24.06.2020 13:07

«Была бы информация, ничего бы этого не случилось»

Участники совещания побывали на площадке будущего комплекса

Жители пинежской Шотовы забили тревогу: начиная с апреля, они стали регулярно наблюдать неизвестные самосвалы, забирающие песок из карьера недалеко от берега Пинеги

Они увозили его в сторону региональной трассы, прямо по их единственной и без того разбитой дороге, ведущей через деревню. Что и где строят, никто из местных не знал, а потому к кому обращаться тоже было непонятно. В результате, жители обратились сразу ко всем, к кому только можно.

Насколько серьёзно восприняли ситуацию на всех уровнях власти, можно было понять на состоявшемся в Карпогорах открытом выездном заседании комитета областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии: на нём присутствовали министр природных ресурсов области Александр Ерулик и заместитель председателя правительства области Евгений Евтушенко, оба, как отметил Евтушенко, – по поручению врио губернатора Александра Цыбульского. Также прибыла депутат Госдумы Елена Вторыгина.

Ещё до заседания стало ясно, что забор песка рядом с Шотовой связан со строительством лесоперерабатывающего комплекса недалеко от железнодорожной станции Карпогоры Группой компаний «УЛК». Год назад он был включён в число федеральных приоритетных проектов.

Генеральный директор Группы компаний «УЛК» Владимир Буторин признал, что у жителей не было никакой информации и что это серьёзная недоработка. И подчеркнул, что проблему с дорогой можно было бы решить одним звонком ему напрямую. Он рассказал о проекте: Пинежский ЛПК планируется запустить к 2024 году. Это будет современный перерабатывающий комплекс полного цикла. Завод займёт 150 гектар, рядом на такой же площади построят полигон для производственных отходов.

– Что касается забора песка у реки в Шотовой, руководители нашего леспромхоза брали оттуда песок для строительства терминала, – сказал Владимир Буторин. – Я дал команду, чтобы на этой площадке ничего не делали сейчас, чтобы это не выглядело, как будто мы заглаживаем раны, я обещаю, что до конца июня здесь будет всё приведено в порядок и будет выглядеть лучше, чем было до этого. Площадь, которую нужно будет привести в порядок, вы определите сами. Уже с завтрашнего дня ни одна наша машина по дороге в Шотовой ездить не будет.

Глава «УЛК» дал понять, что готов на компромиссы.

– Вообще, для строительства комплекса нам нужны только песок, ПГС, вода из Пинеги и немного электроэнергии, – продолжал он. – Вода нужна для системы орошения пиловочника по замкнутому циклу. Такие проекты у нас уже успешно работают – сомневающимся можно приехать и посмотреть. В случае, если вы принципиально не захотите давать нам воду, мы просто пробурим несколько скважин, чтобы, как говорится, хватило воды руки помыть, а от системы орошения пиловочника откажемся.

То же самое глава «УЛК» сказал про электроэнергию («откажете в ней – быстрее построим свою ТЭЦ») и про песок и гравийно-песчаную смесь из местных карьеров («Если вы будете категорически против, чтобы мы брали песок и ПГС, ничего страшного не произойдёт: у нас оформлен карьер «Лиственничный», всё сможем завозить оттуда»).

Владимир Буторин сказал, что планируют использовать два карьера на пинежской территории: «Хвойный», от которого ведёт своя производственная дорога напрямую до завода, и «Верхняя Варда», откуда готовы вывозить песчано-гравийную смесь только в зимний период.

– Сейчас мы пользуемся только участком вашей дороги – километр сто в районе Междуреченского, и тут мы обещаем участок от железнодорожного переезда и километр сто до нашей дороги, ведущей на территорию завода, до конца июня отсыпать щебёнкой, затрамбовать, обеспылить и работать там только в дневное время. До площадки комплекса уже спроектировали дорогу в обход Междуреченского, по лесу. Таким образом, после реализации проекта ни один лесовоз и ни один самосвал даже пересекать ваши дороги не будут, – заверил Владимир Буторин присутствующих.

– Вы не обижайтесь на пинежан: мы люди нормальные. Просто всё должно быть гласно, всё должно быть согласовано. Люди всполошились только оттого, что никто ничего не знал. И я думаю, если бы вы пришли к людям и рассказали всё, как рассказываете сейчас, ничего бы этого не было, – обратилась к Владимиру Буторину депутат районного Собрания Елена Соплякова.

Эту мысль разделяли все выступавшие на заседании.

– Мне хотелось бы, чтобы мы достигли взаимопонимания, потому что обычно бизнес у нас ведётся как? В районах размещаются леспромхозы, а заводы строятся в Архангельске и рядом. Сейчас же вы можете получить предприятие в своём районе, которое будет платить налоги как в региональный, так и в муниципальный бюджет, – обратился к местным жителям глава комитета Александр Дятлов.

– Здесь есть недоработка инвестора: люди не были информированы. Но на сегодняшний момент, мы видим, инвестор услышал жителей, – сказала заместитель председателя комитета областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Ирина Фролова, комментируя ситуацию. – Бизнес, который присутствует на территории района, это социально ответственный бизнес. Поэтому уже сегодня вокруг Карпогор построена объездная дорога, чтобы лесовозы и другая крупная техника не ездили по самому посёлку. Сейчас в правительстве Архангельской области прорабатывается вопрос о содержании дорог регионального значения в государственно-частном партнёрстве с лесозаготовителями. И, я думаю, это прекрасный вариант для того, чтобы наши дороги были на нормативном уровне.

– Были вопросы и у нас, но после общения с Владимиром Буториным, после того как он показал, насколько проект проработан и насколько он готов к любым ситуациям развития, можно судить о том, что, возможно, пришёл бизнес с человеческим лицом… Я думаю, этот проект имеет большую перспективу, – отметил заместитель председателя правительства области Евгений Евтушенко.

Владимир Буторин заверил, что намерен вкладывать очень серьёзные средства в развитие Пинежского района.

– Там, где у нас есть производства, мы создаём комфортную среду для людей, – сказал он. – У меня принцип: пятьдесят процентов заработанных денег отдавать людям. Если будет тяжёлый экономический год, я отложу какие‑то производственные проекты, но обещания перед людьми выполню.

А когда одна из жительниц Шотовой озвучила мечты местных о хорошей дороге до Архангельска и автомобильном мосте через Пинегу, ответил на её слова так:

– Когда в Пинежском районе будет расположен самый крупный завод в России, когда будет развиваться экономика, тогда реально будет ставить вопрос перед правительством Архангельской области и о том, чтобы построить сюда нормальную дорогу и построить мосты. У нас с областным правительством очень много проектов пятьдесят на пятьдесят.

Также он сказал, что со следующего года холдинг планирует ставить через пинежские реки низководные мосты, – пока это необходимо для строительства завода. Проезд по ним будет бесплатным.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА. Фото автора