Катерина на ПАЗе

8 марта 2017 11:06 Из газеты Праздники
Екатерина Парфёнова
Екатерина Парфёнова

36‑летняя Екатерина Парфёнова уже 10 лет водит ПАЗики в Архангельске.

Еду я как‑то на «девятке» по Троицкому. Вдруг смотрю в зеркало на лобовом стекле, а за рулём – женщина! Это была первая представительница прекрасного пола, которую мне приходилось видеть на водительском кресле архангельского автобуса. Отвлекать водителя от дороги нехорошо, поэтому знакомство не состоялось. Поговорила с коллегами: выяснилось, что их в ПАЗиках женщины тоже ни разу не возили. На такси – да, но чтобы на автобусе!

Как нам пояснили в администрации Архангельска, гендерная статистика среди водителей городского транспорта не ведётся. Главное, чтобы права были и необходимая квалификация, а уж мальчик ли, девочка – это дело десятое.

Мы связались с владельцем автобуса, обслуживающего маршрут № 9 – частным перевозчиком ООО «АРХТРАНСАВТО». Выяснилось, что на частника работают две женщины-водителя. Одна на момент подготовки материала была в отпуске, а вторая – 36‑летняя архангелогородка Екатерина Парфёнова – должна была быть на выходном, но по счастливой случайности согласилась подменить на маршруте коллегу.

Договорились о встрече на конечной остановке – дальнобойной стоянке на Экономии – в обеденное время. Погода, как говорится, была ужасная – дождь со снегом и лужи под ногами на остановке, – а водитель была прекрасная. Екатерина Парфёнова – водитель опытный. Своё мастерство она не раз доказывала на личных первенствах водителей автобусов.

Мечта детства

— Нравится возить людей, вот и пошла водителем, – говорит Екатерина. – Вот уже десять лет работаю. Пару лет я просто на «легковушке» ездила, а потом стала водить автобус. Это была моя мечта с детства.

– Почему?

— Не знаю, вот такая загадочная мечта. Просто нравится возить пассажиров. Я бы и троллейбус попробовала поводить. Конечно, это не то же самое, что машину водить: тут габариты больше, ответственности больше. Надо просто оценивать ситуацию, заранее предполагать, что может произойти.

– А до того, как в водители пойти, вы где учились?

— У меня была специальность – зоотехник. Но когда я училась, сельское хозяйство было в упадке, работы не было. Вот я и вспомнила мечту детства. Училась я в ДОСААФе на ЛИАЗе – большом, старом. До этого я кондуктором работала. С первого раза теорию сдала, со второго – вождение.

– Тяжёлая у вас работа?

— Человек ко всему привыкает, но я бы не сказала, что тяжело. Это с опытом приходит.

– Кем проще быть – кондуктором или водителем?

— Кондуктором, конечно, там ответственность меньше. Хотя тоже не так‑то просто: с деньгами имеешь дело.

«Женщину нам не надо…»

– На каком маршруте вы начинали водить?

— Сначала меня ещё брать никто не хотел. Говорили: «Женщину нам не надо. А вдруг автобус сломается?» А потом меня одна женщина взяла на частный автобус. Так я полгода отработала на 11‑м маршруте. Потом на 76‑й вышла, и ещё потом – на 104‑м работала. Ленинградский проспект уже приелся, а тут на «девятке» поспокойнее, пробок поменьше.

– А если действительно автобус ломается?

— По мелочам я сама справляюсь, а если что‑то серьёзное – в гараж едем или слесаря приезжают на место и ремонтируют.

– В такую погоду, наверное, особенно непросто?

— В гололёд просто нужно поаккуратней быть: скорость делаешь поменьше, и получается, что только-только приезжаешь на конечную остановку, и сразу надо разворот делать и обратно ехать. Интенсивность движения маленькая в городе. Самое трудное время – начало зимы, когда снег только ложится, легковушки ещё резину не поменяли, и весной, когда вот такая непонятная погода. И зимой, в обильные снегопады, когда дороги не убирают, остановки накатываются и к ним не подъехать.

– Получается, женщина вполне может водить ПАЗик?

— Конечно! В крупных городах, в Москве и в Питере, на троллейбусах и автобусах женщины так же ездят. А у нас всё равно до сих пор пальцем тыкают, удивляются. В основном пассажиры, коллеги‑то уже все привыкли. Но я ведь не одна на маршруте: у нас ещё есть девушка Люба.

Я и мой друг кондуктор

– Первое время вам, наверное, приходилось доказывать мужчинам свою профпригодность?

— Само собой. Надо было отстаивать себя, своё «я» показывать. А то ведь поначалу-то обижали. Сейчас притёрлись. Договариваемся, чтобы не мешать друг другу, чтобы интервалы движения нормальные были.

– Были у вас когда‑нибудь происшествия за рулём?

— И в меня въезжали, у меня была ситуация: гололёд, впереди идущая машина резко встала, я не смогла затормозить – масса ведь большая у автобуса. Стукнула по инерции. Без этого никуда, как говорится.

– Бывает, что водители по рации ругаются…

— А я сразу убавляю звук, пускай они там ругаются, а пассажиров это беспокоить не должно. Замечания без толку делать.

– Чем женщина-водитель от мужчины отличается?

— У каждого, как говорится, свои тараканы. Наверное, женщина плавнее ездит, самосохранение у неё лучше развито. А так, по идее, мало отличаются. Водитель водителю рознь. Бывает, и женщины агрессивно водят. Кому‑то дано, кому‑то – нет. А у меня же мечта с детства была, и вот я её осуществила. Езжу, удовольствие получаю. Кондуктор здесь – мой друг. Мы вместе до этого на 104‑м работали. Хорошо, что его разрешили со мной взять.

Моя жизнь, моя смена

– А вам родители не говорили: «Ну что ты такое придумала, какой ещё автобус?»

— Говорили, а толку‑то? Это же моя жизнь.

– У горожан сейчас очень много вопросов накопилось по архангельским ПАЗикам: что они, мол, старые, толкучка постоянная, кондукторы грубят… А вы что по этому поводу думаете?

— Подвижной состав, конечно, надо менять. Пассажиры тоже порой не ангелы. А кондукторов и водителей, которые хамят, по‑моему, единицы. В основном про них все и пишут.

– 8 марта у вас выходной?

— Нет, 8–9 у меня смена. А 7‑го числа к тому же день рождения. А что делать? Смена есть смена.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева

Общество

18 ноября

В Архан­гель­ской области оце­нят ситу­ацию с обес­пече­ни­ем вете­ра­нов новым жильем

18 ноября

В Архан­гель­ске наг­ради­ли луч­ших роди­те­лей области

18 ноября

В ново­год­ние празд­ни­ки из Архан­гель­ска в Кар­пого­ры пой­дут допол­нитель­ные поезда

18 ноября

Про­граммы «Регио­на 29» можно будет уви­деть на ОТР с 29 ноября

14 ноября

«Зимо­вать будем в тепле»

13 ноября

Внут­ри боль­ше, чем снаружи

13 ноября

В Архан­гель­ске похоло­дало до минус 16 градусов

12 ноября

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» вый­дет 13 ноября

12 ноября

С улиц Архан­гель­ска за ночь вывез­ли 380 тонн снега

11 ноября

На пере­праве через реку Пине­га уста­но­ви­ли онлайн камеру

11 ноября

Кос­модро­му Пле­сецк исполня­ет­ся 25 лет

10 ноября

Птич­ку жалко

8 ноября

Пере­дачи теле­кана­ла «Регион 29» – в эфире Общест­вен­ного теле­виде­ния России

8 ноября

«Сезам» – кто стал лучшим

7 ноября

Пус­кайте впе­реди себя танк – науку

Похожие материалы

6 марта Общество

Совер­шенству нет пре­дела в любом возрасте

6 марта Общество

«У меня оста­лось чувство мно­го­то­чия…»

5 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 6 марта

5 марта Общество

Помор­ские исто­рии: козу­ли, боло­то и комары

4 марта Общество

В Архан­гель­ске откры­лся центр для заня­тий пляж­ными вида­ми спорта

1 марта Общество

На носу хищ­ной птицы

1 марта Общество

Следы оста­ют­ся всегда

27 февраля Общество

Мусор, от кото­рого пах­нет день­гами и политикой

27 февраля Общество

«Даль­ше – толь­ко Белое море и Ледо­витый океан»

26 февраля Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 февраля

26 февраля Общество

Победи­тели кон­курса «Прав­ды Севе­ра» «Бит­ва за уро­жай» полу­чат две теп­лицы для дачи

22 февраля Общество

Порт при­пис­ки: ост­ров Соло­вец­кий, школа юнг ВМФ

21 февраля Общество

Про­вока­ция скандала