22.06.2018 08:55

Два капитана, спасавшие подлодку

Подвиг моряков военного и торгового флота – пример для многих поколений тех, кто выбрал морскую профессию

При государственном университете морского и речного флота имени адмирала Макарова на протяжении десяти лет проводится работа группой курсантов «Морская вахта памяти».

Руководит группой Марина Анатольевна Русина, доцент факультета навигации и связи. «Морская вахта памяти» ищет родственников погибших подводников и оставшихся в живых участников аварии АПЛ «К-8» (Северный флот, пос. Гремиха). Эта лодка затонула с 8 по 12 апреля 1970 года при выполнении боевой задачи в Атлантике в результате обширного пожара. Погибли 52 подводника. Реактор заглушён. Опасность ядерного заражения Европы была предотвращена.

Марина Анатольевна Русина эту публикацию подготовила специально для «Правды Севера».

Подвиг моряков военного и торгового флота – пример для многих поколений тех, кто выбрал морскую профессию

Жертв аварии атомной подлодки могло быть больше, если бы в этот трагический момент не пересеклись пути двух мужественных капитанов: командира АПЛ «К-8», капитана 2‑го ранга Всеволода Борисовича Бессонова и капитана дальнего плавания болгарского сухогруза «Авиор» Рэма Германовича Смирнова.

Рэм Смирнов родился в 1930 году в семье потомственного моряка Капитан дальнего плавания болгарского сухогруза «Авиор» Рэм Германович Смирновв Архангельске. Родители дали ему имя в духе того времени. Расшифровывается оно как Революция, Энгельс, Маркс. Отец был механиком на речных судах, погиб во время финской войны в 1939 году. Мать работала заведующей базой в УРСе Северного управления речного пароходства в Архангельске.

Рэм рано повзрослел. В выборе профессии сомнений не было. Он мечтал стать моряком и в 1944 году, после окончания семилетки, поступил в Архангельское мореходное училище на судоводительское отделение, которое окончил в 1948 году, то есть 70 лет назад.

После завершения обучения работал на судах Северного пароходства в должности помощника капитана. Прошёл путь от четвёртого помощника капитана до старпома. В его послужном списке много благодарностей. После смерти матери Рэм Смирнов был откомандирован в Мурманское морское пароходство. Продолжал работать там в должности старшего помощника капитана.

Вскоре подал документы в ЛВИМУ имени адмирала Макарова на судоводительский факультет. Учиться пришлось заочно. В 1966 году получил диплом о высшем образовании. Продолжил работу в должности капитана на судах Мурманского морского пароходства.

Как лучший работник был назначен в Болгарию капитаном сухогруза «Авиор» (порт Варна). Вскоре в Болгарию приехала и его семья: жена Лидия и дети – сын Андрей и дочь Алла. По рассказам дочери, отец начал брать уроки болгарского языка. Рэм Германович был достаточно одарённым человеком. На сухогрузе в кают-компании стоял рояль, и он очень быстро освоил инструмент и любил играть на нём. А также хорошо рисовал, писал стихи.

В начале апреля 1970 года сухогруз «Авиор» шёл курсом на Кубу. Утром 10 апреля вахтенный сообщил о замеченных ракетах красного цвета. Это значило что кто‑то попал в беду. Подошли ближе и увидели полузатопленную советскую субмарину без хода и связи. Много подводников было на палубе. Сразу же были предприняты меры к спасению экипажа. В Варну, а потом в Москву была передана радиограмма о случившемся с АПЛ. Кружившие в небе самолёты НАТО до подхода «Авиора» сбрасывали радиобуи, рассчитывая заполучить советскую АПЛ в качестве трофея. Пилоты вели фотосъёмку, не оказывая помощи подводникам. Шла «холодная» война.

Смирнов был опытным капитаном, «Авиор» максимально близко подошёл Командир АПЛ «К-8», капитан второго ранга Всеволод Борисович Бессоновк субмарине, что было небезопасно. Разговаривали через рупор. С «Авиора» были спущены шлюпки, и часть экипажа АПЛ была переправлена на сухогруз. Начинался шторм. «Авиор» оставался рядом до подхода советских судов, защищая лодку от волн. Через него шли радиограммы, осуществлялся пеленг.

Благодаря умелым слаженным действиям капитанов судов и их экипажей были спасены 73 подводника. Когда подошли советские суда, подводников переправили на теплоход «Касимов». «Авиор» лёг на свой прежний курс.

К сожалению, при разыгравшемся девятибалльном шторме подошедшими судами взять АПЛ на буксир не удалось. Толстые канаты рвались от шквального ветра.

Героизм был проявлен не только военными, но и моряками торгового флота. Эти суда не имели специализированного оснащения для спасательных работ, но, несмотря на разыгравшуюся непогоду, сразу откликнулись на сигнал «SOS», переданный с сухогруза «Авиор».

Это были суда «Комсомолец Литвы», «Саша Ковалёв», «Касимов», «Харитон Лаптев». На всех судах были выпускники ЛВИМУ имени адмирала Макарова и самого старейшего Архангельского мореходного училища. Несмотря на опасность и возможность радиационного заражения, капитаны торговых судов и члены их экипажей показали пример морского братства и находились рядом с полузатопленной лодкой в надежде с рассветом всё‑таки взять её на буксир. На лодке оставались 22 добровольца вместе с командиром Бессоновым.

АПЛ «К-8» затонула под утро 12 апреля, в темноте. Были немедленно спущены вельботы для спасения подводников, оставшихся для несения последней вахты на «К-8». К сожалению, спасти не удалось никого, так как шторм не оставил людям ни одного шанса. АПЛ ушла на дно почти на пять километров. Это была первая потеря советского атомного подводного флота.

Владимир Стойнов, член болгарского экипажа, вспоминает: «Дня через три по радио «Голос Европы» мы услышали, что советская атомная лодка затонула. Думали, что людям всё-таки удалось спастись. И только спустя много лет мы узнали, что на лодке в момент аварии погибли 52 подводника».

Два капитана надеялись встретиться в Мурманске, но этого не случилось. Командир АПЛ «К-8» Всеволод Борисович Бессонов погиб.

Рэм Германович Смирнов был отозван из Болгарии и переведён в Южфлот. Сухогруз «Авиор» переименовали в «Хаджи Димитр».

Хотя история АПЛ «К-8» окончилась трагедией и потерей субмарины, подвиг моряков военного и торгового флота является примером для многих поколений тех, кто выбрал морскую профессию.

Закрытым Указом экипаж «К-8» награждён правительственными наградами. Командир Всеволод Бессонов удостоен звания Героя Советского Союза посмертно, погибшие подводники награждены орденами Красной Звезды.

Капитан Рэм Смирнов отмечен наградами Болгарии. От командования Северного флота ему был вручён именной бинокль. Но есть и другая благодарность – от 73 спасённых членов экипажа АПЛ «К-8». Но в личном деле Рэма Смирнова нет ни одного слова о произошедшем в Бискае в 1970 году.

В дальнейшем Рэм Германович Смирнов работал в Москве, в министерстве морского флота. Много раз Рэм Смирнов пытался опубликовать записки о событиях тех дней, но все попытки были безуспешны. Рукопись не принимали из‑за грифа «Совершенно секретно» на этой истории. В 2004 году его не стало.

Спустя 46 лет, благодаря поисковой работе, которую проводят курсанты ГУМРФ группы «Морская вахта памяти», ветераны-подводники 7 дивизии СФ, Совет родственников АПЛ «К-8», имена героев-подводников были увековечены на малой родине.

16 марта 2017 года в ГУМРФ имени Макарова состоялись торжества по занесению имён Всеволода Бессонова и Рэма Смирнова на страницы «Золотой книги Санкт-Петербурга». Ветеранами ВМФ была изготовлена и передана мемориальная доска капитану Мурманского пароходства Рэму Смирнову, на которой увековечен его подвиг.

Сегодня семья Смирнова проживает в Москве. Дочь Алла стала морским переводчиком. Сын Андрей тоже окончил ЛВИМУ имени Макарова, стал капитаном. На его долю выпала другая схожая история. В 1986 году в Атлантике потерпела бедствие АПЛ «К-219». Тогда Андрей был старпомом на лесовозе «Бакарица» Северного пароходства. Его судно пришло на помощь попавшим в беду подводникам. Большая часть экипажа была спасена. И вновь в трудную минуту были рядом моряки военного и торгового флота.

************

23 июня во время вручения дипломов выпускникам Архангельского Морского института пройдет торжественная передача мемориальной доски с именем Рэма Смирнова. Доску изготовило СМП, а передаст её мореходке генеральный директор Яков Антонов. Ожидается, что на церемонии будут присутствовать Сергей Барышников, ректор Государственного университета морского и речного транспорта, Александр Вешняков, который закончил училище в 1972 году, другие выпускники мореходки, родители нынешних выпускников, представители областной и городской власти.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.