11.03.2015 07:55

Маймаксанская судоверфь: до музейного экспоната еще далеко

В конце прошлой недели Маймаксанская судоверфь, теперь база технического обслуживания АТФ, отмечала свое 80-летие. Отмечала не пышно – без оркестров, без флагов и транспарантов, без торжественных речей, а, как говорили раньше, трудовыми успехами.

Траулер «Конотоп» в доке базы техобслуживанияЗдесь, на левом берегу речки Соломбалки при ее выходе в Маймаксанский рукав, ремонтное предприятие рыбаков существует более тридцати лет. Но до того как БТО стала частью акционерного общества «Архангельский траловый флот», тоже была история со своими заслугами, со своими трудностями. Об этом сегодня может узнать любой желающий во вновь открытом после долгого перерыва музее, где представлены документы, фотографии, экспонаты и модели построенных здесь судов.

В начале марта 1935 года приказом по Архангельскому территориальному управлению Северного морского пути было создано предприятие по строительству деревянных судов, которое через много лет получило название «Маймаксанская судоверфь». Ко времени появления этого приказа верфь представляла собой всего лишь строительную площадку. В небольших сараях размещались кузница, склад, шлюпочная мастерская, и лишь предполагалось, что здесь будут развернуты стапеля, слипы, причалы.

На следующий год, хотя строительство цехов и бараков продолжалось, состоялась закладка двух гидрографических судов «Полярник» и «Якутия». А еще через год были построены и сданы заказчику шхуна для пограничной охраны, более тридцати буксирных катеров, около сотни спасательных шлюпок, карбасов, лодок. В 1938 году появились слип для подъема судов, лесопильная рама, здания механического и котельного цехов, жилой дом, столовая. Судоверфь получила электроэнергию. К ее причалу на ремонт вставали ледокольные суда «Русанов», «Малыгин», «Садко», «Сибиряков».

С первых дней войны рабочие верфи встали в ряды защитников Родины. Всего за военные годы на фронт ушли более двухсот человек. Несмотря на то, что численность коллектива значительно уменьшилась, производственные планы оставались напряженными. Маймаксанские судостроители освоили производство минометов, минных тралов. На ремонт сюда стали приходить не только гражданские суда, но и военные корабли. После войны судоверфь продолжила строить и ремонтировать малые суда, катера, шлюпки. Однако тогда же было принято решение – отказаться от строительства деревянных судов, начать выпуск небольших металлических плавсредств.

Появились корпусно-сварочный цех, металлорежущее и электросварочное оборудование, грузоподъемные средства. В 1952 году судоверфь освоила строительство рейдовых буксиров РБТ-300; за 12 лет их было построено 237 единиц. Благодаря этому предприятие получило известность не только в Советском Союзе от Верхоянска до Одессы, но и далеко за его пределами – в Венгрии, Египте, Йемене...

В 1965 году предприятие было передано Министерству рыбного хозяйства с новой задачей – постройка малых судов для перевозки охлажденной рыбы. А теперь о том, что еще не стало экспонатами музея. В 1991 году предприятие как база технического обслуживания вошло в состав Архангельского тралового флота, стало частью большого рыбопромыслового комплекса. С того времени основной работой для БТО стало междурейсовое обслуживание рыбацких судов.

Не всегда гладко жилось и трудилось его работникам. Скептики утверждают, что предприятие трижды находилось на грани ликвидации. Первый раз – когда в конце 90-х развалился судоремонтный завод на Фактории. Тогда волевым решением руководства АТФ весь процесс ремонта траулеров был перенесен в Маймаксу.

Второй случай – это почти состоявшееся банкротство тралфлота. Тогда только совместными усилиями плавсостава и судоремонтников, на голом энтузиазме и практически без денег суда выходили на промысел. И возвращались с рыбой, чтобы закрыть долги. Последний случился год назад. Тогда многим казалось, что база техобслуживания после приватизации обречена на продажу. Опытные специалисты, не видя перспективы, уходили в другие компании, ветераны – на пенсию.

Но вопреки пессимистичным прогнозам БТО не пошла с молотка. Ее руководитель Николай Соломенников, назначенный после передачи рыбацкого предприятия компании «Вирма», сумел организовать производство, настроить коллектив на уверенность в будущее. Более того, доказал, что собственная база ремонта жизненно необходима тралфлоту, что ее модернизация сократит расходы и улучшит качество работ. Маймаксанские корабелы, как в недавнем прошлом, занялись подготовкой траулеров к промыслу.

ПСТ «Конотоп» после проведенного на БТО междурейсового техобслуживания ушел в море. Его место у причала занял однотипный «Ачинск»: траулеру требовался ремонт и освидетельствование Регистра судоходства. Сегодня он тоже ловит рыбу, а на очередном прибывшем сюда для ремонта ПСТ «Ветлуга» работы близки к завершению...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ. Фото автора.