23.09.2014 10:06

Компания, навсегда изменившая мир информации и связи

За несколько минут до эфира

Сегодня Архангельская телевизионная компания и Архангельское телевидение отмечают относительно небольшие даты — одна 25, другая — 15 лет со дня основания

Но очень хорошо, что такие даты есть. Они заставляют остановиться и задуматься. Ведь ни АТК, ни АТВ не существовало в самой ближайшей истории города и области. Их просто придумали, то есть собрались люди, обсудили идею, сделали проект, а потом появились компании, которые навсегда изменили информационное пространство региона в самом широком смысле этого слова. И этот момент поистине исторический — ушла монополия государства в такой очень тонкой сфере — информации и связи. И у людей появился выбор. Только представить — как совсем недавно это было! Но сегодня мы не можем представить, что может быть иначе. Значит, мы сами можем менять мир. И, как в данном случае — в лучшую сторону.

АТК — эмблема, привычная для глаза. Она стала частью жизни и тех, кто прошел школу двух компаний, и тех, кто их услугами пользуется. У АТК сто тысяч абонентов, а программы Архангельского телевидения смотрит весь город.

АТК росла в диковатых условиях нашего рынка, прошла все его испытания и доказала, что, если есть желание, воля, талант, состояться можно в любых условиях. Мы желаем нашим коллегам, чтобы рынок к ним был благосклонным, а абоненты и зрители — благодарными. Потому что есть за что! С праздником!

В августе следующего года «Архангельской телевизионной компании» (АТК) исполнится четверть века. Отсчет юбилейного года уже начался, и по этому поводу мы беседуем сегодня с новым руководителем АТК Андреем Чанчиковым.

— Андрей Борисович, вы возглавили компанию совсем недавно. Каким был ваш путь в АТК? — На самом деле путь в АТК у меня давний.

В 1990 году я был одним из учредителей этой компании и до сих пор им являюсь. Это было начало рыночных отношений в России и, в частности, в Архангельске. Тогда очень известные в городе люди, социально активные — Юрий Фирсов, Яков Попаренко, Мансур Салахутдинов — пригласили меня в этот проект. И я два года работал директором коммерческого управления АТК, с первого дня, будучи в составе учредителей. Потом в моей жизни были другие бизнес-проекты, но, безусловно, большую школу мне дали именно эти два года работы в АТК. И когда мне недавно поступило предложение от акционеров — возглавить компанию, я, не раздумывая, сразу дал согласие. Потому что для меня это, можно сказать, родное предприятие. Сегодня это четко налаженная, работающая система, мне есть с чем сравнить — с чего начиналась компания и что собой сейчас представляет... Ведь АТК — это так называемый бизнес с нуля. В отличие от других частных компаний, например, всевозможных «телекомов», которые появились в результате приватизации в 90-х годах. То есть, когда-то в Советском Союзе была создана материальная база, а потом кто-то это приватизировал и продолжает на ней работать. АТК же создана с нуля, мы начинали с маленького кабинетика в Соломбале. А сегодня у нас — офис в городе, в Соломбале, где техническая группа занимает целое здание, есть подразделение в Новодвинске. Штат сотрудников — почти 300 человек. У нас около 100 тысяч абонентов. Это огромное предприятие, и я готов им заниматься, мне это интересно.

— АТК позиционируется как компания, предоставляющая населению и организациям телекоммуникационные услуги. Что это за услуги?

— Это кабельное телевидение двух видов — аналоговое и цифровое (более 160 телеканалов), Интернет, в том числе высокоскоростной, и телефония.

— Телефония — это что-то новенькое? Вы ставите обычные стационарные телефоны?

— Конечно. Довольно много абонентов пользуются нашей телефонной связью. Это одна из новых услуг, но мы ее оказываем уже несколько лет. Есть понятие привычки: человек хочет поставить телефон, сразу вспоминает «Ростелеком». И никому в голову не приходит, что телефон — это еще и АТК. Но мы себя рекламируем, заходим на рынок с этой услугой. А вообще я бы сравнил АТК с некой фабрикой, хорошо отлаженной машиной. Иначе не может быть, потому что наши потребители — это люди, которым услуга должна предоставляться круглосуточно, постоянно, с хорошим качеством. Все службы телекомпании «заточены» на это: предоставить услугу, вовремя выставить счета, собрать деньги, оплатить то, что мы покупаем. Ведь мы должны покупать новое телекоммуникационное оборудование, что очень недешево, идти вперед, развиваться. Наша «фабрика» — это и взаимосвязь с абонентами, наши офисы продаж, куда люди могут прийти и заказать себе услугу или переоформить ее. Это системы биллинга — наши платежные терминалы, которые стоят в городе и где человек может оплатить услугу. Большое внимание уделяем работе технических служб: службе строительства, которая прокладывает кабельные сети, службе эксплуатации, которая их обслуживает, диспетчерской, которая работает с абонентами, принимает заявки, устраняет неисправности. И мы стараемся, чтобы это были профессионалы высокого уровня. Знаете, сегодня можно легко найти какого-нибудь менеджера, их выпускают по 300 в год. Но очень сложно — грамотного технаря, который во всем разбирается и делает работу с отдачей сил.

— Что в ближайших планах — у вас как у руководителя, у компании?

— Считаю, что каких-либо революций в АТК делать не надо, потому что это готовое предприятие, и принцип управления должен быть главный — не навреди. Все отлажено, только приглядывай. Немножко, с моей точки зрения, необходимо повысить ответственность руководителей подразделений, чтобы они смелее принимали решения, брали на себя ответственность. И, конечно, развиваться: увеличивать количество абонентов, строить новые кабельные сети. Заходить в новые районы, на окраины. Сейчас начинаем прорабатывать Исакогорский округ, Катунино, то есть расширяться.

— Можно ли ожидать появления каких-либо новых услуг, повышения качества?

— Телекоммуникационный рынок очень консервативный сам по себе. Тут сложно что-то придумать. Как в продуктовом магазине — есть категории товаров «хлеб», «молоко», «мясо», «овощи», и даже гипотетически сложно представить, что появится принципиально новый продукт. То же самое и наш рынок. Ну, можем, условно говоря, начать торговать телевизорами — ну мы же телевизионная компания. Но это не наш бизнес. Это будет не новое, просто мы у кого-то что-то возьмем... Но мы, что называется, находимся в тренде, стараемся следить за новинками в области телекоммуникаций. Безусловно, если что-то в России, в мире новое появится, мы, конечно, будем развивать и новое направление. Но такие открытия происходят раз в 30–50 лет. Вот изобрели телефонную связь, потом — телевидение, 30 лет назад — Интернет. А что там изобретут еще через 30, 50, 100 лет? Кто-то изобретет, получит Нобелевскую премию, а мы это обязательно внедрим. А вот качество существующих услуг — да, мы должны повышать. Это наша принципиальная задача. Интернет у нас должен быть хороший, высокоскоростной. Ничто нигде не должно тормозить. Телеканалы круглосуточно должны быть изумительного качества. Мы сегодня показываем все, что есть на рынке телекоммуникационных услуг. Каналы HD (high definition — высокой четкости) — пожалуйста, они у нас в сети тоже есть, максимально возможное количество HD-каналов, которые существуют на российском рынке телепоказа.

— Андрей Борисович, а руководитель вы — какой?

— Я бы сказал так: жестко демократичный. Всегда выслушиваю подчиненных. Слушаю, что мне говорят, смотрю, как люди приходят к тому или иному результату. Если чувствую, что человек ошибся, — поправлю. Но если вижу, что он не делал ничего и в итоге не пришел ни к чему, тогда будет жесткий ответ. Стараюсь с людьми договариваться. Команду ведь можно дать по-разному. Можно по принципу «я начальник, ты дурак», иди делай. А можно — я стараюсь именно так — чтобы человек пропустил это через себя и чтобы сделал с удовольствием и с душой. Я уже много лет на руководящей работе, но у меня никогда не было ни с кем конфликтов, и, по крайней мере, окружающие меня люди говорят, что со мной нормально работать.

— Расскажите немного о себе. Откуда родом, где учились?

— Родился в Архангельске. После школы окончил архангельское мореходное училище. Но в море не ходил. Хотя после школы, в 17 лет, был убежден, что моряк, причем настолько убежден, что меня было не отговорить. Потом, в период учебы, понял, что это вообще не мое дело. Однако мореходку все же окончил, а после — факультет управления Государственной Морской Академии в Санкт-Петербурге. И, поскольку я всю жизнь в бизнесе, получил для себя второе высшее образование — юридическое. Потому что в этом ремесле всегда нужно иметь юридическое мировоззрение. Я не занимаюсь юридической практикой как таковой, но меня невозможно обмануть: в любом документе, договоре для меня в нем понятны все нюансы.

— Вы упомянули о своем участии в других бизнес-проектах в Архангельске. В каких, например?

—Например, очень интересный совместный проект с моими коллегами, с которыми и сейчас работаю, — в 1994 году мы открыли супермаркет «Премьер». Я для этого специально ездил учиться в Финляндию и Норвегию. Тогда это был флагман современной российской торговли. До сих пор все торговые центры работают по тому же принципу. Еще пример — кинокомплекс «Русь». Провели полную реконструкцию, построили современный четырехзальный кинокомплекс с системой вентиляции и кондиционирования воздуха. Люди туда идут — 30 тысяч посещений в месяц... Мы в этом городе живем, а потому стараемся делать что-то общественно полезное.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Людмила АСЮТЧЕНКО. Фото из архива Андрея Чанчикова