Катерина на ПАЗе

8 марта 2017 11:06 Из газеты Праздники
Екатерина Парфёнова
Екатерина Парфёнова

36‑летняя Екатерина Парфёнова уже 10 лет водит ПАЗики в Архангельске.

Еду я как‑то на «девятке» по Троицкому. Вдруг смотрю в зеркало на лобовом стекле, а за рулём – женщина! Это была первая представительница прекрасного пола, которую мне приходилось видеть на водительском кресле архангельского автобуса. Отвлекать водителя от дороги нехорошо, поэтому знакомство не состоялось. Поговорила с коллегами: выяснилось, что их в ПАЗиках женщины тоже ни разу не возили. На такси – да, но чтобы на автобусе!

Как нам пояснили в администрации Архангельска, гендерная статистика среди водителей городского транспорта не ведётся. Главное, чтобы права были и необходимая квалификация, а уж мальчик ли, девочка – это дело десятое.

Мы связались с владельцем автобуса, обслуживающего маршрут № 9 – частным перевозчиком ООО «АРХТРАНСАВТО». Выяснилось, что на частника работают две женщины-водителя. Одна на момент подготовки материала была в отпуске, а вторая – 36‑летняя архангелогородка Екатерина Парфёнова – должна была быть на выходном, но по счастливой случайности согласилась подменить на маршруте коллегу.

Договорились о встрече на конечной остановке – дальнобойной стоянке на Экономии – в обеденное время. Погода, как говорится, была ужасная – дождь со снегом и лужи под ногами на остановке, – а водитель была прекрасная. Екатерина Парфёнова – водитель опытный. Своё мастерство она не раз доказывала на личных первенствах водителей автобусов.

Мечта детства

— Нравится возить людей, вот и пошла водителем, – говорит Екатерина. – Вот уже десять лет работаю. Пару лет я просто на «легковушке» ездила, а потом стала водить автобус. Это была моя мечта с детства.

– Почему?

— Не знаю, вот такая загадочная мечта. Просто нравится возить пассажиров. Я бы и троллейбус попробовала поводить. Конечно, это не то же самое, что машину водить: тут габариты больше, ответственности больше. Надо просто оценивать ситуацию, заранее предполагать, что может произойти.

– А до того, как в водители пойти, вы где учились?

— У меня была специальность – зоотехник. Но когда я училась, сельское хозяйство было в упадке, работы не было. Вот я и вспомнила мечту детства. Училась я в ДОСААФе на ЛИАЗе – большом, старом. До этого я кондуктором работала. С первого раза теорию сдала, со второго – вождение.

– Тяжёлая у вас работа?

— Человек ко всему привыкает, но я бы не сказала, что тяжело. Это с опытом приходит.

– Кем проще быть – кондуктором или водителем?

— Кондуктором, конечно, там ответственность меньше. Хотя тоже не так‑то просто: с деньгами имеешь дело.

«Женщину нам не надо…»

– На каком маршруте вы начинали водить?

— Сначала меня ещё брать никто не хотел. Говорили: «Женщину нам не надо. А вдруг автобус сломается?» А потом меня одна женщина взяла на частный автобус. Так я полгода отработала на 11‑м маршруте. Потом на 76‑й вышла, и ещё потом – на 104‑м работала. Ленинградский проспект уже приелся, а тут на «девятке» поспокойнее, пробок поменьше.

– А если действительно автобус ломается?

— По мелочам я сама справляюсь, а если что‑то серьёзное – в гараж едем или слесаря приезжают на место и ремонтируют.

– В такую погоду, наверное, особенно непросто?

— В гололёд просто нужно поаккуратней быть: скорость делаешь поменьше, и получается, что только-только приезжаешь на конечную остановку, и сразу надо разворот делать и обратно ехать. Интенсивность движения маленькая в городе. Самое трудное время – начало зимы, когда снег только ложится, легковушки ещё резину не поменяли, и весной, когда вот такая непонятная погода. И зимой, в обильные снегопады, когда дороги не убирают, остановки накатываются и к ним не подъехать.

– Получается, женщина вполне может водить ПАЗик?

— Конечно! В крупных городах, в Москве и в Питере, на троллейбусах и автобусах женщины так же ездят. А у нас всё равно до сих пор пальцем тыкают, удивляются. В основном пассажиры, коллеги‑то уже все привыкли. Но я ведь не одна на маршруте: у нас ещё есть девушка Люба.

Я и мой друг кондуктор

– Первое время вам, наверное, приходилось доказывать мужчинам свою профпригодность?

— Само собой. Надо было отстаивать себя, своё «я» показывать. А то ведь поначалу-то обижали. Сейчас притёрлись. Договариваемся, чтобы не мешать друг другу, чтобы интервалы движения нормальные были.

– Были у вас когда‑нибудь происшествия за рулём?

— И в меня въезжали, у меня была ситуация: гололёд, впереди идущая машина резко встала, я не смогла затормозить – масса ведь большая у автобуса. Стукнула по инерции. Без этого никуда, как говорится.

– Бывает, что водители по рации ругаются…

— А я сразу убавляю звук, пускай они там ругаются, а пассажиров это беспокоить не должно. Замечания без толку делать.

– Чем женщина-водитель от мужчины отличается?

— У каждого, как говорится, свои тараканы. Наверное, женщина плавнее ездит, самосохранение у неё лучше развито. А так, по идее, мало отличаются. Водитель водителю рознь. Бывает, и женщины агрессивно водят. Кому‑то дано, кому‑то – нет. А у меня же мечта с детства была, и вот я её осуществила. Езжу, удовольствие получаю. Кондуктор здесь – мой друг. Мы вместе до этого на 104‑м работали. Хорошо, что его разрешили со мной взять.

Моя жизнь, моя смена

– А вам родители не говорили: «Ну что ты такое придумала, какой ещё автобус?»

— Говорили, а толку‑то? Это же моя жизнь.

– У горожан сейчас очень много вопросов накопилось по архангельским ПАЗикам: что они, мол, старые, толкучка постоянная, кондукторы грубят… А вы что по этому поводу думаете?

— Подвижной состав, конечно, надо менять. Пассажиры тоже порой не ангелы. А кондукторов и водителей, которые хамят, по‑моему, единицы. В основном про них все и пишут.

– 8 марта у вас выходной?

— Нет, 8–9 у меня смена. А 7‑го числа к тому же день рождения. А что делать? Смена есть смена.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева

Общество

15 июля

«Ког­да Толя уми­рал, мама сиде­ла и гла­дила его»

14 июля

Чтобы жизнь детей была яркой

13 июля

В посёл­ке Свет­лый откры­ли памят­ник «Не ради славы – Ради жизни на земле»

13 июля

Наш берег – пра­вый. И левый тоже…

11 июля

Чтоб мы жили на одну пенсию!

11 июля

Архан­гельск. Девуш­ка с плаката

10 июля

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 11 июля

10 июля

Дорож­ники обе­ща­ют вос­ста­новить мост через Вагу в Вель­ском райо­не в июле

10 июля

Около ФАНбола

10 июля

Самая кра­си­вая Веркола

9 июля

Админ­ис­тра­ция Архан­гель­ска и вла­де­лец часов­ни на Чум­бар­ов­ке вновь встре­тят­ся в суде

9 июля

Дет­ские дома Архан­гель­ской области пере­пол­нены «труд­ными» под­рост­ка­ми

8 июля

В Архан­гель­ске отме­тят День семьи, любви и верности

8 июля

В Лен­ском райо­не отмети­ли День посёл­ка, кото­рого нет

7 июля

«Меч­таю сде­лать выставку в Пальмире»

Похожие материалы

8 июля Общество

В Архан­гель­ске отме­тят День семьи, любви и верности

29 июня Общество

«Теп­ло­ход для нас – вто­рой дом». В Архан­гель­ске 1 июля отме­тят День речника

12 июня Общество

Архан­гель­ская область отмеча­ет День России

22 мая Общество

День Рос­сии в Архан­гель­ске: Север­ный хор высту­пит с казачьим ансамб­лем «Став­рополье»

18 мая Общество

Праз­дник в Лай­ском Доке: дет­ская пло­щад­ка как центр при­тя­же­ния

10 мая Общество

В Архан­гель­ске с 13 по 15 мая прой­дёт фес­тиваль морс­ко­го флота Арктики

9 мая Общество

«Бес­смертный полк», поющий взвод

8 мая Общество

В Архан­гель­ской области почти 600 инвали­дов и участ­ни­ков ВОВ полу­чат по 10 тысяч руб­лей ко Дню Победы

7 мая Общество

Архан­гело­гор­од­цы подали 1500 заявок на штен­деры «Бес­смертно­го полка»

1 мая Общество

Пер­во­май меж­дуна­род­ный: как его отмеча­ют в раз­ных странах?

28 апреля Общество

В Архан­гель­ске срок приё­ма заявок на штен­деры «Бес­смертно­го полка» закан­чива­ет­ся 5 мая

25 апреля Общество

В Архан­гель­ске и дру­гих горо­дах области 1 мая прой­дут празд­ни­чные демон­стра­ции

19 апреля Общество

К Дню Победы жите­ли Архан­гель­ской области полу­чат 13 тысяч Геор­ги­ев­ских лент