Катерина на ПАЗе

8 марта 11:06 Из газеты Праздники
Екатерина Парфёнова
Екатерина Парфёнова

36‑летняя Екатерина Парфёнова уже 10 лет водит ПАЗики в Архангельске.

Еду я как‑то на «девятке» по Троицкому. Вдруг смотрю в зеркало на лобовом стекле, а за рулём – женщина! Это была первая представительница прекрасного пола, которую мне приходилось видеть на водительском кресле архангельского автобуса. Отвлекать водителя от дороги нехорошо, поэтому знакомство не состоялось. Поговорила с коллегами: выяснилось, что их в ПАЗиках женщины тоже ни разу не возили. На такси – да, но чтобы на автобусе!

Как нам пояснили в администрации Архангельска, гендерная статистика среди водителей городского транспорта не ведётся. Главное, чтобы права были и необходимая квалификация, а уж мальчик ли, девочка – это дело десятое.

Мы связались с владельцем автобуса, обслуживающего маршрут № 9 – частным перевозчиком ООО «АРХТРАНСАВТО». Выяснилось, что на частника работают две женщины-водителя. Одна на момент подготовки материала была в отпуске, а вторая – 36‑летняя архангелогородка Екатерина Парфёнова – должна была быть на выходном, но по счастливой случайности согласилась подменить на маршруте коллегу.

Договорились о встрече на конечной остановке – дальнобойной стоянке на Экономии – в обеденное время. Погода, как говорится, была ужасная – дождь со снегом и лужи под ногами на остановке, – а водитель была прекрасная. Екатерина Парфёнова – водитель опытный. Своё мастерство она не раз доказывала на личных первенствах водителей автобусов.

Мечта детства

— Нравится возить людей, вот и пошла водителем, – говорит Екатерина. – Вот уже десять лет работаю. Пару лет я просто на «легковушке» ездила, а потом стала водить автобус. Это была моя мечта с детства.

– Почему?

— Не знаю, вот такая загадочная мечта. Просто нравится возить пассажиров. Я бы и троллейбус попробовала поводить. Конечно, это не то же самое, что машину водить: тут габариты больше, ответственности больше. Надо просто оценивать ситуацию, заранее предполагать, что может произойти.

– А до того, как в водители пойти, вы где учились?

— У меня была специальность – зоотехник. Но когда я училась, сельское хозяйство было в упадке, работы не было. Вот я и вспомнила мечту детства. Училась я в ДОСААФе на ЛИАЗе – большом, старом. До этого я кондуктором работала. С первого раза теорию сдала, со второго – вождение.

– Тяжёлая у вас работа?

— Человек ко всему привыкает, но я бы не сказала, что тяжело. Это с опытом приходит.

– Кем проще быть – кондуктором или водителем?

— Кондуктором, конечно, там ответственность меньше. Хотя тоже не так‑то просто: с деньгами имеешь дело.

«Женщину нам не надо…»

– На каком маршруте вы начинали водить?

— Сначала меня ещё брать никто не хотел. Говорили: «Женщину нам не надо. А вдруг автобус сломается?» А потом меня одна женщина взяла на частный автобус. Так я полгода отработала на 11‑м маршруте. Потом на 76‑й вышла, и ещё потом – на 104‑м работала. Ленинградский проспект уже приелся, а тут на «девятке» поспокойнее, пробок поменьше.

– А если действительно автобус ломается?

— По мелочам я сама справляюсь, а если что‑то серьёзное – в гараж едем или слесаря приезжают на место и ремонтируют.

– В такую погоду, наверное, особенно непросто?

— В гололёд просто нужно поаккуратней быть: скорость делаешь поменьше, и получается, что только-только приезжаешь на конечную остановку, и сразу надо разворот делать и обратно ехать. Интенсивность движения маленькая в городе. Самое трудное время – начало зимы, когда снег только ложится, легковушки ещё резину не поменяли, и весной, когда вот такая непонятная погода. И зимой, в обильные снегопады, когда дороги не убирают, остановки накатываются и к ним не подъехать.

– Получается, женщина вполне может водить ПАЗик?

— Конечно! В крупных городах, в Москве и в Питере, на троллейбусах и автобусах женщины так же ездят. А у нас всё равно до сих пор пальцем тыкают, удивляются. В основном пассажиры, коллеги‑то уже все привыкли. Но я ведь не одна на маршруте: у нас ещё есть девушка Люба.

Я и мой друг кондуктор

– Первое время вам, наверное, приходилось доказывать мужчинам свою профпригодность?

— Само собой. Надо было отстаивать себя, своё «я» показывать. А то ведь поначалу-то обижали. Сейчас притёрлись. Договариваемся, чтобы не мешать друг другу, чтобы интервалы движения нормальные были.

– Были у вас когда‑нибудь происшествия за рулём?

— И в меня въезжали, у меня была ситуация: гололёд, впереди идущая машина резко встала, я не смогла затормозить – масса ведь большая у автобуса. Стукнула по инерции. Без этого никуда, как говорится.

– Бывает, что водители по рации ругаются…

— А я сразу убавляю звук, пускай они там ругаются, а пассажиров это беспокоить не должно. Замечания без толку делать.

– Чем женщина-водитель от мужчины отличается?

— У каждого, как говорится, свои тараканы. Наверное, женщина плавнее ездит, самосохранение у неё лучше развито. А так, по идее, мало отличаются. Водитель водителю рознь. Бывает, и женщины агрессивно водят. Кому‑то дано, кому‑то – нет. А у меня же мечта с детства была, и вот я её осуществила. Езжу, удовольствие получаю. Кондуктор здесь – мой друг. Мы вместе до этого на 104‑м работали. Хорошо, что его разрешили со мной взять.

Моя жизнь, моя смена

– А вам родители не говорили: «Ну что ты такое придумала, какой ещё автобус?»

— Говорили, а толку‑то? Это же моя жизнь.

– У горожан сейчас очень много вопросов накопилось по архангельским ПАЗикам: что они, мол, старые, толкучка постоянная, кондукторы грубят… А вы что по этому поводу думаете?

— Подвижной состав, конечно, надо менять. Пассажиры тоже порой не ангелы. А кондукторов и водителей, которые хамят, по‑моему, единицы. В основном про них все и пишут.

– 8 марта у вас выходной?

— Нет, 8–9 у меня смена. А 7‑го числа к тому же день рождения. А что делать? Смена есть смена.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева

Общество

20 октября

Завер­шить про­грамму рас­селе­ния «ава­рий­ки» в Архан­гель­ской области пла­ниру­ет­ся в нояб­ре этого года

20 октября

В Севе­род­винске появил­ся пер­вый «Дом образцо­вого содер­жа­ния»

19 октября

Школь­ни­кам Архан­гель­ской области рас­ска­жут о пра­ви­лах поведе­ния в интернете

19 октября

В цен­тре Архан­гель­ска демон­тиро­вали неза­кон­ную рек­ламу – огромный щит на доме

19 октября

Пред­седа­тель сове­та Фонда ЖКХ про­ве­рит в Архан­гель­ской области про­грамму рас­селе­ния «ава­рий­ки»

18 октября

В Архан­гель­ске демон­тиру­ют несов­рем­ен­ные рек­лам­ные тумбы

18 октября

Админ­ис­тра­ция Севе­род­винска: Воз­гора­ние на свал­ке лик­види­ро­ва­но

17 октября

Артём Вах­ру­шев: «Предп­ри­ни­ма­тель­ство – это не зараба­ты­ва­ние денег, это образ мышления»

17 октября

Дом моло­дежи Архан­гель­ской области помог тру­до­ус­троить 247 под­рос­тков

17 октября

В мобильное при­ло­же­ние Пен­си­он­ного фонда теперь можно зайти по отпеч­ат­ку пальца

17 октября

На Земле Фран­ца-Иоси­фа учас­тились встре­чи с белы­ми медведями

17 октября

Чтобы при­вес­ти захоро­не­ние в поря­док, на мемо­ри­ал приш­ли уче­ники 36-й школы и актив­ис­ты Архан­гель­ска

16 октября

Архан­гель­ский УФАС: В рек­ламе «Матильды» отсутству­ют оско­рбитель­ные образы

16 октября

На кос­модро­ме Пле­сецк про­шёл удач­ный старт раке­ты-носи­теля «Рокот»

16 октября

За сто дней в Архан­гель­ской области оформ­ле­но 350 элект­ро­нных боль­нич­ных

Похожие материалы

17 октября Общество

Чтобы при­вес­ти захоро­не­ние в поря­док, на мемо­ри­ал приш­ли уче­ники 36-й школы и актив­ис­ты Архан­гель­ска

16 октября Общество

Зампре­дседа­теля Гос­думы: «Послед­нюю рубаш­ку можно сни­мать толь­ко ради семьи»

14 октября Общество

Архан­гель­ские тру­щобы: Там, на Левом берегу…

13 октября Общество

Телеп­ро­ект «Регион 29»: тер­рито­рия веща­ния – вся Архан­гель­ская область

12 октября Общество

Как Архан­гель­ску без цирка?

11 октября Общество

Идет приём заявок на кон­курс «Дос­то­яние Севера»

11 октября Общество

Актер из Архан­гель­ска, сыг­рав­ший в фильме «Матильда»: «Луч­шая дань памя­ти – похоро­нить цар­ских детей»

8 октября Общество

За успе­шную рыбал­ку и друж­бу народов

30 сентября Общество

В Архан­гель­ской области про­хо­дят кон­фер­ен­ции по соз­да­нию общест­вен­ной органи­за­ции «Дети войны»

30 сентября Общество

Воде в Иса­ког­ор­ке девать­ся некуда

29 сентября Общество

От народ­ной мили­ции – к про­фес­си­ональ­ной полиции

28 сентября Общество

«Матильда» и без охраны?

28 сентября Общество

Дирек­тор Архан­гель­ской море­ход­ки: «Мне очень легко при­нимать решения»