30.09.2015 11:34

Работайте и ничего не бойтесь...

В ракульской школе всего 12 учеников

Как физрук Соколова спасла школу, а теперь школа спасает деревню

Последний раз в Ракульской основной общеобразовательной школе мы были в сентябре 2008 года. С тех пор здесь мало что изменилось – так же светло и тепло. И, несмотря на дореволюционные деревянные стены и почти отвесные лестницы – школа занимает бывшую усадьбу купца Чудинова, – по-домашнему уютно. Может, аура здесь особая. Может, еще что…

На уроке русского языкаНа первом этаже – детский сад. Когда мы приехали, малыши только вернулись с прогулки и как раз обедали. Поздоровались с нами хором, рассмотрели любопытными глазенками со всех сторон и принялись дальше стучать ложками по тарелкам – уж больно вкусно! Саша, Федя, Таня, Соня... – всего десять ребят.

Причем десять – это не одна группа, а весь садик, что называется, в полном составе.

В самой школе, что располагается этажом выше, – двенадцать учеников.

И пока поднимаемся по лестнице, все двенадцать со звонком высыпают на перемену. Выстраиваются в линейку на коридоре. Нас, что ли, встречают?

– Нет, это просто по понедельникам традиция такая, – с улыбкой поясняет руководитель школы Галина Скочнягина. – Ребята сегодня как раз дежурство друг другу передают. За порядком на переменах они ведь следят сами.

Впрочем, чего тут следить – за кем и за чем? Разве здесь придет кому-нибудь в голову сорить, царапать на стенах или обижать младших? Какие в школе, где двенадцать учеников, могут быть «беспорядки»? Ну разве что по коридору друг за другом побегать... Так, опять же, это дело полезное, поскольку на уроке отвлекаться и баловаться ведь совсем некогда.

В этом году в Ракуле не набралось первого класса – не было учеников. Седьмого класса, так исторически сложилось, тоже нет.

Уроки ведутся, как в малокомплектной школе, – второклашки занимаются в одном кабинете вместе с четвероклашками. Пятый класс – с шестым, восьмой – с девятым. Но даже при такой «скученности» на уроке одновременно не бывает Дом Соколовых – один из самых красивых в Ракулебольше четырех учеников.

В общем, за спинами одноклассников не отсидишься – хочешь не хочешь, а придется готовиться к каждому уроку и на каждом уроке отвечать.

– Школа будущего – это дворец в сто этажей. – В коридоре слышно, как пятиклассница Даша Олеванова громко и с выражением зачитывает у доски свою домашнюю работу – сочинение-фантазию. – В школе есть лифты и кафе. Ученики ходят в яркой одежде, у каждого на парте свой компьютер. А робот тетя Маша в гардеробе выдает всем желающим ролики...

Мама Даши Елена Васильевна работает здесь же – она учитель химии, географии и биологии.

Спрашиваем, не жалуется ли Даша дома на то, что учиться приходится далеко не в «стоэтажном дворце».

– Нет, – качает головой Елена Васильевна, – наоборот, Даше все пока нравится. Да и остальным ребятишкам, а мы часто с ними на уроках откровенно разговариваем, комфортно в школе. Возможно, просто привыкли, что именно так, а не иначе – все-таки школа для них почти как родной дом: еще в садик сюда ходили.

Ну, может, когда постарше становятся...

Конечно, из-за того, что мало ровесников, можно и заскучать, – соглашается Елена Васильевна. – Но мы все вместе как можем стараемся ребят занять – кружки проводим, экскурсии, походы в лес организуем, в самодеятельности выступаем...

На школьной Доске почета портреты практически всех учеников. Здесь вообще половина – отличники, половина – хорошисты, тройки – явление редкое, а двоечников в школе нет совсем. При таком раскладе и репетиторы не нужны, каждый ученик на виду.

Впрочем, на виду и каждый учитель: педагогов в школе немногим меньше, чем учеников, – семеро.

– Если после девятого класса кто-то из ребят идет дальше учиться, то в Брин-Наволоке есть одиннадцатилетка, – поясняет Галина Скочнягина. – Наши дети и там показывают хорошие результаты. Ребята и в университет поступают, и в колледжах успешно учатся.

– Сегодня время такое – вокруг сплошная оптимизация. Не грозятся ли в Ракуле школу закрыть?

 – Я пришла сюда работать в 1992 году, – говорит Галина Николаевна, – уже тогда разговоры ходили: «Мало в школе детей – закроют вас». И очень долго мы действительно работали, можно сказать, под угрозой закрытия. Я даже дочку свою после четвертого класса в город учиться отправила – все думала: вот-вот… Но дочке уже 25 лет, а школа на месте. А недавно наконец настроение поменялось.

Нам объявили: «Работайте и ничего не бойтесь. Если деревня не против того, чтобы школа была, – никто вас не закроет. Учите до последнего ученика».

– А разве деревня будет против?

– Галина Николаевна обводит взглядом собравшихся коллег. – Ведь все понимают, что пока школа жива – жива и Ракула...

Вот в соседней деревне, что за рекой, там раньше тоже школа была. И как только ее закрыли, не стало ни медпункта, ни почты... В свое время и детский садик мы всей Ракулой отстояли – в начале двухтысячных дело было. Кроватки по всему району собирали, шкафчики, игрушки из дому приносили – так что, можно сказать, мы привыкли сами себя спасать...

К слову, тему «самоспасения» мы затронули не случайно. В 2008 году материал в «Правде Севера» так и назывался: «Как физрук Соколова школу спасла». И хотя сама Нина Соколова тогда от своей «спасательной» миссии открещивалась – факт оставался фактом. Семь лет назад благодаря Нине Михайловне учеников в Ракульской школе стало сразу на шесть больше – Соколовы взяли в свою семью шестерых приемных детей.

Трактор в хозяйстве Соколовых – вещь незаменимаяПоступок по тем временам неслыханный.

И в этот раз в Ракулу мы приехали тоже к Соколовым. Как говорится, вновь «есть повод» – Нина Михайловна и Лев Алексеевич приняли в семью еще троих детей – двух сестер и брата: Алене одиннадцать, Денису – восемь, Нике – пять.

Соколовы вновь «спасают» школу?

– Ой, не надо про нашу семью писать, – смеется Нина Михайловна. – Вы про школу лучше расскажите, про музей наш краеведческий (историю про ракульский музей мы приберегли для следующего номера. – Авт.).

А что мы? Одних детей вырастили, почему бы другим не помочь...

Старшему из шестерых приемных детей Соколовых, Дмитрию, уже 24 года, работает помощником машиниста. Его родной сестре Наташе – 23, замуж вышла, живет и работает сейчас на Новой Земле. Сын Дима – в армии, Кирилл учится в техникуме, дочь Марина – в Архангельском педколледже, как мама, собирается стать учителем физкультуры, еще один сын, Саша, заканчивает учебу, собирается работать на Севмаше.

Каждые выходные дети Соколовых, что приемные, что кровные – родители А к чаю – мамины оладьиразницы между ними не делают, так и говорят: «Они все наши, все самые родные», – приезжают в Ракулу.

– Бывает, что в доме у нас одновременно человек по двадцать пять собирается, – рассказывает Лев Алексеевич. – Дети и сами едут, и друзей своих везут.

Так что у нас всегда народ, и если меньше десяти человек – кажется, что пусто. Соседи шутят: «У вас, Соколовы, как выходной, вечно движуха, словно на вокзале...» И действительно, пора картошку копать – на поле всей командой. У Соколовых как-никак 50 соток.

За грибами, за ягодами в лес – опять десант. Полчаса – и вереница ведер у порога. Сок березовый всем семейством заготовляют – полсотни банок закатывают на зиму, фабрика в миниатюре.

Дрова поколоть – «так сыновьям же в удовольствие топором помахать». К труду в семье Соколовых все приучены – белоручек нет.

Это сейчас стало модно говорить про импортозамещение. А у Соколовых импортозамещение – всю жизнь. Только на себя и свои руки надеются. В большом хозяйстве есть и трактор, и квадроциклы, и снегоход...

– А почему вы именно этих ребят взяли? – спрашиваем Нину Михайловну уже про младшее поколение семьи.

 – Потому что их сразу трое, – честно отвечает она, – а значит, шансов попасть в семью было меньше. Ну кто в наше время возьмет сразу троих? Когда позвонили нам из департамента и сказали, что вот такая беда у деток, мы с Левой поехали в Котлас – «просто на них посмотреть». Но уже по дороге, еще не видя ребят, решили: возьмем. Вначале Алену с Денисом забрали, Ника в Доме ребенка была, а потом и за ней поехали.

В школе говорят: «Соколовы детей своих каким-то волшебным образом меняют. Привозят одного ребенка, а через несколько месяцев смотришь: а это уже совсем другой ребенок. И внешне меняется, и по характеру. Ну вот как так?»

И действительно, как? – Не знаю, – улыбается Нина Михайловна, – мы ведь никого из своих тринадцати детей специально никогда не воспитывали и не воспитываем. Просто дети, они же как губка, все впитывают. Просто смотрят на нас с отцом, на старших братьев, сестер. И, можно сказать, друг у друга учатся – самостоятельности, трудолюбию, взаимовыручке, добру... А мы? Мы их просто любим. И каждый наш ребенок, большой или маленький, знает: случись что, мы с отцом всегда подставим плечо.

– А в чем тогда для вас как для родителей главное счастье?

– Главное счастье? – переспрашивает Нина Михайловна. Оборачивается на мужа, на несколько секунд задумывается: – Это когда все дети возвращаются домой...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ. Фото Павла Кононова.