«Как можно требовать любви?»

Мате­ри­ал из бумаж­ного номе­ра газе­ты «Прав­да Севе­ра» за 12 марта 2014 года

12 марта 2014 7:00 Из газеты
Леонид Гофман — человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.
Леонид Гофман — человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.

Леонид Гофман – человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.

Гофман приехал в Архангельск, чтобы поработать с камерным оркестром. 10 марта в Кирхе звучала программа, целиком составленная из его авторских транскрипций – особого исполнительского прочтения, попытки вникнуть в мысль автора с помощью своих особых средств.  – Леонид Давыдович, как сформировалась музыкальная программа? – Художественный руководитель Камерного оркестра Владимир Онуфриев узнал, что у меня есть очень неординарное и непростое переложение «Времен года» Петра Ильича Чайковского. Я согласился прилететь в Архангельск. Тогда возник вопрос, с кем можно было «поженить» музыку Чайковского. Онуфриев предложил Брамса, а я еще и Прокофьева. Получилась программа, составленная из моих обработок. «Сказки старой бабушки» Прокофьева стали мировой премьерой – в обработке для струнного оркестра они еще никогда не игрались. Это удивительно обаятельная и глубокая музыка. – Чем вы обычно руководствуетесь, выбирая произведения для транскрипции? – Только любовью. – У вас есть особые требования к музыкантам, которые приходят на первую репетицию вашей программы? – Как можно требовать любви? Вот, например, человек опаздывает на репетицию – это показатель его любви. Творческая дисциплина – это любовь к делу, она либо есть, либо ее нет. – Необходимо ли дирижеру подстраиваться под энергетику зала? – Я не считаю, что нужно где-то подстраиваться. Надо быть в ансамбле со своим оркестром. Станиславский, великий теоретик и практик, говорил, что на сцене должно быть состояние публичного одиночества, это относится ко всем видам искусства. – Как вам кажется, должен ли слушатель воображать себе что-то под музыку или музыка – это материал, который не нуждается в дополнительных иллюстрациях? – Настоящая, чистая музыка не требует никаких иллюстраций. Другое дело, что иногда образное мышление помогает работать с оркестром, но это уже совсем другое дело. – Почему молодые люди так мало интересуются академической музыкой, редко ходят на концерты? – Я вообще не называю музыку академической. Есть чистая, или, например, прикладная музыка – для театра или кино. Чистая – это музыка для камерного или для большого концертного зала. Так исторически сложилось, что общество неоднородно погружено в искусство. Конечно, хотелось бы, чтобы все было иначе. Вот приезжаешь, например, в Италию, и создается ощущение, будто человек там уже рождается с чувством прекрасного. У нас этого нет. Но, с другой стороны, у нас большой потенциал, мы люди творческие, у нас есть золотые головы и руки. – Какими путями сейчас развивается композиторское творчество? – Оно не развивается, к сожалению, потому что нет базы: распалась связь времен. Серьезный композитор не может не быть новатором, а новаторы, в свою очередь, выходят из консерваторов. Классические ценности должны быть у музыканта в крови, тогда он может быть искренним, оригинальным и свежим, подлинным. – Какие социальные события могли бы побудить вас написать музыку? – Думаю, музыка не должна быть публицистической, иначе это уже не серьезная музыка. Это относится и к поэзии. Политическая сатира и ее авторы-карикатурщики претендовать на поэзию не могут. – Для вас существует противостояние «художник – власть»? – Я бы сказал, что это не противостояние, а независимость. Художник должен иметь возможность высказать свою позицию открыто, громко и ясно. – Где быть композитором проще: в советском или российском обществе? – «Быть» везде одинаково трудно. Мне посчастливилось, у меня был замечательный учитель Филипп Гершкович, я наследник классических традиций австро-венгерской музыки. Другим же то ли не так везло, то ли интересы были карьерные, тогда как у меня наивные. Я чувствовал, что музыкант, и просто хотел учиться. А вот что касается не «быть», а «жить», то мне кажется, что сейчас лучше. Не о деньгах речь – их и сейчас не зарабатываешь, и тогда не зарабатывал. Раньше была монополия Союза композиторов, и выходить на аудиторию можно было только через него, если твое творчество одобрят коллективным разумом. А коллективного разума вообще не может быть, индивидуальный и то редко встречается. Кроме того, раньше процветала система тотального лицемерия. Сейчас это тоже есть, но уже не в такой мере. Оксана ДЖАЛИЛОВА. Фото автора.

Общество

17 января

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют сдать кровь на типи­рова­ние

17 января

В Кре­ще­ние в Архан­гель­ской области обо­руду­ют 30 купелей

16 января

В Архан­гель­ской области на общест­вен­ное обсужде­ние выне­сен про­ект тер­рито­риаль­ной схемы обраще­ния с отходами

16 января

Для рабо­ты на фору­ме «Аркти­ка – тер­рито­рия диа­лога» в Архан­гель­ске наби­ра­ют волон­те­ров

16 января

Еже­мес­яч­ная выплата из мате­ринс­ко­го капи­тала в 2019 году сос­та­вит 11 866 рублей

16 января

Кирил­лов день

15 января

Ответст­вен­ных за нару­ше­ние тех­ноло­гии демон­тажа пив­заво­да в Архан­гель­ске накажут

15 января

В Архан­гель­ске раз­бира­ют стены ста­рин­ного пивзавода

15 января

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 16 января

15 января

К празд­ни­ку Кре­ще­ния Гос­подня в Архан­гель­ской области появят­ся 20 купелей

14 января

Минздр­ав Архан­гель­ской области напо­мина­ет о про­тиво­по­ка­за­ни­ях для купа­ния в проруби

14 января

Жур­на­лист «Прав­ды Севе­ра» получи­ла меж­дуна­род­ный орден ЮНЕСКО

14 января

С 21 января в Архан­гель­ске измен­ит­ся схема дви­же­ния марш­ру­та №7

12 января

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 5 по 12 января

11 января

В Архан­гельск приш­ло пер­вое в 2019 году судно с рыбой

Похожие материалы

17 февраля Общество

Болеть, когда фель­дшер прие­дет: В райо­нах Архан­гель­ской области рас­тет число бро­шен­ных ФАПов

17 февраля Общество

Уви­дели мусор­ную гору? Зво­ните про­куро­ру!

17 февраля Общество

Газе­та – баро­метр и друг

12 февраля Общество

Архан­гель­ский сту­дент и пре­по­да­ва­тель стали луч­шими в информа­ци­он­ной безо­пас­ности

11 февраля Общество

Зампро­ку­ро­ра Архан­гель­ска: Застройщи­ки вклю­ча­ют в дого­воры доле­вого учас­тия неза­кон­ные пункты

10 февраля Общество

Каж­дые два дня на доро­гах Архан­гель­ской области обрыва­ет­ся чья-то жизнь

10 февраля Общество

Как уче­ные в Белом море бель­ков взве­ши­ва­ли

9 февраля Общество

Мамы аут­ич­ных детей пред­лага­ют открыть в Архан­гель­ске спе­циаль­ный центр

9 февраля Общество

Каран­тин по грип­пу объяв­лен в Мир­ном, Коряж­ме, Новод­винске и Котласе

8 февраля Общество

Упол­номо­чен­ный по пра­вам ребен­ка Архан­гель­ской области: Дети гиб­нут первыми

5 февраля Общество

В Архан­гель­ской области рас­тет задол­женность по кредитам

5 февраля Общество

Доль­щики, зво­ните про­куро­рам!

3 февраля Общество

Житель Кар­по­гор рас­ска­зал «Прав­де Севе­ра», как он побы­вал в рабстве