Главный мост Архангельской области

24 июля 8:17 80 лет Архангельской области Транспорт
Строящийся мост через Северную Двину (начало 1960-х годов), фото из фондов Архангельского краеведческого музея
Строящийся мост через Северную Двину (начало 1960-х годов), фото из фондов Архангельского краеведческого музея

Пятого ноября 1964 года у Архангельска наконец-то появилась связь с внешним миром. В этот день был торжественно открыт железнодорожный и автомобильный мост через Северную Двину.

Потребность в проведении моста возникла еще в конце XIXвека после ввода в строй в 1897 году железной дороги «Москва – Вологда – Архангельск». Железнодорожная линия, так до Архангельска и не добравшаяся, оборвалась на противоположном берегу от города, на станции «Архангельск-пристань». В период весеннего разлива главной северной реки станцию топило. На полтора-два месяца половодья конечным пунктом железной дороги становилась станция Исакогорка, находящаяся в одиннадцати километрах от правобережного губернского центра.

На время ледохода затопляемая станция «Архангельск-пристань» освобождалась не только от пассажиров, но и от груза. Последняя операция каждый год влетала грузовладельцам в «копеечку». Деловые люди столицы Севера старались в эти нелегкие месяцы ничего по железной дороге не перевозить. Естественно, и транспортники несли значительные убытки.

Варианты

Чтобы избежать ненужных трат, в министерстве путей сообщения пришли к мысли о том, что «неплохо было бы через Северную Двину построить мост». Так как Архангельск был выходом к океану, представитель «МПС-ников» С.П. Кульжинский предложил в октябре 1914 года не только расширить подходившую к нашему городу узкоколейку, но и продлить ее аж до самой Экономии. Специально для того чтобы грузы, минуя лишних посредников в виде барыг-извозчиков, сразу попадали в трюмы стоявших у причальной линии океанских кораблей.

Свои варианты в марте 1915 года предложила и Архангельская городская дума. Уважаемый орган муниципальной власти остановился на пяти вариантах проведения путепровода через Северную Двину: Бакарица, Белая Гора, деревня Орлецы, устье Пинеги, Экспортная дамба. К сожалению, представленных вариантов оказалось настолько много, что в итоге не было принято ничего. Обсуждение утонуло в бессмысленных спорах.

Правительство в конце концов от этой идеи вообще отказалось. Было принято решение проложить железную дорогу на Кольский полуостров и построить там целый незамерзающий порт – будущий город Мурманск. Эта задача оказалась более востребованной, чем новый мост через Северную Двину.

А потом пришла революция, во время которой «такой мелочью» как проведение удобного перехода через главную северную реку заниматься стало абсолютно некогда. Впереди маячил «призрак мировой революции».

Поручение

Про мост вспомнили лишь весной 1924 года, после того как бурный разлив Северной Двины в очередной раз покромсал на мелкие кусочки всё, что не успели увезти со станции «Архангельск-пристань». Река в тот год залила всё вплоть до Исакогорки. Убытки от ее «проделок» составили не менее полутора миллионов рублей.

К сожалению, единственным реальным делом, приближающим появление моста, стало поручение, данное Архангельским Биржевым комитетом московской конторе «Архторга». Поручение «просило» разыскать в столице старые на тот момент проекты по постройке моста, одновременно устроив такие же поиски и в Архангельске. Биржевой комитет перечислил в помощь «поисковикам» целых триста рублей. Этой суммой и ограничились.

Денег, чтобы построить полноценный мост, в 1924 году на него так и не нашлось. На необходимую всем конструкцию требовалось по самым скромным подсчетам, не менее 22-25 миллионов рублей. Бедной архангельской казне это было явно не по карману.

Безмостные испытания

Зимой 1941-42 годов отсутствие моста грозило негативно сказаться на переправке ленд-лизовских грузов от причалов Экономии к железной дороге – главному поставщику продукции в действующую армию. Чтобы грузы сразу попадали по назначению, железную дорогу было решено проложить прямо по льду Северной Двины.

Отсутствие моста стало для северян, желавших попасть на поезд, настоящей пыткой. Сохранились воспоминания о том, с какими неудобствами людям приходилось перебираться с берега на берег: «Я шел тогда, в конце августа, в мокрой толпе, по мокрым грифельным доскам перрона, справа тянулись какие-то заборы, пакгаузы, носильщиков не было, да и со снабжением, как я сразу понял, дело было швах – чуть не до земли сгибаясь, тащили пассажиры всякую продукцию, круглились в авоськах арбузы, помидоры краснели на ватных спинах и грудях, баранки и белые батоны выпирали из кирзовых сумок...»

Чтоб избавить архангелогородцев от дальнейших мучений, мост в 1958 году всё-таки начали возводить. После подготовительных работ первые опоры моста появились на реке весной 1960 года. Строители из Мостоотряда №9 тогда же пообещали особо с возведением не затягивать.

Мост был открыт перед очередной годовщиной Октябрьской революции 5 ноября 1964 года. Конструкцию, демонстрируя очередное достижение политики партии и правительства, сдали к празднику лишь официально. На самом деле работы на объекте продолжались до конца декабря.

Начало регулярного железнодорожного сообщения вообще затянулось до 25 января 1965 года. В этот день первый поезд №117 на Москву повел машинист Вадим Трапезников – железнодорожник с 1943 года. Безо всякой починки мост проработал почти тридцать лет. Ремонтировать его начали лишь после того, как был введен в эксплуатацию Краснофлотский мост.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

20 октября

В Архан­гель­ской области стар­то­вал кон­курс виде­оро­ли­ков «Игра­ем с папой»

20 октября

Минис­тром образо­ва­ния и науки Архан­гель­ской области стал Сер­гей Котлов

20 октября

Завер­шить про­грамму рас­селе­ния «ава­рий­ки» в Архан­гель­ской области пла­ниру­ет­ся в нояб­ре этого года

20 октября

В Севе­род­винске появил­ся пер­вый «Дом образцо­вого содер­жа­ния»

19 октября

Школь­ни­кам Архан­гель­ской области рас­ска­жут о пра­ви­лах поведе­ния в интернете

19 октября

В цен­тре Архан­гель­ска демон­тиро­вали неза­кон­ную рек­ламу – огромный щит на доме

19 октября

Пред­седа­тель сове­та Фонда ЖКХ про­ве­рит в Архан­гель­ской области про­грамму рас­селе­ния «ава­рий­ки»

18 октября

В Архан­гель­ске демон­тиру­ют несов­рем­ен­ные рек­лам­ные тумбы

18 октября

Админ­ис­тра­ция Севе­род­винска: Воз­гора­ние на свал­ке лик­види­ро­ва­но

17 октября

Артём Вах­ру­шев: «Предп­ри­ни­ма­тель­ство – это не зараба­ты­ва­ние денег, это образ мышления»

17 октября

Дом моло­дежи Архан­гель­ской области помог тру­до­ус­троить 247 под­рос­тков

17 октября

В мобильное при­ло­же­ние Пен­си­он­ного фонда теперь можно зайти по отпеч­ат­ку пальца

17 октября

На Земле Фран­ца-Иоси­фа учас­тились встре­чи с белы­ми медведями

17 октября

Чтобы при­вес­ти захоро­не­ние в поря­док, на мемо­ри­ал приш­ли уче­ники 36-й школы и актив­ис­ты Архан­гель­ска

16 октября

Архан­гель­ский УФАС: В рек­ламе «Матильды» отсутству­ют оско­рбитель­ные образы

Похожие материалы

30 сентября Из жизни

В дерев­не Выем­ково Ленс­ко­го райо­на число жите­лей измеря­лось гар­мошка­ми

19 сентября Культура

Актри­се Архан­гель­ского дра­ма­ти­чес­кого теат­ра Ольге Зуб­ко­вой исполни­лось 80 лет

16 сентября Из жизни

Из дерев­ни Голя­нин­ов­ка Ленс­ко­го райо­на нас оста­лось толь­ко трое

13 сентября Общество

Дол­го­щелье: двери без замков

13 августа Культура

Петь нау­чилась «на скот­нем». И про­слави­лась на всю страну

27 июля Общество

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки