Катерина на ПАЗе

8 марта 11:06 Из газеты Праздники
Екатерина Парфёнова
Екатерина Парфёнова

36‑летняя Екатерина Парфёнова уже 10 лет водит ПАЗики в Архангельске.

Еду я как‑то на «девятке» по Троицкому. Вдруг смотрю в зеркало на лобовом стекле, а за рулём – женщина! Это была первая представительница прекрасного пола, которую мне приходилось видеть на водительском кресле архангельского автобуса. Отвлекать водителя от дороги нехорошо, поэтому знакомство не состоялось. Поговорила с коллегами: выяснилось, что их в ПАЗиках женщины тоже ни разу не возили. На такси – да, но чтобы на автобусе!

Как нам пояснили в администрации Архангельска, гендерная статистика среди водителей городского транспорта не ведётся. Главное, чтобы права были и необходимая квалификация, а уж мальчик ли, девочка – это дело десятое.

Мы связались с владельцем автобуса, обслуживающего маршрут № 9 – частным перевозчиком ООО «АРХТРАНСАВТО». Выяснилось, что на частника работают две женщины-водителя. Одна на момент подготовки материала была в отпуске, а вторая – 36‑летняя архангелогородка Екатерина Парфёнова – должна была быть на выходном, но по счастливой случайности согласилась подменить на маршруте коллегу.

Договорились о встрече на конечной остановке – дальнобойной стоянке на Экономии – в обеденное время. Погода, как говорится, была ужасная – дождь со снегом и лужи под ногами на остановке, – а водитель была прекрасная. Екатерина Парфёнова – водитель опытный. Своё мастерство она не раз доказывала на личных первенствах водителей автобусов.

Мечта детства

— Нравится возить людей, вот и пошла водителем, – говорит Екатерина. – Вот уже десять лет работаю. Пару лет я просто на «легковушке» ездила, а потом стала водить автобус. Это была моя мечта с детства.

– Почему?

— Не знаю, вот такая загадочная мечта. Просто нравится возить пассажиров. Я бы и троллейбус попробовала поводить. Конечно, это не то же самое, что машину водить: тут габариты больше, ответственности больше. Надо просто оценивать ситуацию, заранее предполагать, что может произойти.

– А до того, как в водители пойти, вы где учились?

— У меня была специальность – зоотехник. Но когда я училась, сельское хозяйство было в упадке, работы не было. Вот я и вспомнила мечту детства. Училась я в ДОСААФе на ЛИАЗе – большом, старом. До этого я кондуктором работала. С первого раза теорию сдала, со второго – вождение.

– Тяжёлая у вас работа?

— Человек ко всему привыкает, но я бы не сказала, что тяжело. Это с опытом приходит.

– Кем проще быть – кондуктором или водителем?

— Кондуктором, конечно, там ответственность меньше. Хотя тоже не так‑то просто: с деньгами имеешь дело.

«Женщину нам не надо…»

– На каком маршруте вы начинали водить?

— Сначала меня ещё брать никто не хотел. Говорили: «Женщину нам не надо. А вдруг автобус сломается?» А потом меня одна женщина взяла на частный автобус. Так я полгода отработала на 11‑м маршруте. Потом на 76‑й вышла, и ещё потом – на 104‑м работала. Ленинградский проспект уже приелся, а тут на «девятке» поспокойнее, пробок поменьше.

– А если действительно автобус ломается?

— По мелочам я сама справляюсь, а если что‑то серьёзное – в гараж едем или слесаря приезжают на место и ремонтируют.

– В такую погоду, наверное, особенно непросто?

— В гололёд просто нужно поаккуратней быть: скорость делаешь поменьше, и получается, что только-только приезжаешь на конечную остановку, и сразу надо разворот делать и обратно ехать. Интенсивность движения маленькая в городе. Самое трудное время – начало зимы, когда снег только ложится, легковушки ещё резину не поменяли, и весной, когда вот такая непонятная погода. И зимой, в обильные снегопады, когда дороги не убирают, остановки накатываются и к ним не подъехать.

– Получается, женщина вполне может водить ПАЗик?

— Конечно! В крупных городах, в Москве и в Питере, на троллейбусах и автобусах женщины так же ездят. А у нас всё равно до сих пор пальцем тыкают, удивляются. В основном пассажиры, коллеги‑то уже все привыкли. Но я ведь не одна на маршруте: у нас ещё есть девушка Люба.

Я и мой друг кондуктор

– Первое время вам, наверное, приходилось доказывать мужчинам свою профпригодность?

— Само собой. Надо было отстаивать себя, своё «я» показывать. А то ведь поначалу-то обижали. Сейчас притёрлись. Договариваемся, чтобы не мешать друг другу, чтобы интервалы движения нормальные были.

– Были у вас когда‑нибудь происшествия за рулём?

— И в меня въезжали, у меня была ситуация: гололёд, впереди идущая машина резко встала, я не смогла затормозить – масса ведь большая у автобуса. Стукнула по инерции. Без этого никуда, как говорится.

– Бывает, что водители по рации ругаются…

— А я сразу убавляю звук, пускай они там ругаются, а пассажиров это беспокоить не должно. Замечания без толку делать.

– Чем женщина-водитель от мужчины отличается?

— У каждого, как говорится, свои тараканы. Наверное, женщина плавнее ездит, самосохранение у неё лучше развито. А так, по идее, мало отличаются. Водитель водителю рознь. Бывает, и женщины агрессивно водят. Кому‑то дано, кому‑то – нет. А у меня же мечта с детства была, и вот я её осуществила. Езжу, удовольствие получаю. Кондуктор здесь – мой друг. Мы вместе до этого на 104‑м работали. Хорошо, что его разрешили со мной взять.

Моя жизнь, моя смена

– А вам родители не говорили: «Ну что ты такое придумала, какой ещё автобус?»

— Говорили, а толку‑то? Это же моя жизнь.

– У горожан сейчас очень много вопросов накопилось по архангельским ПАЗикам: что они, мол, старые, толкучка постоянная, кондукторы грубят… А вы что по этому поводу думаете?

— Подвижной состав, конечно, надо менять. Пассажиры тоже порой не ангелы. А кондукторов и водителей, которые хамят, по‑моему, единицы. В основном про них все и пишут.

– 8 марта у вас выходной?

— Нет, 8–9 у меня смена. А 7‑го числа к тому же день рождения. А что делать? Смена есть смена.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева

Общество

29 апреля

Объек­тив­ная жур­на­лис­тика – заня­тие убыточное

28 апреля

В Архан­гель­ской области уве­ли­чи­ли в два раза квоты на экстра­кор­пораль­ное оплод­от­воре­ние

28 апреля

Губер­на­тор Игорь Орлов отве­тил на воп­росы севе­рян в эфире кана­ла «Рос­сия 24»

28 апреля

Ледо­ход при­дет в Архан­гельск на май­ские праздники

28 апреля

«Моя жизнь стала дру­гой. Спасибо!»

27 апреля

В Севе­род­винске про­дол­жа­ет­ся «Весен­няя неде­ля добра – 2017»

27 апреля

Жите­ли Архан­гель­ска почтили память изоб­рета­теля теле­виде­ния Бори­са Розинга

27 апреля

В област­ном цен­тре стар­то­вал кон­курс «Луч­ший архан­гель­ский дворик»

27 апреля

Доро­ги в круп­ные дач­ные посёл­ки Архан­гель­ской области при­ве­дут в порядок

27 апреля

В Архан­гель­ской области опреде­лены сроки запрета на рыб­ную ловлю

27 апреля

Спас­ти человека

27 апреля

Жите­лей Архан­гель­ска приг­лаша­ют при­нять учас­тие в сборе маку­лату­ры

27 апреля

В Архан­гель­ске «Водо­ка­нал» прис­ту­пил к отклю­че­нию або­нен­тов-долж­ни­ков

27 апреля

В Архан­гель­ской области идёт про­вер­ка пун­ктов про­веде­ния ЕГЭ

27 апреля

В Архан­гель­ске про­шла кон­фер­ен­ция «Бла­гот­вори­тель­ность в про­вин­циаль­ной Рос­сии – до Урала»

Похожие материалы

27 апреля Общество

Вете­раны смо­гут бес­платно поздра­вить одноп­ол­чан с Днем Победы

25 апреля Общество

В Архан­гель­ской области стар­това­ла акция «Геор­ги­ев­ская ленточка»

19 марта Общество

Архан­гельск встре­тил третью «Крым­скую весну»

8 марта Общество

Игорь Орлов: Жен­ская муд­рость, забота, душев­ное тепло – залог наше­го общего успеха

8 марта Общество

Кате­рина на ПАЗе

25 февраля Общество

На Мас­лени­цу моло­доже­нов Поморья будут уго­щать бли­нами прямо в ЗАГСах

24 февраля Общество

В честь Дня защит­ни­ков Оте­чес­тва над Архан­гель­ском про­гре­мел салют

23 февраля Общество

В Архан­гель­ске про­хо­дят тор­жества в честь Дня защит­ника Отечества

31 декабря Общество

За поряд­ком в празд­ни­ки в Поморье будут сле­дить поли­ция, дру­жин­ники, ЧОПов­цы и Росг­ва­рдия

31 декабря Общество

Губер­на­тор Игорь Орлов поздра­вил севе­рян с нас­тупа­ющим Новым годом

31 декабря Общество

Мит­ропо­лит Дани­ил поздра­вил севе­рян с нас­тупа­ющим Новым годом

9 мая Общество

День Победы в Архан­гель­ске: как это было

9 мая Общество

На пара­де в Мос­кве впер­вые показа­ли С-400 и нов­ей­ший транс­пор­тный самолет.