями в других сферах – социальной, транспортной. И если закрывается медицинская организация в одном месте, то необходимо предоставить пациенту возможность получить помощь в другом. Причем это должно быть и финансово доступно.

Вот уже несколько лет обсуждается вопрос об оплате стоимости проезда беременных и рожениц к месту получения медицинских консультаций и родоразрешения. Но до сих пор вопрос так и не удается решить.

– То есть сейчас свой проезд из глубинки до областного центра роженица оплачивает сама?

– Да. Закрыли мы несколько лет назад родильное отделение в Пинеге. Казалось бы, 200 километров до Архангельска – недалеко, но все понимают, что это не комфортная дорога. Беременная едет, подвергаясь определенным испытаниям. Конечно, если возникнет экстренная ситуация, то за ней прилетит вертолет санавиации. Но так бывает редко.

– А онкобольным тоже не оплачивается проезд до места лечения?

– Оплата проезда онкобольным и больным туберкулезом, в соответствии с областным законодательством, осуществляется при проезде из районов, населенных пунктов, где транспортная доступность обеспечивается только за счет авиации. А те пациенты, кто добирается на автомобилях, поездом – за свой счет. И мы порой сталкиваемся с такими фактами, что онкобольной из глубинки, которому сложно физически и финансово добраться до медицинского центра, просто машет на себя рукой…

К сожалению, когда недавно в Москве шел разговор, организованный ОНФ в рамках встречи президента с медицинской общественностью, эта тема детально не обсуждалась. Но проблема объективно очень болезненная. И нам пора выйти за рамки каких-либо иллюзий. Да, перемены, сопровождающиеся централизацией, происходят и в развитых европейских странах. Но не надо забывать, что там, как правило, это проходит в принципиально других условиях – малых расстояний, развитой дорожной инфраструктуры и совершенно другого уровня жизни. И если пациент там не может по каким-то причинам добраться до места получения медицинской помощи, то государство берет на себя решение этих вопросов.

– На ваш взгляд, какие шаги можно предпринять уже сейчас в Архангельской области для решения проблемы?

– В областном законе прописана такая норма как необходимость постепенного развития пациент-отелей при областных и центральных районных больницах. Сегодня беременная женщина из глубинки, которая в силу разных причин должна быть родоразрешена в Архангельске, старается заблаговременно попасть в областной центр. Если у нее здесь нет родственников, то выход один – предварительная госпитализация в стационар, хотя по состоянию здоровья она и не нуждается в этом. Поэтому задача, которую надо решить – такие категории беременных до наступления родовой деятельности должны размещаться в пациент-отеле. Сейчас в области, в рамках пилотного проекта, есть два таких отеля – в Архангельске, в онкодиспансере, и при Карпогорской ЦРБ.

– А проживание там во сколько обходится пациенту?

– Плата за койко-место – 200–300 рублей в сутки. Но необходимо постепенно делать услугу бесплатной. При этом пациенты должны быть обеспечены питанием и иметь возможность получать лечение в условиях дневного стационара. Надеемся, что в следующем году вопрос удастся частично решить, но когда именно, в целом сказать пока сложно – проект бюджета 2016 года будет тяжелым.

– На заседание комитета был вынесен и вопрос льготного лекарственного обеспечения. Как вы оцениваете ситуацию?

– Пока как напряженную в связи с тем, что объем предусмотренных в этом году бюджетных средств явно недостаточен. Дефицит составляет свыше 200 миллионов рублей. Хотя заведомо сумма была заложена существенно меньше, чем требовалось: министерство финансов и правительство пошли на этот шаг из-за дефицита бюджета, но при этом были поставлены жесткие условия, что потребность будет откорректирована в течение текущего года. То есть, вместо 600 миллионов заложили 200, затем откорректировали до 475: получили финансовую поддержу из федерального бюджета – 135 миллионов и 137 миллионов – из областного. Ситуацию в целом удалось стабилизировать. Так, если еще весной, образно говоря, лихорадило, то сейчас жалоб практически не поступает, за исключением конкретных частных случаев.

Но на заседании комитета в ходе обсуждения выяснилось, что сложности вновь могут возникнуть уже в ноябре-декабре. Поэтому проблема сейчас находится под пристальным вниманием комитета. И, безусловно, мы вновь ставим вопрос перед правительством области о выделении недостающих средств до конца текущего года, но уже оцениваем потребность не в 600, а в 681 миллион рублей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ. Фото Павла Кононова