Кто, чем и на каких условиях может торговать сегодня на открытом воздухе
Еще не так давно мои воскресенья начинались с долгого пронзительного гудка за окном. Гудят – значит, «молоко приехало». Нужно было вскочить с кровати, схватить бидончик и преодолеть шесть лестничных пролетов минут за пять, чтобы взять хотя бы литр вкуснейшего разливного молока с пригородной фермы. К бочке выстраивалась неимоверная очередь... И едва ли не в каждом квартале города был такой «час Х» и такая бочка.
Почему теперь почти не гудят? И вообще – какие сегодня условия для того, чтобы местный сельхозпроизводитель мог выйти на покупателей, раз уж он сегодня – основной ресурс нашей продовольственной безопасности? Об этом рассказала заместитель министра АПК и торговли области Ирина Бажанова. И говорили мы прежде всего о традиционной уличной торговле...
– Некоторое время назад на уровне страны был взят курс на сокращение уличной торговли – с машин, из бочек, с открытых лотков, в палатках и киосках – и развитие более «цивилизованных» форм. Сейчас, по крайней мере в столице, идут разговоры о том, чтобы вернуть ее в микрорайоны. Какие тенденции у нас? И что показывает наш опыт – какие формы организации торговли наиболее востребованы, а также удобны с точки зрения организации и контроля?
– На самом деле курс был взят не на сокращение, а на приведение мелкой розницы в соответствие с современными требованиями – чтобы эти торговые места коррелировали с архитектурным обликом своего населенного пункта, чтобы не загромождали прогулочные и зеленые зоны, тротуары.
Другой вопрос, что многие муниципалитеты воспользовались возможностью «почистить» от такого рода объектов свои населенные пункты. В целом число объектов мелкой розницы в области почти не изменилось: на 1 января 2013 года было 1116, на 1 января 2014-го – всего на объект меньше.
Но произошло «перераспределение» между муниципальными образованиями: если города в большинстве своем «почистились» и поставили более современные объекты вроде павильонов, то в районах, напротив, появилось больше мелкой розницы.
В Архангельске в 2013 году было 309 объектов мелкой розницы, на 1 января 2014-го фиксируем 340. Совершенно иная картина в Северодвинске. В 2013 году было 137 объектов, осталось 120. Или в Устьянском районе: в 2013 году был 21 объект, осталось 10...
Перераспределение идет и в зависимости от перераспределения спроса: выбор предприятий торговли огромный, по площади торговых объектов мы превышаем норматив – то, что требуется населению, – в 1,7 раза.
– А как у нас сегодня организуется уличная торговля, в том числе самая «примитивная», например, из бочек?
– Торговля сырым молоком в принципе запрещена 88-м ФЗ. Причем эта норма действует уже лет десять, просто производители нарушают.
А торговля квасом, к сожалению, организована сейчас только в Северодвинске, потому что к торговле из изотермических емкостей – так они называются официальным языком – есть определенные требования, эти бочки необходимо ежедневно утром и вечером промывать под большим напором воды, а это могут делать только специализированные организации. У нас это только молокозаводы. В Архангельске квасом торгуют только из кег.
Есть еще понятие летней сезонной торговли – тентованные палатки, которые временно разрешается ставить органами власти, муниципальными в первую очередь. Но опять же при соблюдении санитарных требований и норм.
Чем мы можем сегодня торговать на улице? Прохладительными напитками (из автоматов либо из холодильников), мороженым (из морозильных емкостей) и плодоовощной группой. Она, кстати, особенно востребована и как следствие развита у нас.
Но мы столкнулись с чем? Если три года назад фрукты-овощи на улице можно было купить дешевле, чем в торговых сетях, то в последние годы на улице дороже, потому что наши торговые сети объединили закупки по плодоовощной группе и теперь закупают крупными партиями.
– А сельхозпроизводителю куда сегодня удобнее выходить – на улицу или в магазин?
– Как правило, совсем мелкие производители реализуют все у себя, тем более что сегодня все районы организуют ярмарки выходного дня. Своим места там предоставляются либо бесплатно, либо за чисто символическую плату.
Крупные же производители сегодня зачастую полностью перестраиваются и начинают поставлять продукцию в крупные торговые сети. Торговые сети сегодня готовы работать с местным производителем.
Другое дело, что наши местные производители не готовы поставлять в таких объемах. Но вообще у каждого свой подход. Есть, например, те, кто работает только на Маргаритинскую ярмарку: они признавались, что за эти четыре дня продают по 60 тонн картофеля, еще 20 тонн закладывают на хранение и зимой уже работают только на муниципальном рынке.
И те предприятия, которые увеличивают объемы производства, считают гарантированным рынком сбыта наличие собственной розничной сети. У нас 170 таких магазинов по области, которые реализуют чисто местную продукцию. И каждый год их количество увеличивается. Кстати, и магазины потребкооперации если раньше закрывались, теперь вновь открываются. Ведь закон для рынка один – спрос определяет предложение.
Поэтому говорить о том, что у нас нет доступа к рынкам сбыта у местных сельхозпроизводителей, неправильно. Предприниматели всегда жаловались: «этому дали объект, мне – нет». Поэтому законодатели сделали все, чтобы исключить все коррупционные факторы: органы местного самоуправления сегодня определяют схему размещения этих объектов, и их количество, и их специализацию, и даже на какой срок они там размещаются. А затем через аукцион выставляют возможность приобретения права аренды земельного участка для установки нестационарного объекта. При этом прописывают требования к внешнему облику объекта.
Но бывает так, что орган местного самоуправления говорит: на моей территории должно быть 20 объектов, из них два по торговле хлебом, два – по торговле мясной продукцией и так далее, руководствуясь интересами населения. И эти места бывают невостребованы. Но подход в принципе правильный. Так как схема – публичный документ и размещается на сайте администрации, любой желающий может посмотреть.
– Но ведь у людей уже сформированы привычки, и продавцы все равно будут стараться выйти на эти места...
– Поэтому определение схемы размещения и отдано местным властям: они-то знают сложившиеся места торговли и, конечно, когда определяли схему, руководствовались уже сложившейся структурой.
– А что насчет тех, кто вырастил одну корову?
– Два года назад мы пригласили на торговый форум бизнесмена из Москвы поделиться опытом реализации фермерской продукции через Интернет. И вот один из предпринимателей у нас открыл подобный магазин. Сегодня он работает напрямую с фермерами. Продукция – с доставкой на дом покупателю. И хотя цена продуктов там немаленькая в сравнении с ценами в розничных сетях, магазин пользуется популярностью. Это хорошая возможность сбыть продукцию для тех, у кого маленькие объемы продукции и кому невыгодно держать стационарную точку.
– Какие варианты у человека, желающего продать излишки с огорода?
– Первый вариант – ярмарки выходного дня. Человек может встать и торговать на любой ярмарке в любом муниципалитете, нужно лишь заранее заявиться на участие. Второй вариант – сезонные ярмарки, которые ежегодно организует потребительская кооперация в Архангельске. Третий вариант – фермерский магазин. И четвертый – система общепита. Как раз она закупает небольшими партиями.
И я знаю такие организации, которые закупают только в личных подсобных хозяйствах – принципиально. Есть также так называемые социальные ряды, как, например, в Архангельске у рынка на Нагорной. По оборудованию таких мест у каждого муниципалитета свой подход, но по организации – единый. Они также заранее утверждаются схемой.
У нас сейчас есть идея – планируем разместить все эти схемы размещения объектов торговли на Геопортале. Чтобы нашел на карте свое муниципальное образование – и сразу увидел, где какие объекты торговли должны стоять и чем торговать, пришел ли уже кто-то работать на интересующее место и если пришел – на какой срок. Вся эта информация и сегодня открыта, вопрос в ее доступности, причем не только для предпринимателей, но и для обычного населения. Хочу я, допустим, купить свежий хлеб нашего комбината. Могу открыть карту и посмотреть, где поблизости есть фирменный магазин и режим его работы. Очень удобно.