«Как можно требовать любви?»

Мате­ри­ал из бумаж­ного номе­ра газе­ты «Прав­да Севе­ра» за 12 марта 2014 года

12 марта 2014 7:00 Из газеты
Леонид Гофман — человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.
Леонид Гофман — человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.

Леонид Гофман – человек, о котором можно сказать: широко известен в узких музыкальных кругах. Он композитор, предпочитающий сам исполнять и интерпретировать свои сочинения.

Гофман приехал в Архангельск, чтобы поработать с камерным оркестром. 10 марта в Кирхе звучала программа, целиком составленная из его авторских транскрипций – особого исполнительского прочтения, попытки вникнуть в мысль автора с помощью своих особых средств.  – Леонид Давыдович, как сформировалась музыкальная программа? – Художественный руководитель Камерного оркестра Владимир Онуфриев узнал, что у меня есть очень неординарное и непростое переложение «Времен года» Петра Ильича Чайковского. Я согласился прилететь в Архангельск. Тогда возник вопрос, с кем можно было «поженить» музыку Чайковского. Онуфриев предложил Брамса, а я еще и Прокофьева. Получилась программа, составленная из моих обработок. «Сказки старой бабушки» Прокофьева стали мировой премьерой – в обработке для струнного оркестра они еще никогда не игрались. Это удивительно обаятельная и глубокая музыка. – Чем вы обычно руководствуетесь, выбирая произведения для транскрипции? – Только любовью. – У вас есть особые требования к музыкантам, которые приходят на первую репетицию вашей программы? – Как можно требовать любви? Вот, например, человек опаздывает на репетицию – это показатель его любви. Творческая дисциплина – это любовь к делу, она либо есть, либо ее нет. – Необходимо ли дирижеру подстраиваться под энергетику зала? – Я не считаю, что нужно где-то подстраиваться. Надо быть в ансамбле со своим оркестром. Станиславский, великий теоретик и практик, говорил, что на сцене должно быть состояние публичного одиночества, это относится ко всем видам искусства. – Как вам кажется, должен ли слушатель воображать себе что-то под музыку или музыка – это материал, который не нуждается в дополнительных иллюстрациях? – Настоящая, чистая музыка не требует никаких иллюстраций. Другое дело, что иногда образное мышление помогает работать с оркестром, но это уже совсем другое дело. – Почему молодые люди так мало интересуются академической музыкой, редко ходят на концерты? – Я вообще не называю музыку академической. Есть чистая, или, например, прикладная музыка – для театра или кино. Чистая – это музыка для камерного или для большого концертного зала. Так исторически сложилось, что общество неоднородно погружено в искусство. Конечно, хотелось бы, чтобы все было иначе. Вот приезжаешь, например, в Италию, и создается ощущение, будто человек там уже рождается с чувством прекрасного. У нас этого нет. Но, с другой стороны, у нас большой потенциал, мы люди творческие, у нас есть золотые головы и руки. – Какими путями сейчас развивается композиторское творчество? – Оно не развивается, к сожалению, потому что нет базы: распалась связь времен. Серьезный композитор не может не быть новатором, а новаторы, в свою очередь, выходят из консерваторов. Классические ценности должны быть у музыканта в крови, тогда он может быть искренним, оригинальным и свежим, подлинным. – Какие социальные события могли бы побудить вас написать музыку? – Думаю, музыка не должна быть публицистической, иначе это уже не серьезная музыка. Это относится и к поэзии. Политическая сатира и ее авторы-карикатурщики претендовать на поэзию не могут. – Для вас существует противостояние «художник – власть»? – Я бы сказал, что это не противостояние, а независимость. Художник должен иметь возможность высказать свою позицию открыто, громко и ясно. – Где быть композитором проще: в советском или российском обществе? – «Быть» везде одинаково трудно. Мне посчастливилось, у меня был замечательный учитель Филипп Гершкович, я наследник классических традиций австро-венгерской музыки. Другим же то ли не так везло, то ли интересы были карьерные, тогда как у меня наивные. Я чувствовал, что музыкант, и просто хотел учиться. А вот что касается не «быть», а «жить», то мне кажется, что сейчас лучше. Не о деньгах речь – их и сейчас не зарабатываешь, и тогда не зарабатывал. Раньше была монополия Союза композиторов, и выходить на аудиторию можно было только через него, если твое творчество одобрят коллективным разумом. А коллективного разума вообще не может быть, индивидуальный и то редко встречается. Кроме того, раньше процветала система тотального лицемерия. Сейчас это тоже есть, но уже не в такой мере. Оксана ДЖАЛИЛОВА. Фото автора.

Общество

14 ноября

Архан­гель­ских школь­ни­ков приг­лаша­ют выбрать «Про­фес­си­ональ­ную траек­то­рию»

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

14 ноября

Областные депу­таты при­няли закон­оп­ро­ект, запреща­ющий про­дажу элект­ро­нных сига­рет несо­вер­шенно­лет­ним

14 ноября

«Нет тало­нов к док­тору? Это не про­блема пациента»

14 ноября

Архан­гело­гор­од­цы органи­зо­ва­ли пети­цию, чтобы сох­ранить ста­рин­ную брус­чатку в Пет­ровс­ком сквере

13 ноября

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 ноября

13 ноября

Пен­си­он­ный фонд сок­ра­тил срок оформ­ле­ния сер­тифи­ката на мате­рин­ский капитал

13 ноября

За пере­име­но­ва­ние аэро­пор­та «Архан­гельск» про­голо­со­ва­ло 20 тысяч жите­лей области

13 ноября

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют про­верить свои зна­ния по исто­рии страны

13 ноября

«Мы бла­год­ар­нос­тей не ждём»

12 ноября

В Архан­гель­ской области стар­то­вал лите­рат­ур­ный кон­курс для школь­ни­ков

12 ноября

Швей­царс­кая ком­па­ния будет про­из­водить элек­тро­энер­гию из мос­ковско­го мусора

12 ноября

В Архан­гель­ске прой­дёт меж­реги­ональ­ная кон­фер­ен­ция ТОС

10 ноября

На Печо­ре закрылась навигация

10 ноября

«Спе­шить кате­гори­чес­ки нельзя»

Похожие материалы

17 февраля Общество

Болеть, когда фель­дшер прие­дет: В райо­нах Архан­гель­ской области рас­тет число бро­шен­ных ФАПов

17 февраля Общество

Уви­дели мусор­ную гору? Зво­ните про­куро­ру!

17 февраля Общество

Газе­та – баро­метр и друг

12 февраля Общество

Архан­гель­ский сту­дент и пре­по­да­ва­тель стали луч­шими в информа­ци­он­ной безо­пас­ности

11 февраля Общество

Зампро­ку­ро­ра Архан­гель­ска: Застройщи­ки вклю­ча­ют в дого­воры доле­вого учас­тия неза­кон­ные пункты

10 февраля Общество

Каж­дые два дня на доро­гах Архан­гель­ской области обрыва­ет­ся чья-то жизнь

10 февраля Общество

Как уче­ные в Белом море бель­ков взве­ши­ва­ли

9 февраля Общество

Мамы аут­ич­ных детей пред­лага­ют открыть в Архан­гель­ске спе­циаль­ный центр

9 февраля Общество

Каран­тин по грип­пу объяв­лен в Мир­ном, Коряж­ме, Новод­винске и Котласе

8 февраля Общество

Упол­номо­чен­ный по пра­вам ребен­ка Архан­гель­ской области: Дети гиб­нут первыми

5 февраля Общество

В Архан­гель­ской области рас­тет задол­женность по кредитам

5 февраля Общество

Доль­щики, зво­ните про­куро­рам!

3 февраля Общество

Житель Кар­по­гор рас­ска­зал «Прав­де Севе­ра», как он побы­вал в рабстве